"Мы были за единство Украины": луганчанка Екатерина Скрипова о гражданском сопротивлении российской оккупации в 2014 году

В 2014 году в Луганске Екатерина Скрипова участвовала в митингах сначала в поддержку Евромайдана, а затем — в поддержку украинской государственности и нерушимости ее границ. Той весной с каждым днем в городе становилось опаснее из-за завезенных из россии агрессивных “митингующих”. Но сотни украинских активистов устраивали акции за единую независимую Украину. Екатерина Скрипова рассказала Восточному Варианту, как все происходило в ее родном городе 10 лет назад.

Пропагандисты рф говорят, что “Луганск самостоятельно решил отделиться от Украины и провозгласить независимую республику”. На самом деле это был заранее спланированный сценарий россии по оккупации восточных областей Украины. Луганчане не хотели “отделяться”. Наоборот — люди хотели развивать свой город и страну. Именно поэтому в 2014 году на митинги выходили сотни людей с украинскими плакатами и лозунгами.

Вышли на митинг, потому что не были согласны с тем, что происходило вокруг

Екатерина Скрипова родилась и выросла в Луганске. Здесь окончила школу, выучилась на ветеринара в Луганском национальном аграрном университете. Когда в 2013 году начался Евромайдан, Екатерина работала в конно-спортивном центре. Она вспоминает, что они с мужем решили присоединиться к украинским митингам, которые уже проходили в Луганске, после избиения студентов в Киеве:

“Митинги в Луганске проходили возле памятника Тарасу Шевченко. Мы пришли туда и увидели много наших знакомых с университетских и школьных лет. Мне было приятно, что у нас есть такие знакомые с такими же взглядами, как и у нас. Мы начали собираться, общаться, думать о будущих акциях”.

Екатерина Скрипова на митинге в 2013 году. Фото: Юлия Красильникова в Facebook

Среди активных организаторов луганского Евромайдана, вспоминает Екатерина, были активисты Юлия Красильникова, Константин Реуцкий, Алексей Беда. Екатерина с мужем также помогали. Вместе команда пыталась организовать интересные тематические мероприятия, чтобы на митинги приходило больше людей. Проводились просветительские лекции, формат уличного университета, устраивали показ фильмов.

В частности, на одном из митингов организаторы показывали документальный фильм о Межигорье и его присвоении тогдашним Президентом Януковичем. Однако в тот день появились неизвестные люди, которые всячески пытались помешать показу. Они сломали технику и залили зеленкой экран. Все же украинским активистам удалось показать документальный фильм, но уже в другом месте.

Часть украинских активистов на одной из акции в поддержку Евромайдана. Фото: Юлия Красильникова в Facebook

Екатерина Скрипова вспоминает, что через некоторое время после начала митингов появились люди, которые пытались помешать им. Позже стало понятно, что это были завезенные люди из россии, главная задача которых была помешать украинским активистам и подавить их движение. Эти люди не ориентировались в городе и сильно отличались российским говором.

Митинги в поддержку киевского Евромайдана в Луганске проходили в течение осени 2013 — зимы 2014 года. Еженедельно активисты выходили, чтобы показать свое единство с киевскими митингующими и поддержку евроинтеграции. 18-20 февраля в Киеве произошли самые массовые противостояния, в которых было расстреляно 79 мирных демонстрантов. В Луганске, вспоминает Екатерина, в эти дни также были обострения. Становилось опаснее. Революция достоинства закончилась сменой власти в Украине и свержением режима президента-беглеца Виктора Януковича. Екатерина говорит, что тогда была надежда на то, что все закончилось:

Когда все закончилось на короткий период времени, была такая надежда, что мы одержали победу. И что теперь надо что-то делать для закрепления результатов. Мы тоже организовывали мероприятия. Мы организовали посадку Аллеи Небесной Сотни в дендропарке в память о погибших. Но потом начались события в Крыму. В начале марта в Луганске также началось российское движение — неизвестные люди массово выходили с российскими флагами”.

Луганские активисты начали собираться на митинги за украинский Крым. Екатерина говорит, что тогда встал вопрос уже территориальной целостности государства:

После того, как начали захватывать Крым, то уже был вопрос о сохранении территориальной целостности. Мы показывали, что мы не хотим, чтобы нас захватывали, и что наша территория — это территория Украины. Когда уже было видно, что есть завезенные люди и военные в Крыму, было ощущение, что это может дойти до нас. Потому что границы со стороны рф не были защищены. И в Луганске не было даже военных частей, которые могли бы что-то сделать”.

Массовые столкновения и захват органов власти в Луганске

Первая крупная стычка с пророссийскими структурами в Луганске произошла 9 марта. Украинские активисты тогда проводили акцию в честь Дня рождения Тараса Шевченко. Екатерина вспоминает, что эти люди в тот день собирались напротив них. Они были настроены очень агрессивно. А когда собрались, то начали атаковать украинских митингующих. Они разорвали украинский флаг, избили парней и девушек, а после этого двинулись к зданию Луганской ОГА.

Митинг 9 марта в Луганске. Фото: Александр Волчанский

В тот день произошел захват Луганской ОГА российскими структурами. Они заняли здание, спустили украинский флаг, взамен повесили российский.

