"Обстрелы не прекращаются ни днем, ни ночью": начальник Авдеевской ГВА о ситуации в городе
Чем живет прифронтовая Авдеевка? Есть ли угроза захвата города российскими оккупантами? Почему важно эвакуироваться и где искать помощь горожанам, оставшимся жить под обстрелами? На эти и другие важные темы Восточный Вариант поговорил в интервью с главой Авдеевки Виталием Барабашем.
Сегодня Авдеевка — одна из самых горячих точек восточного фронта Украины. Первые серьезные обстрелы города в этом году начались еще до 24 февраля, а после полномасштабного вторжения он стал одной из основных целей оккупантов. Находясь в 15 км от Донецка, Авдеевка каждый день подвергается обстрелам. И несмотря на это в городе продолжают оставаться люди.
Об обороне города и гуманитарной ситуации в интервью “Восточному Варианту” рассказал начальник Авдеевской городской военной администрации (ГВА) Виталий Барабаш.
— Расскажите, какая сейчас общая ситуация в городе? Как часто проходят обстрелы?
— Авдеевка сегодня, как и Угледар, Марьинка, Бахмут, одна из самых горячих точек на карте боевых действий. Здесь проходят постоянные обстрелы, они не прекращаются ни ночью, ни днем. Сейчас, пока дождь, — работают минометы и РСЗО. Как дождь перестает — начинает работать все, что у них есть.
Это и танковые обстрелы, и артиллерия. Оккупанты пытаются бить по позициям наших солдат, но долетает во все районы города. Бьют и по городу. Иногда попадают в многоквартирные дома, которые уже уничтожены до основания. Для чего это делать, мы не понимаем. Сейчас в городе нет ни одного уцелевшего здания, вся инфраструктура уничтожена полностью.
У нас осталась единственная дорога, по которой можно выехать из города. Некоторые называют ее “дорога смерти”, некоторые — “дорога жизни”. Бывает, что ею эвакуируются люди. А они (оккупанты — автор) запускают беспилотник, видят это и бьют по ней. Неважно вообще, какой транспорт едет — военный или гражданский, они обстреливают его.
— Есть ли риск того, что город будет захвачен врагом?
— Понимаете, риски есть постоянно. Наши солдаты мужественно защищают город. С 24 февраля не было сдано ни одного метра Авдеевки. Сейчас враг пытается зайти с юга и севера, взять город в окружение, ему это не удается. Но понимаете, мы теряем лучших, а они всех подряд. Только на нашем направлении сейчас за день у них могут погибнуть 100 человек. Бои продолжаются, украинские солдаты мужественно держат оборону.
— Работают ли в городе коммунальные службы? Предоставляют ли услуги?
— Коммунальные службы на месте и работают как могут. Коммунальных услуг у нас нет никаких. Света нет уже полгода, возобновить поставки невозможно. Газ у нас исчез тогда, когда и по всей области, примерно в мае. Воды тоже нет, воду берем из скважины, используем ее.
— В такой сложной ситуации работают ли в городе врачи, чтобы оказывать первую помощь жителям?
— Да. У нас есть помещение, которое более или менее безопасно, там сейчас находится больница. Всего 15 сотрудников на месте, 1 врач, 4 медсестры. Работаем от генераторов, отапливаемся буржуйками. Стараемся всем оказывать медицинские услуги, которые им нужны.
— Есть ли в городе мобильная связь?
— Мы подключаем генераторы к башне мобильной связи, и каждый день утром на 3-4 часа появляется мобильная связь. Она покрывает, к сожалению, не весь город. Но в центре города она есть.
— Вообще, сколько людей сейчас осталось? И сколько было до полномасштабного вторжения?
— До 24 февраля у нас проживало около 26 тысяч человек. Сейчас это примерно две тысячи человек. Это разные возрастные категории. Есть и пожилые люди, есть и молодые люди, к сожалению, остаются и дети. Мы настраиваем всех на эвакуацию и призываем выезжать ради своей безопасности и безопасности своих семей.
— Тем, кто остается в городе, оказывают гуманитарную помощь?
