В Славянске учились преодолевать гендерные стереотипы
В учебных заведениях Донецкой области - Славянском колледже Национального авиационного университета и Славянском химико-механическом техникуме - недавно реализовали инициативу по организации образовательных упражнений по гендерным вопросам.
Используя онлайн-сервисы, со студентами провели интеллектуально-интерактивные проекты. Целью практических психологов и сотрудников учебных заведений Елены Матушенко, Марины Ищенко и Федора Руденко было создание условий для налаживания эффективного диалога и партнерских отношений учебных заведений с организациями гражданского общества. Идея основывается на ст. 76 Закона Украины "Об образовании", который учитывает обеспечение социально-педагогического патронажа в системе образования и содействие взаимодействию учреждений образования, семьи и общества в воспитании студентов, их адаптации к условиям социальной среды. Базой для взаимодействия стали подходы общественной организации "Асоціація громадських радників України", которая информирует об актуальных проблемах в обществе, возможностях их решения, участвует в мероприятиях в громаде и коммуницирует со СМИ.
Прежде всего были обсуждены законодательные нормы о создании условий для защиты учащихся во время образовательного процесса от любых форм физического и психического насилия, унижения чести и достоинства, дискриминации по любому признаку.
Сначала студентам рассказали основную терминологию, которая затрагивает тему гендерных отношений. После решения онлайн-задач, студентам надо было сформулировать видение решения тот или иной ситуации, в таком алгоритме:
- Установить фактические обстоятельства, связанные с сексизмом
- Выбрать ключевые слова, подлежащих использованию к фактам сексизму
- Принять обоснованное решение и сообщить о нем
При этом студентов ориентировали на то, что надо помнить об определении основных понятий, проанализировать их признаки, выяснить возможные последствия. Можно было смоделировать ситуацию в другом направлении - изменить детали, привести похожий пример, сделать общие выводы в соответствии с правовыми нормами.
Применяя приемы фасилитации, студентам рассказали методы и средства, помогающие найти ответ в гендерных случаях. На практике студенты рассмотрели жизненные ситуации "Видим ли мы сексизм?". Пройдя ситуационные тесты, ученики обсудили модели собственного поведения при взаимодействии мужчин и женщин.
Инициатива реализована для содействия реализации Концепции национального воспитания студенческой молодежи, где в основных направлениях национально-воспитательной деятельности предусмотрено интеллектуально-духовное воспитание через развитие познавательного интереса, творческой активности, мышления; воспитание потребности самостоятельно приобретать знания и готовности к их применению в практической деятельности.
Это способствует тому, чтобы студенты могли окунуться в атмосферу познания без репетиционных упражнений, почувствовать правовое пространство и действие права постоянно, а не только в день прав человека или любую другую традиционную дату.
Основная цель - предотвратить возможные проявлениям предвзятого отношения к правам человека, женщины или мужчины и предупреждения стигматизации.
Федор Руденко