"Мы тут": как развивать города возле войны
За 7 лет войны на Донбассе прифронтовые города постепенно превращаются в зону отчуждения. Близость боевых действий пугает инвесторов. Уровень безработицы растет, инфраструктура разрушается. Люди массово выезжают искать лучшей жизни в других регионах. Есть ли альтернатива?
На Донбассе создали коалицию прифронтовых городов “На лінії зіткнення”. Это первый общественный проект, который объединил представителей громад, местных предпринимателей и органы власти. 14 ноября коалиция официально стала общественным союзом. То есть, из неформального сообщества переродилась в юридическое лицо.
Руководитель проекта, член правления организации “Сильные громады” Андрей Грудкин сам живет в прифронтовом Торецке. Ему не понаслышке известны проблемы городов вблизи линии разграничения.
“Основная идея в объединении активных жителей прифронтовых громад, которые заинтересованы в развитии своих городов и не хотят оттуда уезжать. Все прифронтовые города очень отличаются от соседних, мирных. Это тот же Краматорск, Северодонецк, Покровск и остальные населенные пункты, куда заходят инвесторы. Да, если посмотреть на карту, они тоже близки к линии фронта, но условия там абсолютно другие. Мы не хотим, чтобы наши города в перспективе 10 лет превратились в громады-хосписы, где люди старшего поколения просто доживают свой век”, — говорит Андрей Грудкин.
Что такое "На лінії зіткнення"?
Неформальная коалиция прифронтовых городов была создана в прошлом году.
В нее вошли 21 общественная организация из 8 громад Донетчины и Луганщины: Сартанской, Светлодарской, Торецкой, Авдеевской, Марьинской, Счастьинской, Попаснянской и Горной.
“Мы ездили в поля, собирались в громадах и говорили о проблемах и поиске решений. Но когда люди сами приезжают и объединяются, то чувствуют себя настоящим сообществом. Понимают, что мы едины в своих стремлениях. Был подписан меморандум о сотрудничестве. Разработали дорожную карту. Тогда к нам на конференцию приехал первый заместитель министра реинтеграции Ростислав Замлинский. Он увидел, что наши предложения вменяемы и адекватны”, — рассказывает Андрей Грудкин.
Дорожная карта коалиции “На лінії зіткнення” по приоритетам поделена на несколько разделов, которые определили сами жители прифронтовых городов. Это эффективное использование ресурсов громад, стимулы для бизнеса, развитая инфраструктура и качественные медицинские услуги. Каждый из разделов призван разработать определенные законы, постановления правительства, которые позволят прифронтовым громадам развиваться.
В 2020 году организаторы проекта провели исследование чем живут прифронтовые громады. Провели 5 локальных и одну национальную акцию под Верховной Радой.
“Люди нас увидели, увидели что мы обычные живые люди и готовы бороться за свое будущее”, — вспоминает Грудкин.
Что уже сделано
Коалиция тесно сотрудничает с Министерством реинтеграции временно оккупированных территорий. Представители прифронтовых громад участвовали в рабочей группе по разработке Стратегии развития Донецкой и Луганской областей. Большая часть предложений были учтены в стратегии. Например, создание механизма страховки бизнеса от рисков войны.
“Миф номер один, это что инвестор никогда не зайдет в прифронтовой регион. Без инвестиций нам нечего делать в принципе. Это ключевая составляющая развития и нам нужен был механизм. Если инвестор будет видеть, что в прифронтовых городах у него есть защита в виде страховки, то он будет туда заходить”, — рассказывает глава проекта.
Также одна из самых больных тем для местных предпринимателей - блокирование системы кредитования. Прифронтовому бизнесу получить кредит практически нереально. Многие ухищряются регистрироваться в других областях. Пока этот момент не реализован, но зафиксирован в Стратегии министерства.
Один из критических вопросов инфраструктуры это доступ к питьевой воде в Торецке. Российские оккупационные войска обстреливают водогон с Горловки. Жители набирают воду в баклажки возле фур, которые привозят воду в цистернах. Это может произойти в любое время года.
“Когда исчезает вода все просто забывают о любых положительных изменениях в городе. Жители не могут думать ни о чем другом, когда вынуждены таскать домой бутыли с водой. Уже сейчас видим, что ключевые шаги в этом направлении происходят как в Красногоровке, так и в Торецке. В Торецке сейчас строится резервный водовод, который впоследствии станет основным”, — рассказывает Андрей Грудкин.
Следующий шаг — отмена норм налогового кодекса, которые лишали предприятия обязанности платить налоги на недвижимое имущество и землю в местные бюджеты. По словам Грудкина, потери от этого были колоссальные: около 100 млн гривен в год для всех громад, которые были проанализированы коалицией. Лишены налога на землю могут быть аграрии, чью поля заминированы. Таких аграриев нужно защищать, а не насчитывать им штрафные санкции, считает эксперт.
Также благодаря коалиции был увеличен срок аренды земли и коммунального имущества с 1 года до 5 лет.
“Теперь бизнесу не нужно каждый год заключать договора аренды, чувствовать себя незащищенными. В условиях прифронтовых городов невозможно приватизировать коммунальное имущество или землю. Это отторгает и граждан, и предпринимателей от желания чем-то заниматься и оставаться здесь жить и работать. Такой пятилетний компенсатор, который ВР одобрила, очень важная вещь и мы уже слышали массу благодарностей за этот шаг”, — говорит Грудкин.
“Все эти вещи не на слуху, о них не говорят на центральных телеканалах, они не звучат. Это вопрос жизни нас, более 300 тысяч людей, которые на линии разграничения. Мы с этим сталкиваемся и мы должны выносить эти вопросы на поверхность в информационное пространство, чтобы убирать эти дискриминационные условия”, — считает Андрей Грудкин.
Дальнейшие планы
Как отмечает аналитик, за этот год многое изменилось в громадах. Это связано с децентрализацией, точнее с реформой административно-территориального устройства. После объединения громад произошло изменение системы муниципального управления.
Ранее военно-гражданская администрация находилась в населенном пункте, а вокруг были сельские советы, где действовало местное самоуправление. У людей было представительство. На данный момент вся власть сконцентрирована в руках одного человека, руководителя ВГА. По мнению Андрея Грудкина, в этом есть большие риски для развития громад.
“Мы не критикуем устрой ВГА, а говорим о его модернизации. Давайте создавать общественные советы, электронные петиции, бюджеты участия. Это происходит, но не систематически. Если мы все это имплементируем в закон, то люди будут иметь определенные механизмы и уже от них будет зависеть как их будут использовать”, — считает эксперт.
На минувшей конференции коалиции был утвержден статут и выбраны органы управления: общее собрание как руководящий орган и рабочий - исполнительный директор.
“Ценность коалиции в том, что мы на собственной шкуре ощущаем наши проблемы и потребности. Сколько бы аналитики из Киева извне не анализировали наши проблемы, они не могут ощутить их на себе. В этом наша ценность. Этот подход замечают и другие стейкхолдеры, которые также работают в контексте прифронтовых городов”, — акцентирует Грудкин.
На данный момент в руководящих органах “На лінії зіткнення” представлены все 8 прифронтовых громад. Всего таких городов 15 и коалиция готова к любому сотрудничеству.
В ближайших планах провести новое исследование проблем и обучение для представителей прифронтовых городов.