Памяти МинВОТ. Бесполезная обуза или инструмент возвращения утраченного?
Новая власть ликвидировала Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины, которое многие считали бесполезным. Хотя именно на это ведомство была возложена миссия возвращения Донбасса и Крыма. Не означает ли, что теперь этот вопрос будет снят с повестки дня правительства как второстепенный и малоперспективный?
Андрей Снежко, «Восточный вариант»
Что это было?
Несмотря на статус целого министерства все три года в ведомстве работали всего 119 сотрудников, в их числе – 5 человек руководителей. На МинВОТ шло лишь 0,02% от финансирования центральных органов власти.
Во главе структуры находился Вадим Черныш (пришел во власть с командой Яценюка, будучи председателем Госагентства по вопросам восстановления Донбасса, но остался работать с повышением в правительстве Гройсмана). Министр оказался достаточно непубличной персоной, зато имел в команде активных спикеров – двух замов: Георгия Туку и Юрия Грымчака. Другие сотрудники оставались в тени.
"Само министерство было далеко неоднородным. Там были разные группы влияния. Был министр Вадим Черныш. Его идеи выглядели достаточно логичными, цивилизованными: активней помогать внутренне перемещенным лицам, лоббировать через парламент изменение их статуса, чтобы они могли голосовать на местных выборах, создать в университете КПИ образовательную программу для медиаторов, которые на основе социологии помогали бы в решении конфликта на Востоке. С другой стороны, там были отдельные представители, заместители, которые рассматривали министерство как временное место для себя. У меня такое впечатление было о Грымчаке. Даже отдельные высказывания Георгия Туки вызывали много вопросов: насколько он в теме, насколько глубокого изучал, к примеру, Минские соглашения? Некоторые его комментарии выглядели достаточно странно. Были раздражителями", – поясняет внутреннюю кухню ведомства кандидат политических наук Алексей Якубин.
Политический эксперт называет эту структуру "микроминистерством". Многое, что ему удалось, вышло исключительно благодаря западной финпомощи. Со стороны государства оно получало посредственную помощь, как в деньгах, так и оргподдержке. Глобальные и сложные вопросы, как соцвыплаты людям на неподконтрольных территориях, решались не самим Кабмином, а спускались на уровень МинВОТ.
Без обещаний золотых гор
Несмотря на то, что эксперты говорят об ограниченных возможностях МинВОТ, они защищают необходимость существования подобного института. Мы проанализировали официальные документы и риторику вышеназванных чиновников на предмет обещаний и выявили интересную статистику: "коэффициент полезного действия" МинВОТ составил 53% – то есть ведомству удалось выполнить чуть больше половины обещанного.
Замминистра Георгий Тука в комментарии "Восточному варианту" отмечает, многое из того, что удалось его команде – уникально для Украины.
Среди выполненного вспомним разработку Государственной стратегии по восстановлению целостности Украины, создание информационного реестра данных о внутренне перемещенных лицах, интеграцию ВПО (например, в профессиональной переквалификации или получении образования на подконтрольных территориях, выплата спецстипендий по 6-7 тыс. грн), основание международного трастового фонда для восстановления Донбасса, создание Научно-консультативного совета при МинВОТ, помощь политзаключенным (освобожденным узникам из тюрем РФ и их семьям выплачивали по 100 тыс грн), выполненное обещание не прекращать поставки воды в ОРДЛО…
Не смогли или не захотели?
Журналистка-переселенка с Донбасса Анна Курцановская не склонна говорить о высоких показателях МинВОТ. По 10-бальной шкале она оценивает его на твердую "двойку", основываясь на опыте жизни ВПО – один на один с собственными проблемами – и на данных итоговой пресс-конференции министерства в августе 2019 года.
"Изначально посыл был такой: "Мы такие классные и у нас только достижения! Фак-апы – не, не, это не про нас! Мы самое бедное министерство. Нам копеечки выделяются, но мы многое сделали. Мы выпустили листовки для абитуриентов в оккупации, чтобы они поступали в вузы на свободной территории". Хорошо, а где они будут жить, когда приедут сюда? Многим из них не дают даже комнату в общежитии – находят тысячи причин для отказа. Из 119 сотрудников в министерстве только 25 человек – переселенцы. Но раньше и их не было. Что могут решать люди, не прочувствовав все беды и мытарства переселенцев: хождение за справками в детский сад, в больницу, чтобы устроить ребенка в школу?" – искренне удивляется Анна Курцановская.
С практикой в министерстве, действительно, проблемы. Это подтверждает и статистика невыполненных обещаний.
Чуть ли не главной проблемой стал жилищный вопрос.
Во-первых, предоставление временного жилья перемещенным лицам. На эти нужды потратили 85 млн грн, помогли с общежитиями или даже дали квартиры (не всем), создали в ряде городов на мирной территории модульные городки (за счет иностранной помощи). По данным МинВОТ, лишь 800 ВПО обеспечены крышей над головой. А кое-где, например, в Харькове, переселенцев из транзитного городка уже выселяют вон.
