"Я не знаю, что будет дальше". История морского пехотинца, который защищал Мариуполь и попал в плен
История обороны металлургического завода Ильича в Мариуполе пока что малоизвестна. Украинцы почти не имели возможности наблюдать за происходящим. Некоторое время на территории завода базировались разные военные силы Украины, в том числе морские пехотинцы 36-й отдельной бригады морской пехоты.
12 апреля отец А., морского пехотинца 36-й отдельной бригады морской пехоты, получил сообщение примерно следующего содержания: «Папа, это А. Нас разбили. Нас берут в плен. Я не знаю, что будет дальше».
Это сообщение отец передал любимой сына — Диане. С тех пор девушка делает все возможное, чтобы вернуть жениха из плена.
Восточный Вариант рассказывает историю Дианы и ее жениха морского пехотинца.
Мечтали переехать на юг Украины
Диана познакомилась с А. (мы не называем его имя по просьбе Дианы — ред.) в сети. Девушка увидела его комментарий, что-то ответила, они разговорились, обменялись контактами и А. предложил встретиться. Он тогда как раз приехал во Львов из Николаева, проходить учебу.
Он понравился Диане своим мужеством и воспитанностью.
«Ему всего 23 года, а он уже поражает своим опытом и зрелостью. А еще он очень добрый. Он военный, морской пехотинец, элита Вооруженных сил Украины, но при этом очень отзывчивый», — говорит Диана.
Летом она приехала уже в гости к своему парню в Николаев, где он вместе с побратимом снимал жилье и работал.
Диана вспоминает, как у них были ночные тренировки: прыжки с парашютом. Сама она вставала в два ночи, чтобы приготовить ребятам бутерброды. С тренировки они возвращались утром, а вечером снова были учения.
Пока Диана была в Николаеве, очень полюбила этот город.
«Николаев мне понравился, потому что это очень теплый город. Там хорошая инфраструктура, рядом море было. Я мечтаю жить в Николаеве или в Одессе. Мне немного тесно во Львове, хотя здесь гостеприимные люди. И ребятам нашим тоже понравился Львов, потому что он такой исторический, им понравились музеи. Я надеялась, что после того, как А. завершит контракт, мы сможем обустроиться», — делится планами Диана.
А. она называет своим женихом. Они уже строили общие планы: семья, дом, семейный бизнес.
Заботился даже на расстоянии
Последний раз Диана видела А. почти год назад. В сентябре он поехал на очередную учебу на полигон, но не сказал ей куда именно. Пара общалась по телефону. Диана вспоминает, как ее жених говорил ей, что ему осталось совсем недолго служить, контракт скоро завершится, и уже летом 2022 года они смогут жить вместе.
В 20-х числах декабря бригаду морской пехоты А. перебросили поближе к Мариуполю.
«Сказал, что уезжает в зону ООС. Что будет работать с документами и что ему ничего не угрожает», — вспоминает девушка.
Мужчина не говорил Диане, куда именно, потому что, во-первых, нельзя с точки зрения безопасности. Во-вторых, он не хотел, чтобы она беспокоилась. Диана знала только одно: ее любимый где-то возле Талаковки. Туда она отправляла ему посылки с едой и другими необходимыми вещами.
А. тоже заботился о Диане. 16 января у нее был день рождения. Парень отправил ей подарки. 14 февраля отправил коробку с фруктами.
«Он был очень романтичным. Наши парни невероятные», — говорит Диана.
Незадолго до войны Диана и А. общались каждую ночь. А потом он стал пропадать. Диане говорил, что много работал, что очень устал и нет времени общаться.
24 февраля в 7 утра от него пришло сообщение о начале войны. А. сразу предложил Диане срочно уезжать из страны ради собственной безопасности. Но она отказалась.
«Я хочу его дождаться и не могу уезжать. И, знаете, с тех пор, как открыли границы и сняли визу, наоборот хочется остаться дома», — признается Диана.
Также А. попросил заботиться о его семье, проживающей в Харьковской области. Диана предлагала им приехать во Львов. Но они отказались. Отец А. занимается волонтерством и перевозит людей.
