Янукович и пустота

Публичный имидж – залог карьерного успеха и долголетия любого политика. Если же речь идёт о президенте страны, то имидж – дело государственной важности, поскольку является одной из составляющих легитимности политической системы. Если Президент стал изгоем в глазах граждан, это становится пятном не только на его собственной репутации, но и на репутации страны в целом. Об этом и многом другом нас заставил задуматься визит Виктора Януковича в Луганск, состоявшийся 20 июня.

 

В тот день Луганск можно было сравнить разве что с Москвой во время прошлогодней инаугурации Владимира Путина – в угоду виновникам торжества центральная часть обоих городов была тщательно «зачищена» от местных жителей. Что и говорить, с луганчанами поступили довольно грубо: центр города был перекрыт, нельзя было даже сидеть на лавочках в парке у обладминистрации, сотням людей  пришлось торчать в пробках или в спешном порядке планировать окольные маршруты. Такие сверхмеры предосторожности ещё можно было бы понять в каком-нибудь Тернополе, где у каждого встречного-поперечного может быть припрятано «тупое тяжёлое» яйцо. Но откуда такое недоверие к луганчанам, доказывающим свою преданность Партии регионов уже добрый десяток лет?!

 

Впрочем, обижаться луганчанам не стоит – похоже, Виктор Фёдорович не доверяет всем украинцам в равной степени. Например, на крещенское богослужение в столичном Свято-Покровском соборе он явился в сопровождении 15 телохранителей, не считая целой толпы сотрудников Госохраны со всеми вытекающими последствиями: пробками на близлежащих улицах и «задвинутыми» прохожими и прихожанами. Даже сквозь живой коридор монахинь (!) во время молебна на Владимирской горке в декабре прошлого года Янукович проходил в сопровождении полутора десятка бодигардов. Нет привилегий и для детей. В феврале на выставке детского творчества гаранта нашей Конституции сопровождали 20 телохранителей и полсотни правоохранителей в штатском.

 

В этом отношении Янукович разительно отличается от своего предшественника, любившего дефилировать в непосредственной близости с народом. Но дело, конечно же, не в сравнениях, а в том, как мутировал публичный имидж Януковича. Вспомните Виктора Фёдоровича образца 2004-2005 годов: он не гнушался находиться в толпе избирателей, говорил на понятном им языке и вёл себя (по крайней мере, на публике), как первый среди равных. Даже сомнительное прошлое и грубоватая манера речи не портили его имидж, лишний раз подтверждая, что это тот самый «свой парень» из Енакиево, а не глянцевый медиа-болванчик или «мутный» обитатель политического закулисья.

 

Но с годами образ Виктора Фёдоровича сильно изменился – то ли изменился он сам, то ли его имиджемейкеры избрали новую стратегию, то ли ещё по каким-то причинам.

 

Общеизвестный факт: в Донбассе «наших сукиных сынов» любят до последнего, прощая им всё. Но чтобы оставаться «нашим» - не только по происхождению, но и «по нутру» - нужно об этом напоминать. Чиновника, заслонившегося от своих избирателей широкими спинами бодигардов, будут бояться (эких мордоворотов держит!), а вот любить – вряд ли.

 

И дело тут, конечно, не в потерянном в пробке времени, а в нарастающем чувстве дистанции. Сделать имидж Януковича более «человечным» могла бы его супруга. Не будучи эффектной «светской львицей» и рафинированной представительницей элиты, Людмила Александровна в имиджевом плане всё ещё ближе к Виктору Фёдоровичу «майданных» времён. То, что её можно увидеть в каком-нибудь донецком супермаркете в сопровождении одного (!) охранника, вполне соответствует западным правилам хорошего тона. У них королева в метро, у нас – первая леди в «Ашане» - и уже только за это последней можно простить буквально всё. Но и этот козырь практически безвозвратно утерян – слишком уж редко (и протокольно) супруги появляются на публике вместе.

