Пенсионная полумера

В Украине стартовала пенсионная реформа. Парламент одобрил ее первый этап: повышение пенсионного возраста и необходимого стажа для выхода на пенсию. Далее, власть в течение 2-х лет обещает ввести второй и третий уровни пенсионной системы (обязательные и добровольные отчисления в негосударственные пенсионные фонды). Также ожидается ужесточение учета страхового стажа – полный переход на персонифицированную систему.

ОТКЛАДЫВАЛИ ДО ПОСЛЕДНЕГО

 

Первая «половинная» реформа пенсионной системы была проведена еще 9 июля 2003 года путем принятия закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Этот закон вступил в силу с 1 января 2004 года, однако не отменил все положения Закона Украины «О пенсионном обеспечении» образца 1991 года - власть отложила «на потом» вопрос льготных пенсий и ряд других скандальных инициатив вроде повышения возраста выхода на «заслуженный отдых». Тогда это можно было себе позволить: пенсии были копеечными, зато имелись накопленные запасы бюджетных средств. Впрочем, эти запасы начали быстро таять, когда Виктор Янукович ввел перед президентскими выборами-2004 доплаты к прожиточному минимуму, а победивший Виктор Ющенко затем легализовал в соответствии со ст. 46 Конституции размер минимальной пенсии в сумме не ниже прожиточного минимума.

«За бортом» пенсионной системы тогда оставались от 5 до 7 млн. граждан, занимавшихся мелким бизнесом  и плативших единый налог. На их счет было два мнения. Первое  аргументировалось тем, что раз государство не смогло создать рабочие места, и граждане их решили этот вопрос  сами, то власти должны решить хотя бы вопрос пенсионного обеспечения – взять финансовую нагрузку на себя, потому что «единщики» в ПФ платили недостаточно.

Второе мнение заключалось в том, что предприниматели должны сами оплачивать свое пенсионное будущее. Об этом «Восточный вариант» подробно писал в статье «Пенсионная коллизия: нужно ли частным предпринимателям платить в ПФ». Фактически, точку в этом споре поставила команда Виктора Януковича, обязавшего предпринимателей платить пенсионные взносы в необходимом объеме Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2010 год» и Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»» от 8 июля 2010 года.

ОТКУДА ДЕФИЦИТ?

Проблемы Пенсионного Фонда Украины стали хроническими с 2005 года, когда рост пенсий стал опережать рост фонда оплаты труда, и, соответственно взносы не покрывали расходов. Но чиновники не афишируют один важный факт, а именно - передачу выплат «государевых» пенсий в Пенсионный Фонд Украины. Раньше пенсии военным платили в военкоматах, милиционерам – в управлениях финансовых ресурсов и экономики УМВД и так далее. Те же пенсии военных в 2010 году составили 31,8 млрд. расходов из примерно 191,5 млрд. грн. всей затратной части Пенсионного Фонда Украины. То есть в стране, ни с кем не воюющей и с развалившейся армией шестая часть затрат на пенсии идет военным. Передача полномочий по выдаче спецпенсий серьезно разбалансировала бюджет ПФ.

Несколько лет государство молча дотировало эти выплаты. Однако, в последние годы эта строка расходов стала просто катастрофически большой и дошла до трети всего ПФ. Ситуация действительно зашла в тупик. Власть начала «бить в колокола»: мол, необходимо сбалансировать доходы и расходы Пенсионного Фонда Украины.

И все же проблема обострения дефицита и отсутствия дотаций вызвана не этим. Точнее, не только этим. Свой вклад, например, внесла и интенсивная подготовка к чемпионату по футболу Евро-2012. Вместо дотаций пенсионерам а-ля Тимошенко, команда Виктора Януковича перекинула все финансовые резервы на строительство стадионов и другие инфраструктурные проекты, а на дотации ПФ денег просто не осталось. Финансировать огромный дефицит Украины Международный валютный фонд не будет. Бюджетный вопрос стал ребром - или Евро-2012, или дотации Пенсионному Фонду Украины. Команда Виктора Януковича выбрала Евро-2012 и, соответственно, взяла на себя обязательства провести пенсионную реформу в Украине. А объекты Евро-2012 строятся по процедуре закупки у одного участника, на которых «правильные» бизнесмены зарабатывают миллионы и миллиарды.