— Да, всем оказывают гуманитарную помощь, это продукты питания, лекарства, гигиенические средства.
Мы работаем и с областной программой, они нам привозят гуманитарную помощь, и международные организации помогают, и волонтеры. У нас даже сейчас есть немного резервов.
— Как горожане могут получить помощь?
— Есть несколько вариантов. Можно позвонить по телефону на 15-48, оставить заявку. Или позвонить в управление социальной защиты населения. Это можно сделать по телефонам 0509592214 или 0956004026.
Также у нас есть списки, мы знаем, кому чего и сколько нужно. У нас есть штабы, все жители уже знают, где они находятся. Они могут и туда прийти, получить все необходимое.
— Есть ли возможность работы у магазинов? Работают ли банкоматы, “Укрпочта”?
— У нас работают три магазина. Они на генераторах, их владельцы пополняют запасы товаров настолько, насколько это возможно. Банкоматы не работают, как и банки. Отделений “Укрпочты” тоже нет. Единственный способ получить те же пенсии — это выезжать в безопасные города. К сожалению, здесь мы никакой альтернативы предложить не можем.
— С приходом холодной погоды, какую помощь оказывают населению, которое осталось в городе?
— Да. Мы собираем списки. У нас есть договоренности с Авдеевским коксохимом. Это наша общая программа, они завозят нам буржуйки в город. Просто ездим и раздаем людям. Есть и международные организации, обещающие нам еще больше буржуек в этот период.
Но с этим есть проблемы. Люди, берущие буржуйки, не понимают, как их правильно монтировать, и где этого нельзя делать. Не понимают, что нельзя ставить буржуйки в местах, где нет вентиляции. А они несут их с собой в подвалы, где закрытые помещения, понимаете. Как следствие, у нас есть несчастные случаи. Буржуйка не может монтироваться в том месте, где нет вентиляции! Мы это постоянно объясняли людям, но, к сожалению, есть несчастные случаи.
Что касается дров, то у нас есть контракт с поставщиками. Потому что в государственной программе по раздаче дров все нормально, но там указывается “при соблюдении составляющей безопасности”. Одно дело раздавать дрова в Покровске или Краматорске, а другое в Марьинке или Авдеевке. Первая проблема — это их завезти, вторая — это их раздать. Это очень сложно, перевозчики не хотят ехать и завозить дрова. Поэтому будем завозить в громаду недалеко от города. И потом маленькими партиями в сам город для людей. Сначала будем раздавать дрова уязвимым категориям, конечно, потом другим. Чтобы получить дрова, люди должны написать заявление, приложить документы, что у них есть право на дом. Есть деревья, которые раньше были замечены как аварийные, больные — их сейчас коммунальщики будут срезать, и люди могут их брать на дрова.
Есть случаи, когда сами жильцы берут бензопилы и режут нормальные крупные деревья. Мы такое не поддерживаем, с такими людьми у нас потом работает полиция. Потому что думаем немного о будущем, после нашей победы в этом городе будем продолжать жить.
— Понимаем, что город в очень сложной ситуации. Можно ли сейчас продолжать эвакуационные мероприятия?
— Эвакуация у нас продолжается постоянно. Работают все службы, участвующие в этом. У нас есть несколько направлений эвакуации сейчас. Первый – это государственная программа в Тернополь из Покровска. Второй — это областная эвакуация в другие громады региона. И есть еще третья. Это наша местная инициатива. Из Авдеевки можно уехать в Умань, у нас договоренности с этим городом. Из-за опасности выезды проходят в несколько этапов. Сначала из самого города в более безопасную громаду неподалеку. А оттуда уже в Покровск или в другое место назначения. Занимаются вывозом людей волонтеры, это специальные группы людей, которые помогают жителям уехать. У них бронированные машины, чтобы более или менее безопасно можно было покинуть город. Чтобы эвакуироваться, можно позвонить в нашу социальную защиту и записаться. Как собирается два-три человека, волонтеры выезжают, чтобы эвакуировать.
Напоминаем, чтобы эвакуироваться из всех громад, можно воспользоваться следующим номером телефона — 098 890 33 18.
***