Во-вторых, жилье многих людей было разрушено вследствие боевых действий. МинВОТ создал для них механизм финкомпенсации, но на него не выделили ни копейки.
Также одним из ключевых направлений стала защита гражданского населения в зоне конфликта. Даже была создана Межведомственная комиссия, которая должна была использовать международные правовые механизмы для защиты людей. Но, увы, гуманитарным правом не прикроешься от пуль и снарядов – мирные люди продолжают гибнуть на Востоке, их собственность уничтожается.
Другим приоритетом взяли противоминную деятельность, для чего запустили ряд программ, в т.ч. с привлечением передового иностранного опыта. Но тут вряд ли, стоило ждать быстрого результата. Около 16000 км2 на Донбассе усеяны взрывчаткой. А по оценкам ООН, каждый год войны требует 10 лет разминирования.
В конце 2016 года Черныш рассказал о планах создания международного трастового фонда, который помогал бы собирать деньги для восстановления Донбасса. По его подсчетам для этого нужно минимум 1,5 млрд доларов. Фонд действительно сделали, а вот собрать нужную сумму за три года не смогли. В мае 2017 Георгий Тука сообщил, что в этом вопросе много бюрократических моментов, в т.ч. со стороны стран-доноров, хотя для старта фонда собрали 2 млн дол.
В октябре 2018 года Черныш планировал запустить вместе с Мировым банком и государством Израиль пилотный проект по повышению уровня устойчивости громад в зоне конфликта. Речь идет о программе психологической помощи и лечения населению, пострадавшего в результате войны, которую должны были осуществлять израильские специалисты. Но дальше консультаций с громадами Донбасса дело не пошло.
Донбасс: сирота или дитя семи нянек?
Как известно, теперь МинВОТ ликвидировано. То, что от него осталось, было объединено с Министерством по делам ветеранов. Подобные реформы породили дискуссию в обществе: новая власть таким способом отмахивается от проблем Донбасса и Крыма, или планирует дать им новый статус?
Бывший замминистра Георгий Тука критически смотрит на способность новой власти достичь успеха в "восточной теме":
"То, что я вижу сейчас убеждает меня: к сожалению, новая команда не только не понимает что к чему, она не имеет реальной заинтересованности во всех этих процессах. Это очень печально… Потому что трехлетний опыт Украины (срок работы МинВОТ. – ВВ) используется, как пример, на уровне ООН, преподается во многих международных университетах, а собственное государство, увы, считает это нецелесообразным".
Впрочем, в экспертном сообществе не склонны думать, что "пропало всё". Политолог Алексей Якубин считает, что в новой власти про Донбасс не забудут, скорее наоборот – повнимательней займутся регионом:
"Такое объединение министерств может быть связано с тем, что в Офисе Президента хотят иметь ключевое влияния на ситуацию на Донбассе. Возможно, будет создана еще какая-то структура – отдельное правительственное агентство, которое будет заниматься Донбассом".
Команда Президента, действительно, взялась за формирование новых структур и инициатив по Востоку. Одна из новинок – создание Офиса по разработке гуманитарной политики Украины. Пока одно министерство сокращают, а два других – принимают дела, в этом Офисе уже взялись за организацию конкретных мероприятий для пострадавших от войны. Здесь уже озвучили приоритеты своей работы для Востока: улучшение работы КПВВ, восстановление вещания украинского ТВ, развитие образования, освобождение пленных и поиск без вести пропавших.
Руководитель нового ведомства Александра Дворецкая сама вынужденно покинула Крым, а позже возглавила общественную организацию "Донбасс СОС", потому о проблемах ВПО знает не понаслышке. Она уверяет: изменятся и механизмы работы – будет больше межведомственной коммуникации и работы с пострадавшими людьми.
"Для меня проблемы этих людей не есть чем-то мифическим. Я сама – ВПО, и знаю, что такое не иметь права голоса на выборах, когда все получают два бюллетеня, а мы – один, не можем голосовать на местных выборах… Я, как и мой муж родом из Луганска, – не член принимающей громады, хотя 6 лет прожила в Киеве. Потому мы будем пробовать влиять на решение проблем", – сообщила Александра Дворецкая.
Вместе с тем, она добавила, что жилье остается главной проблемой, так как она требует значительных бюджетных средств, которые от реорганизации министерств внезапно не появятся.
Как ни крути, МинВОТ – уже история, из которой можно брать полезный опыт. Впереди – достаточно туманная реальность с желанием общества скорей закончить войну и решить проблему Донбасса. В любом случае, это не удастся сделать без профильного госоргана и специалистов, готовых переходить от общего к частному – опуститься на уровень переселенца и наконец-то начать помогать ему.