"А семьи чем кормить?". Предприниматели Луганщины в ожидании локдауна
7 января — последний день “свободной” торговли перед новыми ограничениями.
“Восточный вариант” побывал на рынке Северодонецка, а также узнал, как относятся к очередному вынужденному перерыву предприниматели из других городов.
В ожидании
На рынке не многолюдно, но покупатели все же есть. Доносится обрывок разговора двух пожилых женщин:
— Так что, рынок завтра будет?
— Да по телевизору говорили, что вообще отменят этот карантин.
— Ой, да кто его отменит.
Диалог происходит на рынке “Злагода”. Тут на открытом воздухе продают фрукты, овощи, творог и молоко. И, хотя Кабмин разрешил работу продовольственных рынков, тут до конца не уверены, что и дальше смогут торговать.
“Если разрешат, приедем. Зарабатывать нужно. Нам что, объясняют разве?”, — пожимает плечами женщина с “молочкой”.
Те, кто торгует своим (молоко, домашнее масло, творог), еще в предыдущие локдауны приноровились делать адресную доставку и привозить своим постоянным клиентам продукты под подъезд. А заказы принимают заранее по телефону.
“20 продавцов высматривают одного покупателя”
На непродуктовых рядах часть контейнеров уже закрыты. Где-то висят объявления с перечнем продукции и номером телефона.
Те, кто сегодня вышел торговать, потенциальным покупателям наперебой предлагают “джинсы-рубашечку-футболку”.
“Один покупатель идет, а его 20 продавцов уже высматривают с надеждой: а вдруг ко мне? Покупательская способность упала, заводы не работают. У нас тут вообще нет скопления людей, тем более на свежем воздухе”, — говорит предприниматель Светлана Губарева.
У нее в ассортименте одежда. Говорит, любой простой очень плохо отражается на бизнесе. Мода переменчива, неактуальный товар уже не продашь. Самый первый локдаун, вспоминает, пережили с большим трудом. Об ограничениях заранее не предупреждали, предприниматели потратили деньги на закупку нового товара.
“В городе тогда не было вообще заболевших. К чему этот карантин. Думали, неделя-две и все. А это было 2 месяца. Ладно, выжили. Хотя сезон потеряли. Начинается сезон зима, в которую вкладывается еще больше денег: локдаун выходного дня. В магазины люди могут зайти после работы, а рынок просто идет на уничтожение”, — сокрушается Светлана.
На Центральном рынке, добавляет, пошли навстречу и снизили аренду на период локдауна.
“Аренда небольшая получается, им же тоже нужно за землю платить. А товар? Последние попытки продать хоть по закупке. Мы не можем накопить денег, чтоб просто сидеть дома”, — добавляет предприниматель.
Переход в онлайн
Еще весной предприниматели создали группу в Фейсбуке “Рынки Северодонецка” (более 7 тысяч участников). В ней и сейчас частенько появляются объявления о тех или иных товарах.
Это альтернативный способ поиска клиентов. Специальных сайтов зачастую не создают, используют соцсети, группу в Вайбере.
“С реальной торговлей это не сравнить. Продавец тратится, отправляя товар на такси покупателю на примерку, потому что никто не хочет еще и за такси платить. Ты же хочешь продать. Это несравнимые вещи. Но хоть какой-то заработок”, — считает продавец Наталья.
Дорожки в супермаркеты
Локдаун — сильный удар по бизнесу и вообще по экономике, считает предприниматель из Рубежного Ольга Феленко. Хотя продуктовым рынкам работать разрешили, а непродуктовые могут делать доставку.
“Люди просто не выживут. Мое мнение: будут где-то торговать “втихую”. Меры безопасности однозначно нужны, но такие жесткие неоправданы. Все мои знакомые предприниматели и сами носят маски даже на улице, и покупателям делают замечания, очень боятся нарушить предписания. На мой взгляд, должен быть более индивидуальный подход. Есть магазины на 4 квадратных метра, а есть огромные. У меня 200 квадратов зал. А сейчас больше 1-2 человек и не заходят”, — говорит Ольга.
С не меньшими трудностями столкнутся и покупатели, добавляет Ольга. Вспоминает, как это было во время локдауна весеннего. За более 20 лет в торговле у нее появилось множество постоянных клиентов.
“У меня разрывался телефон. Люди элементарно звонили: у детей обувь порвалась или выросли из нее, нужно купить одежду. Мужчина звонил: мне нечего обуть, обувь развалилась. А у нас у всех по 5-10 пар обуви не стоит. Это убивает рынок. Люди начинают переходить в супермаркеты. Люди протаптывают дорожку в супермаркет и понемногу забывают, что и у кого они раньше покупали на рынке”, — резюмирует предприниматель.
Читайте также: Локдаун vs бизнес: кто кого?