РАБОТАТЬ ДО КОНЦА

 

Повышение пенсионного возраста было одной из наиболее негативных новелл пенсионной реформы. Но на самом деле ситуация сейчас обстоит еще хуже: в Украине лица, вышедшие на пенсию до достижения общего пенсионного возраста составляют 48% от количества пенсионеров.  Фактически, почти каждый второй вышел на пенсию раньше и радостно пользовался, так сказать, пенсионной дотацией, в какой-то степени компенсировавшей  низкий уровень зарплат в Украине.

К числу таких «счастливчиков», например, относятся военные и милиционеры, которым необходимо было иметь определенную выслугу (в основном 20 лет, хотя для некоторых категорий – 25 или достичь граничного возраста в 45 лет). Стоит учитывать еще и тот фактор, что для некоторых профессий один год стажа шел полтора или даже два. Эта льгота в рамках пенсионной реформы сохранена, но требования к сроку выслуги будут постепенно расти – если до конца августа-2011 можно стать пенсионером, прослужив 20 лет, то до конца августа-2012 года нужно будет служить уже 20 лет и 6 месяцев,  до августа-2013 – 21 год и так далее. Всего требования к выслуге к 2020 году достигнут 25 лет.

Право досрочного выхода на пенсию делало более престижной службу в военизированных структурах, ведь позволяла в работоспособном возрасте «отойти от дел»,  имея при этом стабильный доход. Если в стаж включалась учеба, то уже в 38-40 лет можно было получать пенсию. Фактически ранняя пенсия и была не последней причиной, из-за которой терпели несносные условия труда и низкую, если не сказать мизерную, зарплату.

Кроме того, есть еще списки вредных профессий №№1 и 2.

Так, по списку №1 (рабочие, занятые на подземных работах, в производстве коксопродуктов, взрывчатых веществ, переработке нефти, газа, химическом производстве и других) на пенсию выходили на 10 лет раньше при наличии 10 лет стажа (мужчины – в 50 лет, женщины – в 45), а по списку №2– на 5 лет раньше.

Также право выйти на пенсию раньше срока имели шахтеры и представители других горных профессийнезависимо от возраста при условии наличия 20-25 лет стажа. То есть пошел учиться в горное училище в 17 лет  - и уже в возрасте 37-42 лет уже можно было выходить на «заслуженный отдых».

Все эти льготные пенсии объединяет одно: низкая зарплата в адских условиях труда (у горняков - пыль подземных выработок и угроза обвала, у химиков – вредные испарения, у силовиков - постоянное психологические давление и угроза стать «крайним»), неполное и некачественное обеспечение (невыдача формы, плохая охрана труда) и вожделенная ранняя пенсия, ради которой это все, собственно, и терпят. Это своеобразный замкнутый круг - машинисту стриперного крана на меткомбинате можно платить 1500 грн. при всех ядовитых испарениях нагретого металла и психологической нагрузке в ходе непрерывного технологического процесса, и при этом быть абсолютно уверенным, что рабочий не уволится, пока не заработает «льготный стаж» и не начнет получать пенсию. А потом останется, чтобы получать еще и зарплату.

Но, по сути, нельзя пенсионной системой стимулировать низкие зарплаты. Владельцы промпредприятий с вредными условиями труда и государство в силовых структурах должны платить нормальную зарплату, а не вынуждать работать на мизерную ради ранней пенсии.

ПЕНСИОННЫЙ ОФФШОР

 

Остается в пенсионном законодательстве настоящий «пенсионный оффшор» - такое понятие, как «максимальный размер дохода из которого выплачиваются взносы на обязательное социальное страхование». Сейчас он установлен на уровне 10 тыс. грн. Соответственно, с доходов больше этой суммы сбор в ПФ не платится. Аргумент один: если брать взносы с высоких доходов, то придется платить и соответствующие пенсии по персонифицированной системе. В этом контексте как раз было бы уместным применение нормы максимального уровня пенсий.

