"Сыграть в Донбасс": 8 настольных игр, созданных на востоке Украины
Понять проблемы переселенцев, познать гендерные стереотипы и даже купить акции Tesla… Чем удивят “настолки” Донетчины и Луганщины
В последние годы настольные игры вновь набирают популярность. Важную роль в этом сыграл локдаун, когда на смену посиделкам в кафе пришли уютные домашние семейные вечера. Настольные игры не только хорошее развлечение, но и мощный образовательный инструмент.
«Восточный вариант» подготовил подборку настольных игр, созданных жителями Донецкой и Луганской областей.
Памятки города Мариуполя
Эту игру создали преподаватели и студенты образовательных учреждений Мариуполя. Вместе они работали на базе общественной организации «Культурно образовательная платформа «Сенс» в партнерстве со студенческим научным историко-археологическим обществом Мариупольского государственного университета при поддержке Украинского культурного фонда.
Цель игры — отыскать как можно больше архитектурных памятников на карте города, собрать пазл и внутриигровые средства для реставрации рушащегося памятника.
Игрокам необходимо доставать карточки, по описаниям которых можно догадаться, о какой точке города идет речь. Если угадать объект сложно, можно попросить у ведущего подсказку. Чем меньше подсказок и попыток на угадывание потратят игроки, тем больше денег и частичек пазла они получат для восстановления исторической памятки города.
“Переселенська блуканина”
Создатели игры — члены благотворительного фонда Stabilization Support Services Валерия Вершинина (переселенка из Донецка) и Ольга Иванова. Игра построена на реальных историях вынужденных переселенцев.
Ходы на поле — это своеобразные испытания, с которыми до сих пор иногда сталкиваются внутренне-перемещенные лица. Например, если в игре нужно собрать вещи для отъезда в другой город, придется пропустить ход, а если попали на удачную клетку, например, сумели с первого раза оформить электронный пропуск для пересечения КПВВ, то можно пойти быстрым путем и получить «фору».
В игре полно аббревиатур и понятий, понятных только переселенцам, например МКП — места компактного поселения. Попадаются и трагические клетки, но, к сожалению, от этого не менее реальные. Например, во время пересечения КПВВ пункт могут закрыть из-за обстрела и тогда придется пропустить ход.
Переселенцы по-разному отнеслись к задумке. Кто-то сказал, что это издевательство над трагедией миллионов людей, которые бросили свои дома в поисках мирной жизни. Другие же говорят, что игра лучше любых новостных сюжетов показывает реалии, с которыми ежедневно бьются ВПЛ.
Игру используют для обучения студентов специальности «Социальная работа», а также на различных тренингах.
“Бути жінкою”
Еще одна игра от Валерии Вершининой и Ольги Ивановой — настолка «Бути жінкою», которая помогает бороться с гендерными стереотипами. Игру презентовали в рамках ежегодной кампании «16 дней активизма против гендерного насилия».
Игроки примеряют на себя роли женщин, в игре доступно восемь различных героинь — жительница села, военнослужащая, пенсионерка, женщина с инвалидностью и так далее. Игроки двигаются по полю, выполняя различные действия для достижения своей уникальной цели. На пути игрокам мешают и помогают различные стереотипы, каждый ход либо добавляет, либо отнимает ресурс. Если ресурса слишком мало, игрок не достигнет цели и не сможет победить.
По задумке авторов, игра рассчитана на людей, которые мало знакомы с темой гендерного активизма и защиты прав. По сравнению с «Переселенськой блуканиной» в игре нет откровенно травматичных ситуаций — домашнего насилия, сексуального насилия и так далее.
Cash-Time
Игру создал мариуполец Максим Науменко, в переводе на русский она звучит, как известная поговорка «Время — деньги». Игра помогает улучшить финансовую грамотность и научиться оперировать доступными ресурсами. Максим изучил несколько похожих игр, в основе которых лежит всемирно известная настолка «Cashflow» — «Денежный поток».
Для своей игры Максим Науменко взял реальные данные о стоимости акций компаний. Поле для игры представляет собой шестиугольник с тремя кругами. Каждый игрок выбирает для себя профессию и в неделю внутриигрового времени ему дается 90 часов в неделю, чтобы заработать деньги. В остальное время игрок тратит деньги. Игроки сами решают, как распорядиться своими средствами — вложить в бизнес или оплатить какие-либо услуги.
Купец первой гильдии
Еще одна игра о Мариуполе, созданная общественной организацией «Сенс». «Купец первой гильдии» — это переделанная аналог «Монополии», но о Мариуполе XIX-XX веков. В игре отражены мариупольские предприятия столетней давности.
В игре вы можете стать обладателем пивоварни Чеха Кучера, металлургических заводов «Никополь» и «Русский Провиданс», рыбного завода или кондитерской фабрики. На карточках купленных вами предприятий подробно описано, кто основал этот бизнес, сколько сотрудников там работают и какой годовой доход приносит предприятие.
Также игроки могут прикоснуться к жизнеописанию того времени. Создатели игры взяли реальные события, происходящие в городе, описанные в тогдашнем популярном печатном периодическом издании «Мариупольская жизнь». Эти события могут частично лишить вас средств, а могут принести прибыль. Но не забывайте о социальной ответственности бизнеса: если попадете на клетку «Благотворительность», нужно будет пожертвовать средства для благотворительных инициатив.
Монополия Донбасса
Ещё одна игра, копирующая традиционную «Монополию». «Монополия Донбасса» адаптирована под предприятия Донецкой и Луганской областей. Вместо отелей, домов, аеропортов, банков и бизнес-кварталов здесь можно стать владельцем меткомбината «Азовсталь», сети маркетов «АТБ», футбольных клубов «Шахтер» и «Заря» и медиахолдингов.
Сами игроки решают, монополией на что они хотят обладать — сосредоточиться на крупных промышленных предприятиях, иметь больше аэропортов и вокзалов, чтобы взимать налог за логистику или вкладываться в образование, скупая университеты.
Активація: культура мирних зібрань
Мариупольская арт-платформа «ТЮ» сейчас разрабатывает игру о культуре местных собраний, консультируясь с Ольгой Ивановой и Валерией Вершининой. Игра называется «Активация», ее первые прототипы протестировали, поиграв в нее с молодежью Донбасса.
Недавно создатели представили одного из героев настолки — Кота Василия. Кот Василий — пенсионер, который способен уладить любой конфликт с агрессорами. Иллюстратор игры — Иван Семесюк.
Игра, которая поможет влюбиться в Лисичанск
Студентка педагогического колледжа, жительница Лисичанска Елена создает настольную игру, которая влюбит игроков в город. Елена собирает 400 фотографий так или иначе связанные с Лисичанском — это могут быть памятники, архитектура, пейзажи, известные люди.
Правила игры напоминают настольную игру «Ассоциации». Игрокам раздают по пять карт, а ведущему необходимо назвать понятие, с которым ассоциируется это место. Затем карты открывают и игроки должны угадать, какую карту имел в виду ведущий.
Над названием девушка пока что раздумывает, но точно хочет, что в нем было название ее города. Елена надеется, что игра поможет больше узнать о Лисичанске его жителям и по-настоящему его полюбить.