ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ВОЙНА
К старту предвыборной кампании в местные советы ряд весьма перспективных политических проектов приходят в откровенно «разобранном» состоянии. Судя по тому, что набившие оскомину политические лозунги пока приберегли, главный упор политтехнологи сделают на организационные преграды конкурентам. И стоит заметить, результаты уже есть.
Схожесть в озвученных лозунгах заставляет политические силы переводить значительную часть предвыборной работы на арену организационных войн. На данный момент главная задача всех политических игроков – формирование избирательных комиссий. Именно комиссии играют важнейшую роль в исходе выборов.
В Луганской области будет сформировано 34 территориальных избирательных комиссии и 1480 избирательных участков. Всего в комиссиях будут работать около 30 тысяч человек. Для выборов 31 октября 2010 комиссии формируются в следующем порядке: областные и районные территориальные избирательные комиссии (ТИК), комиссии городов областного подчинения формирует непосредственно центральная избирательная комиссия.
В их состав могут быть включены лица, поданные зарегистрированными в этих административных единицах организациями политических партий. При этом те партии, которые имеют представительства в Верховной Раде, имеют приоритетное право на подачу кандидатур в комиссии, а представителей остальных партий будут включать в них исходя из результатов жеребьевки.
15 мест в комиссии будут заняты представителями парламентских партий, еще 3 – по жребию разыграны среди других политических сил.
Отбирать достойных будут, учитывая в первую очередь опыт работы претендентов в комиссиях во время выборов и референдумов. Это закладывает в формирование комиссий значительный субъективный фактор, потому что критерии оценки имеющегося опыта в законе не прописаны.
- В отличие от предыдущей редакции закона, в новой отсутствует принцип пропорциональности распределения руководящих должностей в комиссиях, - говорит руководитель Луганского областного отделения комитета избирателей Украины Алексей Светиков. – Это создает возможность для того, что представители одной политической партии могут занять должности председателей, заместителей председателей и секретарей в комиссиях. Но закону противоречить это не будет.
Глава Луганского областного отделения комитета избирателей Украины Алексей Светиков в качестве характерных особенностей стартовавшей кампании отметил… затишье.
- Самый большой креатив старта кампании в том, что все затаились и выжидают. Но я бы обратил внимание на то, что две достаточно рейтинговые партии имеют проблему регистрационно-организационного плана – я говорю о БЮТ и «Сильной Украине», которые в числе лидеров рейтингов наряду с ПР и коммунистами, - говорит Светиков.
На проблемы БЮТ и «Сильной Украины» действительно стоит обратить внимание.
БЮТ ДОБИЛИ?
Луганские структуры, связанные с Блоком Юлии Тимошенко (облорганизации партии «ВО «Батьківщина» и «Реформы и порядок», общественные организации) пребывают в стадии полнейшего коллапса. Провал президентской кампании в луганском регионе, результаты, абсолютно неадекватные финансовым вливаниям, и мгновенная переориентация бывших БЮТовцев на провластный лагерь, кажется, разрушили и без того малонадежные структуры Тимошенко в Луганской области.
Итак, перед стартом президентской кампании с кандидатом Тимошенко в регионе можно было ассоциировать партийную организацию «ВО «Батьківщина» (руководитель – нардеп от БЮТ, президент Луганского национального университета имени Тараса Шевченко Виталий Курило), абсолютно автономную от партийной структуры народного депутата Наталию Королевскую (глава комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики парламента), общественную организацию «Наш президент-2010» (руководили которой из Киева, она имела отдельный штаб и свои задачи, на месте рулил экс-губернатор Геннадий Фоменко), к этому же спектру можно отнести и ряд общественных организаций вроде «Народный фронт Луганщины» (руководитель – Григорий Пригеба), которые работали в основном на уровне областного центра.
После проигрыша на президентских выборах Виталий Курило перешел в провластную коалицию парламента, Наталия Королевская стала еще меньше ассоциировать себя с Блоком Юлии Тимошенко (хотя в ходе последних выборов возглавляла штаб кандидата в двух областях – Луганской и Донецкой). Контора «Наш президент-2010» автоматически прекратила свое существование сразу же после победы Януковича, притих и «Народный фронт Луганщины».
Как уже писал «Восточный вариант», у Блока Юлии Тимошенко есть все шансы направиться в маргинес в Луганской области. И публичная склока за право порулить партийными структурами «Батьківщини» между двумя абсолютно одиозными политическими фигурами - Григорием Пригебой и Сергеем Снаговским – лишнее тому подтверждение.
