Билет в один конец. Как оккупанты проводят "мобилизацию" в "лднр"
Более 100 тысяч мужчин с ОРДЛО боевики принудительно забрали воевать против Украины. Около четверти из них — погибли. И это только по состоянию на конец апреля. Такие цифры называют правозащитники. Несмотря на такие ужасные данные оккупанты продолжают “мобилизацию”. Рассказываем детали.
“Мобилизация” на оккупированных территориях началась еще в 2021 году. Тогда рф ввела проект “БАРС”: боевой армейский резервный состав. Это программа, учрежденная российским министром обороны сергеем шойгу. По данным “Восточной правозащитной группы”, на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей его реализация началась с мая прошлого года.
Фактически, это означает прямое увеличить количества вооруженных сил рф за счет мирных жителей.
“Только в Южном военном округе благодаря реализации этого проекта количество российских вооруженных сил увеличилось на 39 тысяч. Это то, что делала рф, обвиняя Украину в невыполнении Минских соглашений”, — рассказывает правозащитник, директор Института стратегических исследований Павел Лисянский.
В 2021 году в ОРДЛО было проведено 8 так называемых мобилизаций. Через них прошло примерно 50 тысяч человек. Судя по “распоряжениям” оккупационных администраций, этот процесс курировали именно они. Тогда боевики активизировали все инструменты принудительной мобилизации. По информации “Восточной правозащитной группы”, уже в августе шахтеров сгоняли на принудительные собрания. Горняков собирали на военные сборы, которые длились неделю и платили за это по 2000 рублей. С началом полномасштабного российского вторжения 23-24 февраля оккупанты просто подняли уже имеющиеся списки людей и насильно отправили их на фронт.
“Система “БАРС” предусматривает оплату резервистам. Тогда боевики составили фиктивные списки. Они отчитывались о резервистах завышенными данными, чтобы распилить выделенные на это деньги. С началом агрессии, рф затребовала указанное ранее количество. Вот тогда и начали грести всех подряд. Под эту волну “мобилизации” забирали студентов, учителей и даже женщин — кто работает в правоохранительных органах, судебной системе и так далее”, — говорит Лисянский.
На презентации отчета “Восточной правозащитной группы” присутствовала родная сестра принудительно “мобилизованного” Елена Борисова. Ее брат работал учителем в школе. 24 февраля, в первый день полномасштабного вторжения, боевики явились прямо к нему на работу. Все заявления супруги брата совместно с другими женами “мобилизованных” не дали никаких результатов. Елена обратилась за помощью к правозащитникам в конце февраля.
“Пришли боевики с оружием, заставили вступить в ряды российской армии. Забрали прямо со школы. Закрытыми поездами его и всех остальных отвезли через россию в Харьковскую область. При первой встрече с ВСУ он сдался и сейчас находится в плену. Брат никогда не интересовался политикой. Занимался спортом, помогал родителям, жил обычной жизнью. Боевиков “днр” никогда не поддерживал. Дома его ждут жена и маленький ребенок, недавно год исполнился”, — рассказывает Елена.
Сейчас над братом Елены уже начался суд. Девушка выступает на нем свидетелем, чтобы подтвердить факт принудительной мобилизации. Для этого у нее есть все факты. Например, скрины сообщений.
“Это лютое преступление кидать наших граждан на фронт. У них нет выбора. Их забирают с работы, с домов, высаживают из автобусов. Чем меньше в ОРДЛО будет принудительно мобилизованных, тем больше сохраним жизней солдат ВСУ. Так как с каждым днем все больше российских военных отказываются воевать. Им нужен живой щит”, — подчеркивают правозащитники.