«Они мужественно остаются на своих местах в Харькове. Они говорят, что там их дом, и они хотят там остаться. Говорят, что если будет очень плохо, тогда уедут. Но ведь уже обстреливают Чугуев… Я мечтала поехать в Харьков. Семья А. — очень хорошие и добрые люди. Хотелось бы с ними познакомиться вживую. Хотелось бы посмотреть город, людей. Я знаю, что это город-миллионник, что там очень красивые парки. Наверное, пока это будет мечтой», — говорит Диана.
Мариуполь. Оборона завода Ильича
В 20-х числах марта он вышел на связь с Дианой и рассказал, что там, где они находятся, нечего есть. Они ловят кур, чтобы хоть что-нибудь приготовить. Припасы не доставят, потому что кольцо вокруг Мариуполя очень плотное.
«Я тогда почти не могла есть и спать, очень волновалась, постоянно плакала. Надеялась на его звонок, писала СМС ему, его побратимам. Они говорили мне, что он сейчас занят и не может ответить», — говорит Диана.
Позже, опять же от матери, она узнала о контузии А., которую он получил, пока вытаскивал раненых побратимов.
9 апреля Диана написала ему сообщение, в котором спросила его, насколько близко к нему россияне. Он сказал: «Очень близко». В тот же день он сказал ей, что погиб его побратим, с которым он вместе снимал жилье в Николаеве, и с которым познакомилась Диана.
Она вспоминает, как побратим А. писал ей, что когда вернется, то пойдет на свидание с сестрой Дианы.
36-я отдельная бригада морской пехоты ВМС ВСУ им. контр-адмирала М. Билинского некоторое время базировалась на заводе имени Ильича. У них, как и у военных на «Азовстали», быстро заканчивались запасы. К тому же, на Ильича скрывались и гражданские, о которых военные также заботились.
Прорыв
История выхода морпехов с завода Ильича — важная страница в истории мариупольского противостояния. 12 апреля украинские защитники, среди которых, в частности, были и бойцы 36-й отдельной бригады морской пехоты, смогли объединиться с силами полка «Азов».
Тем временем другая часть морпехов пошла на прорыв врага в северном направлении, чтобы объединиться с ВСУ. Операция проходила под командованием полковника Владимира Баранюка. Случившееся далее — общеизвестно. Военным не удалось прорваться из-за осады российских войск. Часть украинских защитников погибла, часть — попала в плен.
12 апреля отец А. получил сообщение примерно следующего содержания: «Папа, это А. Нас разбили. Нас берут в плен. Я не знаю, что будет дальше».
«Я знаю, что ребята ломали телефоны перед пленом, чтобы россияне не получили доступ к важным данным. Наверное, А. поступил так же. Но мы поначалу не узнали его. Подумали, что это какая-то провокация со стороны россиян. Но вечером позвонили его побратимы, объяснили, что их берут в плен, и попросили записать несколько фамилий, чтобы передать их в соответствующие структуры и внести в списки на обмен», — объясняет Диана.
Полученные фамилии Диана передала государственным органам и организациям, занимающимся обменом пленных и переговорами в этом процессе.
Украинская сторона подтверждает, что имя ее жениха стоит в списках на обмен. Но она не знает, где его удерживают.
По неофициальным данным, это могут быть какие-то города россии, находящиеся на границе с Украиной или Крымом.
Диана не слышала А. уже несколько месяцев. Его нет на фото или видео, которые периодически публикуют российские пропагандисты.
Но девушка не опускает руки. Как представительница «Штаба поддержки Морской пехоты Украины», Диана занимается поиском пленных и собирает информацию об их судьбе, а также помогает другим родственникам пленных контактировать с медиа.
После новостей о преднамеренном убийстве россией пленных во временно оккупированной Еленовке «Штаб поддержки Морской пехоты Украины» создал петицию с требованием немедленного интернирования и госпитализации военнопленных в нейтральные страны мира.
В частности, родственники пленных обращаются к Президенту Турции Реджепу Эрдогану, мировому сообществу и ООН с просьбой поддержать их и «проявить настойчивость в защите военнопленных, чтобы через процедуру интернирования вывезти в нейтральные страны всех пленных морских пехотинцев». Напомним, ранее Турция обсуждала возможность морской эвакуации раненых украинских военных из «Азовстали».
Подписать петицию можно по этой ссылке.
***