Началось все с перехода в коалицию главы Луганской областной организации партии «ВО «Батьківщина», президента Луганского национального университета имени Тараса Шевченко Виталия Курило. Точнее, этот его шаг был весьма предсказуемым – после того, как его фактически отодвинули от руководства избирательной кампанией Тимошенко, Курило остался как бы не у дел.
Кроме того, получив депутатский мандат в 2006 году, Виталий Курило стал президентом вуза, сделав его ректором своего протеже Сергея Савченко – однако после президентских выборов под ним расшатывали кресло. Объясняя свой переход в коалицию, он не смог однозначно ответить на вопрос, мог бы его оппозиционный статус как-то отразиться на университете.
А тем временем на место руководителя облорганизации партии Тимошенко появились и новые претенденты – в частности, о своих амбициях публично заявил Григорий Пригеба. Более того, он даже получил «благословение» в Киеве – однако с первой попытки местные тимошенковцы на бюро его кандидатуру не поддержали.
Таким образом, в луганской «ВО «Батькiвщина» нарисовалась линия противостояния – лидер городской партийной организации партии Сергей Снаговский против претендента на получение власти в парторганизации Григория Пригебы.
Сторонники Пригебы апеллировали к тому, что Снаговский – «политический приспособленец» и хочет лишь заполучить мандат депутата Луганского городского совета. К группе Снаговского относили также депутата Луганского областного совета Вадима Даниеляна.
Однако методы сторонников Пригебы также весьма сомнительны – так, 21 августа в конференц-зале гостиницы «Инициал» они попытались взять под контроль партийную конференцию. Однако там уже собралось большинство сторонников Снаговского, и Пригеба был вынужден мероприятие покинуть. И не только формально - решением бюро районных в городе Луганске, Луганской городской и областной организаций ВО «Батькiвщина» исключены из членов партии Григорий Пригеба, Дмитрий Плугин, Сергей Шакун, Александр Пантелеев, Сергей Сафо, Алексей Кормилецкий.
Как пишет «Реальная газета», накануне описанной областной конференции, в пятницу, 20 августа, действительно состоялась Луганская городская партийная конференция, на которой были исключены Пригеба и его соратники. Что, однако, не помешало им созвать альтернативную областную конференцию и избрать себя руководством.
Григорий Пригеба в тот же день распространил собственное заявление уже в ипостаси областного лидера: «Делегаты, прибывшие с разных концов Луганщины, твердо решили противостоять провокациям и не допустить саботажа конференции, проведение которой уже неоднократно откладывалось. Всем понятно, что цель у провокаторов одна – под руководством политтехнологов из Партии регионов как можно дольше затянуть избрание председателя партийной организации, сорвав таким образом участие областной «Батькiвщины» в избирательном процессе».
Более того, изгнанный Пригеба успел сформировать уставные органы областной организации – контрольно-ревизионную комиссию и бюро областной партийной организации, в которые вошли народный депутат Сергей Подгорный, первый председатель в истории Луганской областной организации «ВО «Батькiвщина» Игорь Артюшенко, руководители территориальных партийных организаций Вячеслав Теросипов (г. Лисичанск), Сергей Самарский (г. Северодонецк), Светлана Чернецова (г. Краснодон), Юрий Дубий (Лутугинский р-н), председатель Луганской областной организации ВУТ «Просвiта» Владимир Семистяга, независимый журналист Олег Перетяка и другие члены партии.
Показательно, что на cтороне Пригебы выступал нардеп Сергей Подгорный, а на стороне Снаговских - Александр Стешенко.
Однако уже 1 сентября пресс-служба БЮТ (крыла, которое считается антипригебинским) распространила заявление о том, что исполняющим обязанности главы Луганской организации партии «ВО «Батьківщина» назначена Ирина Веригина, и ее кандидатура согласована с Юлией Тимошенко. Пригеба сразу же заявил, что намерен парторганизацию «спасать». И хотя в ближайшее время жолжна состояться партийная конференция, на которой Веригина должна получить полные полномочия руководителя партийной структуры, Пригеба и его сторонники, похоже, не намерены складывать оружие.
Но самое важное в этом вопросе – старт избирательной кампании.
Такого рода разборки имеют однозначно негативные последствия для партийного имиджа, а во-вторых, они создают объективные организационные трудности для подготовительной работы партийного аппарата и проведения формальных предвыборных мероприятий – оформления регистрационных документов, формирования списков кандидатов на выборы, проведение оргработы. Если теперь дело запутается в судах и будут пропадать документы и печати (о чем уже заявляли те же пригебовцы), то у луганского БЮТа есть все шансы выборы и вовсе пропустить.
