От идеи к патенту. Как молодой ученый на Луганщине создал более 100 изобретений
Доцент кафедры железнодорожного, автомобильного транспорта и подъемно-транспортных машин ВНУ им. В. Даля, кандидат технических наук Максим Ковтанец перешел юбилейный рубеж в 100 патентов на изобретения и полезные модели еще в январе. Теперь на его счету уже 103.
Как появляются изобретения, где можно находить идеи и сколько “шагов” от задумки до патента узнавал “Восточный Вариант”.
13 лет изобретений
Максим родом из города Сватово, где профессия железнодорожника пользуется особым почетом и уважением. Поэтому выбор специальности для него не был сложным: решил поступать в Восточноукраинский университет имени Владимира Даля на специальность “Подвижной состав и специальная техника железнодорожного транспорта”. ЗВО тогда (это был 2004 год) находился в Луганске. После окончания учебы, остался в аспирантуре.
“Выбор профессии изначально отталкивался от выбора рабочего места. В начале 2000-х годов специализация в области железнодорожного транспорта была приоритетной, высокооплачиваемой. Все понимали, что ближайшие десятки лет будут поезда и работой можно быть обеспеченным. А мне всегда была близка техника”, — рассказывает Максим.
Учился парень с удовольствием, был “твердым хорошистом” с несколькими четверками. А в 2008 году, когда писал бакалаврскую работу, появилось его первое изобретение. Это была “Тележка локомотива” — конструкция, которая позволяет управлять перераспределением нагрузок от колес на рельсы и улучшать тягово-сцепные и тормозные качества локомотива.
“У нас на кафедре активно привлекались студенты к научно-исследовательской работе, была большая материально-техническая база: стенды, лаборатории, как старого образца, так и современные. Производственной базой кафедры был Луганский завод им. Октябрьской революции, ныне — холдинговая компания "Лугансктеплово"”.
На 4 курсе мне посчастливилось попасть на дипломную работу к профессору, доктору технических наук Горбунову Николаю Ивановичу. У него не было какой-то определенной темы для дипломной работы, для него каждая тема была своего рода вызовом — получить от студента интересную тему для реализации и совместно ее решать. Мы вот так сформулировали тему моей дипломной работы и договорились о таком обязательстве — Николай Иванович подписывает мне дипломную работу, если я напишу изобретение”, — вспоминает ученый.
Есть куда стремиться
Еще тогда студенту очень понравилось заниматься наукой, решать разные задачи. Оказалось, что при написании изобретения нужно найти аналог, изучить его, провести патентный поиск и убедиться, что подобного изобретения пока не существует. А после — лаконично и красиво описать идею и подготовить иллюстративный материал.
Рассказывая о создании изобретений, Максим вспоминает слова коллеги Ларисы Барановой, с которой довелось работать еще в Луганске. Она говорила, что в современном мире практически все уже изобретено, но можно что-то усовершенствовать. В то время в Луганске при Институте культуры и искусств Луганского национального университета имени Т. Шевченко был Дом техники, где хранился архив изобретений. Там Максим нашел немало подтверждений этим словам:
“Я в Доме техники нашел несколько изобретений станка “Gillette”. Сотрудницы архива рассказывали мне, что в архиве более 80 изобретений ручки бритвенного станка, которые запатентовала компания “Gillette”. Вроде ничего особенного, но есть различные модификации”.
За первым изобретением последовали следующие, которые позволяли совершенствовать различные узлы и детали железнодорожного транспорта. Правда, в 2014 году из Луганска пришлось уехать, но это не изменило азарт ученого. О сотне патентов стал задумываться, когда их количество превысило за 80 штук. Двигаться дальше мотивируют и старшие коллеги:
“У нас на кафедре работают заслуженные изобретатели Украины — профессор Горбунов Николай Ивановичи и профессор Могила Валентин Иванович. Всегда было на кого равняться. После того, как опубликовали новость, что я перешел рубеж в 100 патентов, меня поздравили коллеги с кафедры, а Валентин Иванович написал: “у меня 268 патентов, догоняй!”.
От идеи до патента
Есть специальное понятие “полезная модель” — усовершенствование существующей конструкции. Они, в свою очередь, делятся на способы (каким образом можно осуществлять какой-то процесс) и устройства.
Все начинается с идеи. Часто найти ее сложнее всего. Полезный совет: можно отталкиваться именно от проблемы. Иногда о ней можно узнать на конференциях или из научных статей, иногда задачи подбрасывает сама жизнь.
“Я консультирую студентов при выполнении бакалаврских и магистерских квалификационных работ. Многие студенты уже связаны по мере своей работы с железнодорожным транспортом. Очень часто мы пишем со студентами научные работы и полезные модели. Часто от них возникает начальная фаза изобретения — это проблема, с которой они сталкиваются при выполнении своих задач. Вот тут и начинаем думать как эту проблему решить?” — делится Максим.
Смотреть на вещи шире
Какие-то методы решения или подходы можно “подсмотреть” в других отраслях науки и техники. Для железнодорожной отрасли это может быть металлургия, станкостроение и так далее. То есть посмотреть на проблему шире, не ограничиваясь рамками одного направления.
“Многие рассматривают только свою отрасль. Мне более широкий взгляд прививал мой учитель Николай Иванович Горбунов. Он мне даже подборки статей давал такие, которые я сначала не понимал. Думал: зачем он мне сбрасывает охлаждение азотом или охлаждение резца на станке? А потом понял, что нужно смотреть на это немного по другому. Ученые уже изобрели и изучают тот или иной процесс. Например, процесс взаимодействия резца и заготовки на токарном станке. Да, это разные детали, но сам процесс трения буде в чем-то близок с процессом трения колеса с рельсом”, — объясняет Максим.
По специальному шаблону идея оформляется как полезная модель, то есть изобретение нужно “написать”, добавить чертеж или схему.
Потом её подписывает автор и отправляет в “Украинский институт интеллектуальной собственности”. Там проводят экспертизу и через 3-4 месяца присылают ответ. Он может быть отрицательным, если существует аналог или нужно что-то доработать. С таким, добавляет Максим, он с коллегами не сталкивался, так как на начальном этапе написания глубоко изучали выбранное направление:
“Определенные наши идеи были реализованы на “Лугансктепловозе”, на предприятии “НВЦ Трансмаш”, мы сотрудничаем с “Укрзализныцей”. Также пытаемся пропагандировать наши изобретения на различных конкурсах: коллективом авторов получали академическую стипендию Президента Украины и Кабинета Министров Украины, получали премии Луганского областного совета, становились Лауреатами ежегодной премии Президента Украины для молодых ученых. Сейчас подаем работу на получение премии Верховной Рады Украины молодым ученым. Мы пытаемся донести научно-производственных предприятиям и компаниям ценность наших научных трудов и изобретений, но пока это довольно тяжело”.
Пробовать смело: советы от Максима Ковтанца
Самый основной совет от Максима — не бояться и пробовать свои силы. Если конкретнее:
- Найти проблему, которая требует решения
- Смотреть шире, в том числе и выходить за границы своей специализации
- Найти научного руководителя, который поддержит и направит
- Садиться и пробовать писать изобретение, стараться, чтобы все было красиво и понятно
- Найти в себе силы дождаться результатов экспертизы
- Пока ждешь ответ — писать следующее изобретение