"Иду в Луганск". Чего хотели добиться резонансной акцией
На прошлой неделе трое переселенцев из Луганска Андрей Шаповалов, Денис Денищенко и Антон Волохов заявили о том, что собираются посетить родной город. Видео с говорящим названием "Мы идем в Луганск" было опубликовано ими в соцсетях и вызвало большой резонанс. В комментариях одни пользователи поддержали идею, другие – назвали предателями и пожелали попасть «на подвал». Через несколько дней организаторы акции заявили, что никуда "не едут и не собирались".
"Восточный вариант" поговорил с Денисом Денищенко о том, чего они хотели добиться своей акцией и получилось ли у них это.
Александр Белокобыльский, "Восточный вариант"
– Ваша инициатива под названием «Мост» вызвала большой резонанс в СМИ и в обществе. Многие встретили эту идею в штыки. Чего вы хотели добиться?
– Чего хотели – добились: ВЫ – НАС услышали! Вы хотите выборы на оккупированной территории? О каких выборах можно говорить? Мы дали вам возможность увидеть настроение по ту сторону. Оккупационная администрация туда никого не допустит. План Штайнмайера? Ну-ну!
– Поездка на оккупированную территорию для публичных людей с проукраинской позицией крайне опасна. Можно угодить на подвал или стать жертвой провокаций. Как вашу идею восприняли близкие?
– Даже близкие нам люди засомневались, не помогли. Некоторые поддержали и поверили. Это было необходимо.
Только так мы могли привлечь внимание к проблемам, которые замалчивались все эти годы. Мы осознанно приняли на себя весь негатив, оскорбления, угрозы, агрессивную критику, травлю, спекуляцию патриотизмом. Нам не привыкать после событий в Луганске в 2014, когда мы противостояли «Русской весне», и на протяжении 5 лет войны мы всячески пытаемся отстаивать свои права и свою свободу.
Отдельно хотелось бы обратиться к жителям оккупированных территорий: Если большая часть населения будет против оккупации, то рано или поздно люди с оружием уйдут.
– И все же. Ради чего эта акция?
– Регион в состоянии запущенной рецессии. Он умирает. За 5 лет на уровне Киева все было брошено на самотек. А как еще это назвать? Неоднократно мы слышали фразы в духе «отдать оккупированные территории». Наши интересы не озвучиваются в Минске. Повальная коррупция, кумовство. Реинтеграция – только на бумаге. Список бесконечен. Именно это и показала наша инициатива.
Далее еще печальнее.
Сами луганчане так и не объединились. Мы не можем сплотиться вокруг общей цели – победить врага и защитить свои интересы и интересы региона. Мы первые по уровню оттока населения и это, в первую очередь, молодежь. С этим что-то надо делать.
– Что, например?
– Привлечь внимание к нарушению прав и свобод переселенцев и жителей неподконтрольных территорий – пора начать работать в этом направлении.
Мы дали четкий сигнал украинцам на оккупированных территориях. Нас ждут и верят.
– Чего вы добились в результате этого так скажем эксперимента?
– Мы вскрыли этот гнойник, эту проблему, о которой боятся говорить.
Да. Мы подняли широкую общественную дискуссию и будем её продолжать. Людям необходим диалог с привлечением профессиональных экспертов, фасилитаторов, медиаторов. Общество разобщено, искалечено войной.
Мы увидели, что простая мирная инициатива испугала представителей оккупационной власти. Посмотрите ролики, программы на ТВ. Вы только послушайте это: «хунта, бэндеры, путин маладец, рассея всех спасет» и т.д. Нам недвусмысленно дали понять, что людям с проукраинскими взглядами там не то что жить, а просто приезжать опасно, что все разговоры о вхождении в состав Украины – это блеф и замыливание глаз мировому сообществу.
– Многие считают, что можно было бы обойтись без публичности и, что вы просто решили таким образом пропиариться…
– Да, мы сделали это публично. Мы не хотели тайком приходить к себе домой, ходить на цыпочках, чтобы не услышали соседи и бояться включить свет. Не хотели сидеть и ждать, что сейчас придет "МГБ". (В пропагандистском сюжете так называемой "ГТРК ЛНР" нам, кстати, сказали прямым текстом, что "МГБ" не прочь пообщаться с "предателями".) А ведь так, тайком, к сожалению, приходится ездить сотням проукраинских граждан, когда они хоронят близких, навещают больных родственников. Большинству этого не понять. Это больно.
Мы осознаем весь уровень опасности и, конечно, наше видео – это отображение наших мыслей, внутренней борьбы. Утопия на сегодняшний день.
– Так вы правда собирались «идти» в Луганск?
– На самом деле 14 числа никто именно в Луганск идти не собирался. План был доехать до Станицы. Устроить автопробег всех желающих, под украинскими флагами дойти до разрушенного моста, символически поздравить Луганск с Днем рождения и вернуться назад.
В процессе подготовки нам стала поступать информация о готовящихся провокациях различного характера. Так как желающих поехать оказалось очень много, то обеспечить безопасность было бы очень тяжело. Поэтому мы приняли единственно правильное решение и пошли по альтернативному «лайтовому» варианту.
Спасибо всем, кто поддержал, конструктивно критиковал. Извините те, кого заставили волноваться. Все буде Україна!
И да. У нас есть дальнейший план, мы работаем сейчас над деталями. Далі буде!