Что, собственно, и требовалось доказать.
«СИЛЬНУЮ УКРАИНУ» ВЗЯЛИ НА «СЛАБО»
Снятие запрета на участие в выборах организаций политических партий, зарегистрированных меньше, чем за год до выборов, казалось бы, должно открыть «зеленую улицу» для партии Сергея Тигипко «Сильная Украина».
Напомним, что активное партийное строительство началось в прошлом году , когда о своем намерении идти на президентские выборы заявил Сергей Тигипко, занявший в республиканском зачете третье место и после победы Януковича ставший вице-премьером по вопросам экономической политики в правительстве Азарова.
В прошлом году штабом Тигипко руководил Евгений Ахромкин, однако в июле его на посту руководителя областной парторганизации сменил более известный политик Александр Кобитев.
Точнее, «партийным строительством» называть работу в «Сильной Украине» можно лишь с натяжкой. Ведь «Сильная Украина» - это новое имя старой партии под названием «Трудовая партия Украины». 6 февраля трудовые партийцы на областной конференции приняли решение о переименовании ее в «Сильную Украину». Областное управление юстиции провело соответствующие регистрационные изменения, таким образом формализовав ребрендинг партии.
Однако через некоторое время в Луганский окружной административный суд был подан иск Валентины Лыковой против Луганской областной организации политической партии «Сильная Украина» и Главного управления юстиции в Луганской области. Валентина Лыкова якобы является председателем Луганской областной организации партии «Трудовая партия Украины», которая, собственно, и стала организационным донором партии Тигипко.
Лыкова утверждает, что ее о проведении конференции не информировали, а о перерегистрации она узнала постфактум. С чем, собственно, и не согласна. И требует вернуть все, как было, приводя в качестве аргумента факт наличия у нее оригиналов регистрационных партийных документов.
Стоит отметить, что именно так формировалась «Сильная Украина» во всей стране, а значит, всплывшая гражданка Лыкова и ее иск в суд– политтехнологический проект.
Однако суд принял дело к рассмотрению.
А сама «Сильная Украина» поспешила заявить, что располагает данными о давлении на Луганский окружной административный суд с тем, «чтобы он принял решение о признании нелегитимности областной организации партии «Сильная Украина».
«Считаем такие действия недопустимыми и идущими вразрез с теми гарантиями, которые публично дал гражданам Украины ее Президент Виктор Янукович в связи с предстоящими выборами. Мы уверены, что избиратели должным образом оценят недостойные методы ведения избирательной кампании, абсолютно несовместимые с позицией Президента, заявившего об обеспечении демократичности выборов», - заявляет партийная пресс-служба, допуская, что иск – происки политических оппонентов, в частности – регионалов.
Изначально тигипковцы ожидали принятия решения по делу еще 31 августа, затем заседание провели еще 2 сентября, но решение до сих пор не принято.
Затягивание вопроса по времени – наихудший для партийцев вариант развития событий, ведь эта предвыборная кампания будет очень скоротечной, и уже на 10-15 сентября запланированы партийные конференции, на которых будут формировать списки кандидатов в депутаты и выдвигать претендентов на кресло мэров. Впрочем, приблизительный перечень последних уже можно определить по биллбордам, развешенным по городу, хотя и тут не стоит исключать сюрпризы.
Полагать, что БЮТ и «СУ» будут реально оставлены за бортом кампании, было бы не совсем обоснованно. Скорее всего, потратив на внутренние разборки много времени и сил, БЮТовцы просто не успеют нормально подготовиться к выборам, и те 5% голосов, на которые они могли бы рассчитывать, будут растворены неспособностью партийцев проконтролировать подсчет голосов.
Что же касается «Сильной Украины», то сейчас она является флангом провластного политического блока, но назвать ее положение стабильным нельзя. Ведь фишка в том, что рейтинг коммунистов уверенно снижается, а рейтинг Тигипко имеет потенциал к росту, и поэтому ПР сейчас куда более выгодно делать ставку на «конкуренцию» с коммунистами. А в Луганске «нападение» на «Сильную Украину» и проблемы с легитимизацией Кобитева – как человека, который ранее входил в команду Ефремова, но после внутреннего конфликта из нее ушел – еще расстановка политических акцентов.
Таким образом, из реальных политических сил, имеющих шансы получить поддержу жителей области на выборах, в строю остаются только ПР и КПУ. Имитация конкуренции, которая возможна в таких условиях, конечно, приведет к установлению тотального контроля над депутатами. Однако это лишит выборы в Луганске той красоты игры, на которую можно было бы рассчитывать.