9 марта. Фото: Александр Волчанский

Было видно, что идет какой-то процесс, что город хотят захватить, и что захватить хотят не только администрацию. Эти люди так и оставались в администрации потом, они никуда не ушли. 6 апреля было захвачено еще и здание СБУ в Луганске. И тогда уже все понимали, что это что-то глобальное в плане города. Ни милиция, ни власть тогда не могли на это повлиять, или не хотели этого делать. Это вызвало непонимание, почему нет какого-то подкрепления, почему их не пытаются выгнать оттуда. Потому что один день прошел, второй, третий... А эти люди там так и оставались”, — вспоминает Екатерина Скрипова.

Фото: ostro.org

После захвата здания Луганской ОГА украинские митингующие продолжали собираться. Они выходили с украинскими плакатами, лозунгами, пели гимн и выкрикивали «Луганск — это Украина». Но ситуация в городе обострялась. 6 апреля пророссийские силы захватили здание СБУ и получили доступ к оружию. После этого украинские митингующие уже не могли так часто собираться. Встал уже вопрос собственной безопасности.

Российские митингующие у здания СБУ в Луганске. Фото: Reuters

Пророссийские структуры начали преследовать украинских активистов. Их заносили в “расстрельные списки”, на их домах ставили специальные метки, начались похищения. 29 апреля в Луганске пророссийские силовики заняли здания областной прокуратуры и областной администрации, заявив о создании так называемой “луганской народной республики”. После этого украинские активисты уже не могли выходить на митинги. Их начали массово преследовать. Многим из них пришлось уехать в те же дни, когда все это произошло.

Украинский митинг в марте 2014 года. Фото: pravda.com.ua

Екатерина с семьей выехала из Луганска как раз 29 апреля. Она говорит, что тогда не было ощущения, что все это настолько затянется:

“Было понимание, что в городе настолько опасно, что его надо покинуть, и смотреть, когда можно будет вернуться. Было ощущение, что урегулирование этих событий займет какой-то период времени — может два-три месяца или полгода. Что они смогут разобраться и мы поедем домой. Но этого не произошло. В октябре 2014 года мне удалось попасть в Луганск, чтобы забрать документы. Это был последний раз, когда я там была”.

Митинг в Луганске, 17 апреля 2014 года. Фото: ТСН

Весной 2014 года при содействии луганских активистов была создана общественная организация “Восток SOS”, которая начала помогать людям, которые вынужденно покинули Донецкую и Луганскую область из-за российской агрессии. Екатерина также присоединилась к организации. Сейчас она работает председателем правления и координаторкой гуманитарного направления.

Митинг в Луганске, 17 апреля 2014 года. Фото: ТСН

Екатерина говорит, что те митинги 2014 года сыграли важную роль для Луганска. Они показали, что там живут украинцы, которые хотели быть с Украиной, а не с россией.

Мы показывали, что территория принадлежит нам. Не каким-то соседям, а именно Украине. И это было важно показать, что нет этих стереотипов о восточных регионах, которые мы до сих пор встречаем. И что простые жители не виноваты в том, что случилось с Луганщиной, Донетчиной и Крымом. От жителей зависит довольно немного в той ситуации, когда уже есть вражеские войска и пророссийские силовики с оружием. Но было важно показать, что мы украинцы, что мы есть, что мы боролись за то, чтобы оставаться украинцами. Чтобы на нас обратили внимание, как на Украину, а не как на депрессивный регион, что тоже является элементом этой многолетней пропаганды”, — говорит Екатерина.

Сейчас уже нет сомнений, что именно с помощью пророссийских сил произошло провозглашение так называемых “днр” и “лнр” в 2014 году. Это был заранее спланированный сценарий россии, чтобы дестабилизировать ситуацию в Украине и начать процесс оккупации.

Луганск, как и Донецк, боролись за свое украинское будущее. Но гражданское сопротивление не смогло постоянно противостоять силовикам с оружием. Несмотря на российскую пропаганду и нарративы, эти города были и остаются украинскими. Это подтверждает история, украинское провозглашение независимости и международное признание.

***

Последние новости

  • Общество

Сергей Сажко: досье начальника Шаховской сельской военной администрации

Сажко Сергей Николаевич — украинский политик, народный депутат Украины VIII созыва. Был председателем Кураховского городского… Read More

19 часов назад
  • Общество

Восстановление громады без мнения граждан? Или как людям повлиять на восстановление Донетчины

Планировать восстановление пострадавших регионов необходимо уже сейчас. Но пробуя присоединиться к этому, инициативные граждане столкнулись… Read More

2 дня назад
  • Общество

Прифронтовые истории. Как команда из Краматорска организовала волонтерский хаб

20 неравнодушных жителей Краматорска организовали волонтерский штаб в полуразрушенной квартире волонтера Николая. В 2022 году… Read More

2 дня назад
  • Война с РФ

Картинка, созданная россией, или развенчание мифа о "референдуме республик"

11 мая 2014 года пророссийские сепаратисты провели так называемые “референдумы” во временно захваченных городах Донетчины… Read More

2 дня назад
  • Общество

304 собаки и 60 кошек: как в прифронтовом Мирнограде работает большой приют для животных

В городе Мирноград Покровского района работает большой приют для животных. Его содержит местная жительница, глава… Read More

3 дня назад
  • Общество

Анастасия Прокопенко: досье общественного деятеля, активистки с Донетчины

Анастасия Прокопенко — общественная деятельница, родом с Донетчины. С юности была активной и присоединялась к… Read More

3 дня назад

This website uses cookies.