Укладывают асфальт и дарят “сладкую жизнь”: на Луганщине предвыборная гонка взяла фальстарт
Еще за месяц до официального старта предвыборной кампании в Луганской области начался сезон “гречки”. Рассказываем, как политики борются за голоса избирателей и законна ли такая деятельность
Устанавливают детские площадки и билборды, проводят концерты, дарят очки и раздают сахар. Хотя старт избирательного процесса Центральная избирательная комиссия объявила на 5 сентября, уже больше месяца политические силы “заигрывают” с избирателями.
Какие методы используют и как их оценивают эксперты — узнал “Восточный вариант”.
И на асфальтоукладчике, и на баночке с медом
Настоящий кладезь информации о “полезных делах” в стиле классического предвыборного пиара — это страница Благотворительного фонда “Владимир Струк”.
Народный депутат Верховной Рады Украины VII созыва Струк для Луганщины личность известная, если не сказать одиозная. Был также депутатом Луганского городского совета и главой Юбилейнинского поселкового совета Луганска.
Уже тогда прославился тем, что агитировал жителей голосовать за него, устанавливая бюветы. Состоял в “Партии регионов”, но вышел из нее. Считается одним из организаторов "референдума" террористов. В 2019 году баллотировался в Верховную Раду как самовыдвиженец по 113 избирательному округу, на голосов до получения мандата ему не хватило.
Сейчас, судя по официальной странице фонда, Струк развернул бурную деятельность в Кременной. Вот он в футболке “Я люблю Кременную” сам укладывает асфальт, восседая на катке. Вот запускает лифты в девятиэтажке. Вот дарит рюкзаки и канцелярию первоклассникам. Вот концерт ко Дню шахтера. А вот волонтеры фонда предлагают подобрать всем желающим очки. “Это и есть эффективный менеджмент. И не важно кто ты и откуда. Ведь людям главное результат!” — так на странице подписывают некоторые посты.
И это далеко не полный перечень. Например, наблюдатели общественной сети ОПОРА обратили внимание на то, что к празднику “Яблочный спас” в офисе благотворительного фонда раздавали баночки с медом. На каждой написано “Рекомендую употреблять вместо сахара. Владимир Струк”. А в обмен на сладкое угощение людям нужно было заполнить анкету, указать фамилию, имя и отчество, адрес проживания и номер мобильного телефона.
“Людям нужно напоминать, что неизвестно, каким образом могут быть использованы их личные данные во время избирательной кампании. Как правило, из таких "анкет сторонников" потом могут быть развиты сети по подкупу избирателей”, — прокомментировал координатор наблюдения Гражданской сети ОПОРА за выборами в Луганской области Алексей Кормилецкий.
Снова “сладкая жизнь”
Возможно, предложение Струка заменить мед сахаром можно расценивать и как выпад в сторону политического оппонента, сопредседателя партии “Наш край”, действующего народного депутата Сергея Шахова. Ведь именно сахар стал чуть ли не его визитной карточкой. Раздачу такой “гуманитарной помощи” в пакетах с надписью “команда Шахова” зафиксировали в Лисичанске, Троицком и Кременском районе.
Позже появилась информация о том, что фуру с сахаром задержала полиция.
“Сотрудники полиции, не имея на то никаких законных оснований, изъяли фуру со всем ее содержимым, доставляющую гуманитарную помощь в Луганскую область.
Все документы в полном порядке. Основанием для изъятия гуманитарной помощи и транспорта послужило якобы расследуемое полицией уголовное дело о подготовке к подкупу избирателей на предстоящих местных выборах”, — возмущаются в политсиле.
В Северодонецке же еще в начале августа, пока ЦВК еще не отменила проведение в городе местных выборов, установили несколько детских площадок. На горках и качелях, где-то даже несколько раз на каждой, написано “команда Шахова”. Площадки открывали с аниматорами, программой и раздачей сахарной ваты.
Также в соцсетях команда Шахова отрапортовала о том, что установили лавочку возле жилого дома в Лисичанске и там же начали строить капличку.
На улице и в интернете
Активной была политическая реклама и в интернете. Наблюдатели ОПОРЫ зафиксировали, что в августе активно использовали рекламу в Фейсбуке 4 политические партии: “Наш край”, “Пропозиція”, “За майбутнє” та “Українська стратегія Гройсмана”.
Лидером по количеству рекламируемого контента была партия “За майбутнє” — 26 постов.
“Пропозиція” с помощью указанных платных рекламных инструментов распространяла 13 сообщений.
“Наш край” — 7, а “Українська стратегія Гройсмана” одно.
Улицы же городов Луганщины просто наводнили билборды. Наблюдатели промониторили ситуацию в Северодонецке, Лисичанске, Рубежном, Кременной и Счастье.
В совокупности в лидерах три политические силы, представленные на билбордах — "Наш край", "Победа Пальчевский" и "Оппозиционная платформа — За жизнь". Немало и рекламы от “Слуги народа”.
“По мнению нашей организации, рекламные носители, которые мы наблюдаем — борды, ролики в интернете, — во многих случаях имеют черты предвыборной агитации. Например, партия “Слуга народа” официально заявила, что фраза “Україна — це ти” будет слоганом их предвыборной кампании. И теперь этот слоган мы видим на билбордах по всей стране. По нашему мнению, это прямое нарушение выборного законодательства, но привлечь к ответственности политиков практически невозможно”, — говорит генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.
В рамках закона, но с оттенком нарушения
Все эти активности партий и отдельных политиков закон формально не нарушают. Статьи 52 Избирательного кодекса гласит, что предвыборная агитация начинается на следующий день после того, как ЦВК зарегистрировала конкретного кандидата.
“Такая “благотворительность” с политическим привкусом очень распространена. И не только на Луганщине, о чем неоднократно сообщали наши наблюдатели, — отмечает Алексей Кормилецкий, — политические партии не хотят терять времени и не ждут официального старта предвыборной кампании. Просто рекламируют политсилу. Избирательным законодательством это не регулируется, ведь избирательный процесс стартует 5 сентября. Но, конечно, определенное влияние на избирателей такая благотворительная помощь имеет”.