В Минреинтеграции рассказали о процессе аттестации молодежи после окончания ВУЗов в Крыму и ОРДЛО
Образовательные «шлюзы» для молодежи с ВОТ следует лишить двойных стандартов.
Минреинтеграции уже долгое время выступает с инициативой внедрить процедуру признания квалификаций и результатов обучения, полученных в учебных заведениях на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях. Суть новации состоит в том, чтобы дать широкую возможность молодежи с ВОТ приезжать на подконтрольную Правительству часть страны и официально верифицировать свои знания и профессию через соответствующую аттестацию. Так они смогут подтвердить освоенную квалификацию, чтобы дальше трудоустраиваться и организовывать свою жизнь, или в случае негативной аттестации пройти дополнительное обучение в Украине и связать собственную судьбу с нашим государством. Однако в такой идее совсем не кроется никакой технологии признания документов ОРДЛО, как сейчас, почему-то пугающе испуганно и наспех начали говорить в стенах образовательного ведомства и в некоторых вузах. Двойное недоумение по этому поводу вызывает и тот факт, что подобную процедуру уже не первый год применяют в отношении крымчан. Почему же попытка распространить ее в отношении восточных территорий, инициированная Минреинтеграцией, и которую активно обсуждают в Правительстве, вызвала такое сопротивление МОН? Попробуем разобраться.
Ирина Верещук: «Если человек делает выбор в пользу Украины, хочет здесь работать, нам следует предоставить ему механизм аттестации, который он проходит или нет»
Достаточно четкий ответ-разъяснение по данному вопросу предоставила Вице-премьер-министр – Министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Ирина Верещук, когда недавно представила совместный с ООН молодежный проект. Общаясь с журналистами, она заверила, что ведомство вовсе не собирается утверждать и признавать дипломы, выданные в ОРДЛО или оккупационными властями. Кто-то сознательно извращает вполне уместные и неотложные инициативы, которые только помогут молодежи с ВОТ наилучшим образом интегрироваться в украинское гражданское пространство.
"Сложилась парадоксальная ситуация, когда люди в силу ряда обстоятельств получали образование на разных уровнях на временно оккупированной территории, и пока не могут ни в одном из существующих способов пройти аттестацию своих знаний и квалификации. То есть соответствующего порядка для Донецкой и Луганской областей нет и не было. В то же время Минобразования в свое время разработало такой путь для жителей Крыма. И у меня как у министра, формирующего соответствующую политику, возник правильный и логичный вопрос: «А чем временная оккупация Крыма Россией отличается от такой же оккупации Донетчины и Луганщины?». На это ответа (от МОН – ред.) нет. В Минобразования отмечают, что в Крыму есть стандарты российского образования, признанные миром… На самом деле там нет «стандартов российского образования», а есть оккупационные власти Крыма, и какими бы ни были их стандарты – на полуострове, Донбассе и Луганщине – это все есть оккупацией! Мы ко всем документам, выданным оккупационными властями, относимся одинаково и их не признаем. Но это не значит, что молодежь оттуда, потому что не все смогли уехать, были разные ситуации, должны отсекать не давая возможности пройти разработанную Минобразования четко упорядоченную аттестацию. Тогда эти дети могут трудоустроиться на подконтрольной территории Украины. К примеру, в Мариуполе и других прифронтовых городах велика потребность в сестринском персонале, врачах, особенно в контексте борьбы с пандемией. И они хотели бы приехать сюда, создать семью, работать, платить налоги в Украине… Но, к сожалению, они только могут снова поступать в вуз, тратить еще несколько лет на учебу. Поэтому если человек делает выбор в пользу Украины, хочет здесь работать, нам следует предоставить ему механизм аттестации (компетенций, образования – ред.), который он проходит или нет, если уровень знаний недостаточен",
— комментирует ситуацию Ирина Верещук.
Нам помогут партнеры, если мы будем защищать не ведомственные, а государственные интересы
По словам Вице-премьера, «оливы в огонь» неконструктивной дискуссии подливают представители вузов, которые переехали с ВОТ и боятся потерять определенный заработок:
«Именно в этом они видят опасность, будем откровенны» – уточняет должностная сторона. – «Не нужно бояться, а следует нашим людям давать столько возможностей, сколько мы сможем. Призываю всех не искать конфликт там, где его нет, а трезво для себя еще раз сказать: «Крым и Донбасс – это Украина!». И если мы будем так смотреть вместе на ситуацию, то наш национальный интерес будет сохранен».
Известно, что Минреинтеграции взяло на себя лидирующую роль в урегулировании процедуры аттестации и, согласовав свою позицию с высшим руководством государства, создало рабочую группу по наработке профильной законодательной инициативы, привлекая другие ведомства, общественные объединения и вузы. Причем, этот вопрос уже актуален не только для Донбасса, ведь с 1 января 2022-го возможность такой аттестации потеряли и крымчане. Однако Минобразования влияло на восстановление «аттестационного шлюза» исключительно для жителей полуострова, что является очевидной дискриминацией. Разве жители Луганщины и Донбасса, оказавшиеся под оккупацией агрессора, не такие "наши" как крымчане? Ирина Верещук, обращаясь в Минобразования, отметила, что «все, что нужно МОНу, это перестать манипулировать, а выписать порядок аттестации так, как они считают, чтобы защитить наши интересы. И эта аттестация должна быть доступна всем, кто хочет ею воспользоваться».
И такую единую процедуру аттестации знаний и компетенций для всех граждан со всех временно оккупированных Россией территорий, доступную и прозрачную, причем безвозмездную, как говорит вице-премьер-министр, следует вводить уже в этом году. Причем она попросила поддержки со стороны ООН по этому вопросу и подтверждение, что такие меры полностью отвечают стандартам этой организации.
Геннадий Карпюк