Власть отчиталась, что 9 июля было решено ввести максимальный размер пенсии в 10 минимальных. Хотя в той же Польше – члене Евросоюза и более зажиточной сейчас стране, чем Украина, - размер максимальной пенсии всего 6 минимальных.

Все идеи регионалов о введении максимума или его налогообложении не решают одну проблему – согласно статьи 22 Конституции Украины «при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы, не допускается сужение содержание и объема имеющихся прав и свобод».

То есть, успокоив общественность введением максимума, власть фактически заложила «мину»: поначалу будут считать, что проблема решена – но вскоре все VIP-пенсионеры (бывшие депутаты, министры, чиновники) отсудят свои 15 – 50 тыс.

То есть решения проблемы существующих максимальных пенсий (в десять раз выше даже средней зарплаты по стране) так власть не придумала и не озвучила.

Если бы власти пошли на то, чтобы ввести полные пенсионные взносы для богатых, отменить планку в 10 тыс., и установить размер максимальной пенсии – и взносов бы в ПФУ точно бы добавилось. А главное, стало бы больше социальной справедливости. Дало бы это угрозу большей тенезации крупных доходов? Вряд ли, ведь большая их часть и так в тени.

ЗАДАЧА – ЛЕГАЛИЗОВАТЬ ЗАРПЛАТЫ

 

Никакая пенсионная реформа, по большому счету, не решит проблему Пенсионного фонда, пока не сократятся масштабы тенезации экономики Украины. Если бы со всех зарплат платились пенсионные взносы, дефицит Пенсионного Фонда Украины был бы не таким масштабным. Не последнюю роль в этом играет большой размер пенсионных взносов – 1/3 от фонда оплаты труда – это затраты, которые ложатся на легального работодателя. Власть может решить эту проблему, лишь сократив ставку налога, распространив ее на все доходы, увеличив минимальную зарплату и реализовав комплекс жестких мер. Именно комплекс, чтобы эти меры дали результат.

В частности, еще 20 мая 2010 изменены Законы Украины «О государственной налоговой службе» (нормы включены теперь в Налоговый кодекс с 1.01.2011), КЗоТ и Закон Украины «Об оплате труда». Суть поправок в том, что государственные органы теперь наделены полномочиями выявлять нелегально работающих граждан и пресекать это. Вдобавок, сейчас лоббируются изменения, которыми к уголовным делам хотят добавить еще и взыскание при выявлении такого работника целого годового фонда оплаты труда.

По сути, из перечня необходимых мер власть сделала только одно – ужесточила законодательство о труде и развязала кампанию против нелегального трудоустройства. А значит, реформы снова проводят лишь наполовину.

Фото: nkag.org.ua

Последние новости

  • Суспільство

Ірина Болткова: досьє начальниці Міловської селищної військової адміністрації Старобільського району

Болткова Ірина Іванівна — родом з Сєвєродонецька, за освітою економіст. Тривалий час працювала у приватному… Read More

18 години назад
  • Війна з РФ

"Від мене вже смердить через багно на вулиці": як донеччани вже десять років живуть в окупації

Мешканці Донецька обурені: виконання обіцянок росіян про «покращення життя» вони вже не очікують. Проте виживати… Read More

20 години назад
  • Суспільство

"Віджим квартири за несплату комунальних". Як росіяни привласнюють житло українців в окупації на сході України

На тимчасово окупованих територіях Луганської та Донецької областей розпочалася нова хвиля “націоналізації” житла українців. Так… Read More

3 дні назад
  • Війна з РФ

Східний Варіант запускає нову відеопрограму "Варіанти"

«Варіанти» — нова YouTube-програма Східного Варіанта, де ми розбиратимемо фейки, боротимемося з дезінформацією й відновлюватимемо… Read More

3 дні назад
  • Суспільство

Суперлюди України. Як на Львівщині протезують та реабілітують українських ветеранів

14 квітня минув рік із відкриття центру «Superhumans». У ньому безплатно надають послуги з протезування,… Read More

4 дні назад
  • Суспільство

Перша масова громадська організація Донеччини: історія Донецького Товариства української мови ім. Т. Шевченка

Ще за півтора року до настання української незалежності в Донецьку запрацювала організація, члени якої виступали… Read More

4 дні назад

This website uses cookies.