"Чтобы услышал весь мир": 16 экс-заключенных Кремля и "ЛДНР" объединились для освобождения пленных
В Киеве презентовали платформу «Освобождение политзаключенных». Главная задача — сделать известными на мировом уровне имена политических заключенных, удерживающихся в оккупированных Луганской, Донецкой областях и Крыму, а также в России.
Все 16 основателей платформы — бывшие политзаключенные. Это Станислав Асеев, Владимир Балух, Эдем Бекиров, Павел Гриб, Владимир Жемчугов, Николай Карпюк, Александр Кольченко, Игорь Козловский, Олег Сенцов, Игорь Мовенко, Евгений Панов, Исмаил Рамазанов, Николай Семена, Роман Сущенко, Ахтем Чейгоз и Александр Шумков.
Восточный вариант побывал на презентации, а еще — расспросил о конкретном плане действий. Там есть важные инициативы.
“Мы были для Путина, как горячая картофелина”
На презентацию платформы ее основатели позвали представителей церкви и дипломатов. Главной ее целью будет непрерывное напоминание на международных площадках об украинских политзаключенных, которые сейчас удерживаются на оккупированных территориях Украины и России.
Таких, по словам бывшего политзаключенного Олега Сенцова, 120-130 человек.
«Мы хотим, чтобы вопрос освобождения политзаключенных был постоянно в фокусе общественного внимания, стал приоритетным, как для органов украинской власти, так и для наших друзей и партнеров за рубежом», — говорится в официальном заявлении основателей платформы.
Тему политзаключенных будут распространять на международных встречах, в том числе в Европарламенте и парламентах европейских стран. Именно благодаря таким инструментам, по мнению Олега Сенцова, Украина освободила его и других политзаключенных, которые сейчас находятся дома.
«В свое время нас освободили потому, что удерживать нас Путину было неудобно. Мы были для него, будто горячая картофелина, от которой он хотел избавиться. Мы можем делать так, чтобы фамилии людей, которые находятся в плену, были так же известны, как и наши. Чтобы все международные встречи Путина начинались с одного вопроса: когда освободят политзаключенных?», — отметил Олег Сенцов.
“Никаких политических решений с Россией, пока не освободят последнего политзаключенного”
Освобожденный политзаключенный Станислав Асеев одной из целей платформы называет «перезапуск вопроса обмена пленных».
«По поводу Донбасса есть платформа, где это по крайней мере можно обсуждать, а по крымчанам и вопрос политзаключенных в России вообще даже никто не обсуждает. Смысл того, что мы все объединились в платформу, это через наш общественный вес привлечь внимание к политзаключенным», — отметил Асеев.
Второй шаг, по его словам, это изменения в формате переговоров с врагом.
«Мы будем предлагать власти не вести никаких политических переговоров в Минске до обмена пленными «все на всех», — сказал Станислав Асеев.
В каком формате это предлагать власти, пока неизвестно. Асеев анонсировал отдельное заявление по этому поводу.
Также учредители платформы предлагать власти изменить пункт об обмене пленными и дополнить его фразой «для обязательного перехода к политической части».
«Нам могут сегодня сто человек отдать, а завтра еще двести посадить. И это происходит в течение семи лет войны. Россия шантажирует нас заложниками. Мы должны наоборот сделать: если вы хотите политические переговоры, не должно быть ни одного политического заключенного. Пока они есть, мы даже не обсуждаем переход к политической части», — подчеркнул Станислав Асеев.
“Тему политзаключенных поднимем в Швеции, председательствующей в ОБСЕ”
В этом году Швеция приняла от Албании главенство над мониторинговой миссией ОБСЕ. Ее возглавила министр иностранных дел Швеции Анн Линде.
Как отметил в комментарии «Восточному варианту» Игорь Козловский, у него запланировано выступление в Швеции, где будет говорить в частности о теме политзаключенных и запуске платформы.
«Есть информационный шум, в котором постоянно теряется эта актуальная тема. И мы будем напоминать о ней. У нас наработаны определенные контакты, есть авторитет. Представители нашей платформы будут ехать заграницу: в Бельгию, Германию, Соединенные штаты, Швецию. Понятно, что мы не можем напрямую влиять на процесс освобождения политзаключенных, но косвенно это в наших силах», — сказал Игорь Козловский.
В перспективе, отметил он, платформа будет работать над освобождением и тех политзаключенных, которые сейчас удерживаются внутри страны.
«Это связано с проблемами с судебной системой. Мы хотели бы, чтобы Украина сама стала образцом соблюдения законодательства», — отметил Игорь Козловский.
Он добавил, что имена тех, кого будут считать политзаключенными внутри страны, назовут позже, после детального изучения этого вопроса.