 

Впрочем, поведение Януковича – закономерное продолжение стиля работы Партии регионов в целом. Ни для кого не секрет: даже там, где можно сделать всё «по любви», ПР предпочитает платить или использовать админресурс. Разнарядки для университетов и бюджетных учреждений, автобусы с «гастролёрами» и прочие приёмы работы с людьми «в ручном режиме» уже никого не удивляют, ведь информация тут же просачивается в СМИ. Да и многие участники мероприятий не особенно стесняются рассказывать о том, что привело их на тот или иной митинг. Многолетняя же практика «добровольно-принудительной» мобилизации электората и вовсе выхолащивает отношения партии и граждан. Тот, кого хоть раз посылали на митинг по разнарядке и под запись, вряд ли поверит, что все остальные мероприятия организовывались иначе. Безусловно, присутствия энтузиастов никто не отрицает, вопрос лишь в пропорции к количеству «митингово обязанных»: 1:1 или, может быть, 1:10?

 

Собственно говоря, удивляет даже не использование технологий работы с массами. В подобном неоднократно уличали и оппозицию, и канувшие в Лету партии, и беспартийных политиков. Удивляет то, что Партия регионов не пользуется совершенно очевидными преимуществами. Учитывая её господствующее положение в Донбассе на протяжении последнего десятка лет, даже не слишком активная работа с людьми позволила бы собирать практически любого масштаба митинги безо всякого админресурса и прочей срамоты. Аналогичным образом Виктор Фёдорович 20 июня мог бы показать себя любимым (хотя бы базовым электоратом) Президентом, который улыбается прохожим и справляется у отдыхающих в парке об их чаяниях. Но нет – ни партия, ни взращённый ею президент не пожелали «заморачиваться» подобными мелочами и воспользовались стандартной схемой: когда люди нужны – пригоним, когда не нужны – прогоним.

 

Последствия такого стиля работы с публикой дадут о себе знать в 2015-м году. В конечном итоге, они будут зависеть от того, насколько долго мы можем хранить явно безответную любовь к «своим по нутру» и насколько неприемлемыми окажутся альтернативные кандидаты. Пока же остаётся лишь наблюдать, как Президент отдаляется от своего народа, окружая себя пустотой перекрытых дорог и оцепленных милицией площадей. 

 

Фото пресс-службы Президента Украины

Последние новости

  • Війна з РФ

"Кінотеатри на гастролях" та актори у фейкових сюжетах. Як окупанти посилюють пропаганду на ТОТ сходу України

На захоплених територіях сходу України ворожа пропаганда тісно вплетена в різноманітні аспекти життя. Спортивні союзи,… Read More

12 години назад
  • Війна з РФ

Космічні ціни на продукти та зростання безробіття. Як росіяни руйнують економіку на окупованих територіях сходу України

Окупанти не приносять нічого на українські землі, крім війни, бідності та розрухи. Підвищення цін на… Read More

18 години назад
  • Суспільство

Кераміка Донеччини та війна: з якими проблемами зіткнулися керамісти та яке майбутнє галузі в області

Як вплинуло повномасштабне вторгення рф на керамічну сферу в Донецькій області? Які є перспективи для… Read More

20 години назад
  • Суспільство

"Октава мого життя": у Києві переселенка з Маріуполя представить перформанс про війну, загибель чоловіка і боротьбу з хворобою

Цієї неділі, 28 квітня, переселенка з Маріуполя Ксенія Гузь представить перформанс “Октава мого життя”. У… Read More

21 годину назад
  • Війна з РФ

Фейкові заяви та маніпуляції: як пропагандисти рф брешуть про евакуацію з Донеччини

Нещодавно російські ЗМІ почали розповсюджувати заяву радника ватажка так званої «днр» Ігоря Кімаковського, що начебто… Read More

2 дні назад
  • Суспільство

Громадські центри в Слов’янську та Покровську: як вони підтримують жителів Донеччини під час війни

У грудні минулого року в Покровську відкрили громадський центр, куди можна звернутися за послугами юриста,… Read More

2 дні назад

This website uses cookies.