Так называемая “мобилизация” коснулась и студентов. Например, выпускников Академии Министерства внутренних дел имени Дзержинского при самопровозглашенной “днр”. Во время торжественного выпускного 30 июня ректор и главарь боевиков денис пушилин объявили, что “курсанты с достоинством принимали участие с февраля в спецоперации”. Они упомянули фамилии погибших курсантов во время штурма Мариуполя, среди них были парни 3-5 курсов Академии. Боевики подчеркнули, что теперь выпускники академии займут свои должности по специальностям на которые проходили обучение 5 лет. Это оперативники, следователи и участковые. Но после торжества, вернув курсантов с захваченного Мариуполя в Донецк, им объявили, что уже с 1 июля они отправляются обратно в военные части. Как сообщает один из телеграм-каналов, на сегодня судьба молодых курсантов неизвестна. Якобы они перестали выходить на связь. По предварительным данным, находятся под Угледаром.
Ранее под этой же академией уже проходили протесты родителей учащихся.
Как происходит “мобилизация”?
По информации “Восточной правозащитной группы”, пойманных мужчин, например, учителей, под конвоем забирают на военные сборы. Боевики сразу предупреждают — при попытке побега будут применять оружие. Через Иловайск их вывозят в Белгород, оттуда в Харьковскую область копать окопы.
“Это яркий пример как рф уничтожает украинцев. Тот же учитель получил украинское образование, вырос и создал семью в Украине. Активную политическую позицию не проявлял, был настроен против “днр”. Такие как он попросту не нужны боевикам. Их отправляют как пушечное мясо. Затем оккупированные территории будут населены россиянами и другими народами республик, что входят в рф. Таким образом они убивают украинскую идентичность. На сегодня есть случаи, когда после обмена тех, кто был принудительно мобилизован, сразу же кидают на фронт. Даже на время не возвращают семьям”, — рассказывает Павел Лисянский.
По данным правозащитников, в конце мая боевики начали отдавать тела погибших мобилизованных. До апреля этого не было и в помине. Трупы погибших сжигали на Донецком металлургическом заводе и в мобильных крематориях. Но уже после первых похорон женщины в ОРДЛО начали протестовать. Оккупанты начали подавлять протесты, на три недели остановили “мобилизацию”.
После раздумий как же бороться с восстанием, боевики принялись внедрять стратегию “героизации”, чтобы хоть как-то оправдать смерти людей. Стали вывешивать фото погибших на билбордах с надписями “Погиб за родину”. По словам Павла Лисянского, на сегодня российские политтехнологи в оккупационных администрациях создали “Союз женщин Донбасса”, чтобы поглотить женские протесты. После этой попытки контроля “мобилизацию” все равно продолжили. Даже еще более жесткую.
Подробнее как проходили женские протесты на оккупированных территориях читайте в материалах: “Верните наших мужей!”: как в “лнр” протестуют жены “мобилизованных”, а также “Мобилизация” в ОРДЛО продолжается: как оккупанты подавили протесты женщин”.
Местные жители начали организовываться, создали телеграм-канал для контроля военных патрулей. Размещают информацию где они есть, где задержали мужчин, проводят перекличку по районам. Правозащитники акцентируют на этом внимание — все это подтверждение фактов принудительной “мобилизации”.
Тем временем уже “призванные” на войну с Украиной записывают очередное видеообращение. Одно из них было опубликовано вчера, 21 июля. Мужчины, представившись “мобилизованными” из военной части 08803, 2 стрелкового батальона 109 стрелкового полка 2 роты, просят главаря боевиков дениса пушилина решить ряд проблем.
По их словам, с 26 февраля в роту были призваны студенты, непригодные для службы.
Они не прошли никакой военной подготовки и не имеют никаких удостоверений личности. Где именно они находятся, в качестве кого и на каком основании — не указано. Нет никакой медицинской помощи и уже 5 месяцев не отпускают домой даже на пару дней. О ротации речи не идет, “мобилизованные” уже физически не могут выполнять задачи оккупантов.
Боевики все 8 лет продолжают кормить обещаниями жителей оккупированных городов. С каждым днем все больше и больше погибших среди тех, кого забрали воевать против собственной страны. Ситуация в ОРДЛО накаляется с каждым днем и как будет развиваться дальше — покажет время.