Без воды из-за чужих долгов. Реалии прифронтовых городов и сел
Вчера на Луганщине 75 тысяч абонентов оказались без воды. Как этой ситуации можно было избежать и почему отключают воду тем, кто платит узнал Восточный вариант
65 тысяч из 75-ти абонентов “Попаснянского водоканала” находятся на оккупированной территории. Предприятие регулярно отключают от электроэнергии за долги, а жители прифронтовых населенных пунктов 3-х районов остаются без питьевой воды.
Что об этом говорят энергетики, водники и простые жители — в материале “Восточного варианта”.
Отключение, которого могло не быть?
Сегодня энергетики “Луганского энергетического объединения” буквально через сутки после отключения заново запитывают около 40-ка объектов Попаснянского водоканала. Заявку на отключение они получили 2 недели назад от государственной компании-поставщика “Укринтерэнерго”, рассказывает исполнительный директор “ЛЭО” Андрей Колосов.
“Укринтеренерго”— поставщик электроэнергии “Попаснянскому водоканалу”. Две недели назад он дал предупреждение об отключении в связи с долгом. Я не знаю, 50 с чем-то миллионов, это их внутренние вопросы. И дали предупреждение нам, что на 10-е число мы должны выполнить заявку об отключении. Мы даже не имеем право спрашивать, по какой причине мы обязаны провести это отключение”, — говорит Колосов.
Корреспонденты “Восточного варианта” связались с заместителем генерального директора “Укринтерэнерго” Александром Мануйленко. Он заверил, что “вопрос с потребителем (ред. — водоканалом) решен и их не должны были вообще отключать”.
Однако, пресс-секретарь “Луганского энергетического объединения” Юлия Рыбалка настаивает, что письмо об отмене заявки они получили уже после того, как отключили 90% объектов водоканала.
“ООО “ЛЭО” получило письмо-отмену в 16:10, когда уже были отключены объекты Попаснянского водоканала. Теперь мы ждем соответствующего письма от “Укринтерэнерго” с указанием объектов, которые мы должны подключить и соответственно они должны оплатить повторное подключение”.
За что отключают?
Из 42-х объектов Попаснянского водоканала “ЛЭО” удалось вчера отключить 40. Два объекта — первый и второй горизонты западной фильтровальной станции — не удалось обесточить, они находятся на территории самой станции. Энергетиков попросту не пустили на территорию.
Свой отказ директор “Попаснянского районного водоканала” Иван Вилков объяснил так.
“В условиях, мало того, что войны в Луганской области, в условиях карантина по Ковид-19 и согласно государственной политики в сфере питьевого водоснабжения мы не допускаем вас к отключению объектов питьевого водоснабжения. Вы уже отключили с питающего центра западную фильтровальную станцию, 3-й подъем. Согласно этому закону, мы будем вынуждены обратиться в суд. Если у пожарных не будет воды для тушения пожара, я не знаю, кто будет за это отвечать. Если будет очередная вспышка коронавируса, я не знаю, кто будет за это отвечать. Поэтому я на себя такую ответственность брать не собираюсь”, — говорит он.
По словам Вилкова долг предприятия на сегодня — более 200 миллионов гривен. Задолженность формировалась в течение 5 лет. Основные должники — представители оккупационной власти так называемой “ЛНР”. Позицию “Луганского энергетического объединения” озвучила пресс-секретарь Юлия Рыбалко.
“Почему эти “благотворительные акции” должно спонсировать наше предприятие, которое за 5 лет и так доведено до банкротства? В чем разница между оккупированным Крымом, который давно отключили от водоснабжения, и оккупированной Луганщиной? Мы писали неоднократно обращения в Кабинет министров, представителям “Трехсторонней контактной группы” с просьбой как-то повлиять на ситуацию. В ответ — тишина. У нас даже есть схема, как обесточить насосные станции оккупированных территорий, сохранив водоснабжение подконтрольной территории. Нас, к сожалению, никто не слышит”, — сетует она.
“Проблемный” водоканал
Из-за системной нехватки денег оборудование водоканала не модернизировалось уже долгое время, рассказывает директор предприятия Иван Вилков.
“Донорские деньги, которые заходят на предприятия — целевые. То есть, они идут на восстановление водоводов, разрушенных военными действиями. В целом, предприятие, практически банкрот. Денег нет на оплату счетов, не говоря уже про новое оборудование”, — говорит Волков.
Это сказывается и на качестве воды, рассказывает жительница прифронтового Горского Мария Кравченко:
“Питьевую воду мы покупаем в бутылках. Ту, что течет из-под крана, просто невозможно пить. Ржавчина, соли, известь, металлические осколки — это все можно найти в той, якобы питьевой воде”.
Как дальше?
Месяц назад представители оккупационной власти заявили, что сокращают потребление воды с территории Украины. И уже через несколько дней после заявления действительно сделали это.
“Сейчас поставки воды на неподконтрольную территорию сократились на 70%. Наше оборудование работает практически “вхолостую”. А это дополнительный износ оборудования и новые долги”, — рассказывает директор Попаснянского водоканала.
Руководитель областной военно-гражданской администрации Сергей Гайдай в одном из своих интервью уже заявил, что рассматривает возможность полностью прекратить поставки воды на оккупированную территорию.
Однако, по мнению и энергетиков, и “водников” это не решит ключевые проблемы.
Нужна реконструкция предприятия и погашение долга водоканала за счет государственного бюджета.