RU
RU UA
11 апреля 2024, 16:21
"россия по меньшей мере 10 лет готовилась к вторжению": Андрей Крищенко о сопротивлении оккупантам на востоке Украины в 2014 году
Интервью

"россия по меньшей мере 10 лет готовилась к вторжению": Андрей Крищенко о сопротивлении оккупантам на востоке Украины в 2014 году

Проходит 10 лет с тех пор, как метастазы кремлевского шовинизма и неоимперства смогли стремительно и опасно стать мейнстримом общественной мысли и основой специфического “донбасского сепаратизма”.

Андрей Крищенко — непосредственный участник сопротивления начала активной фазы гибридной российской агрессии. Он, тогда глава Горловского горуправления милиции, вместе с соратниками дал бой сепаратистам и их кураторам, на что решались правоохранители далеко не всех атакованных городов, и чудом выжил, попав в руки врагов.

Затем офицер руководил полицией Харькова и Киева, работал заместителем столичного городского головы, а с началом полномасштабного вторжения рф присоединился к рядам Нацгвардии и сейчас является заместителем командира бригады НГУ “Рубеж”.

Андрій Крищенко
Андрей Крищенко

Кремль эффективно воспользовался нашей временной слабостью

Отчасти причины и сущность событий прошлого лучше понятны в определенной исторической ретроспективе, когда у их свидетелей меньше лишних эмоций. Все второстепенное выпадает в осадок общего “компоста” времени, а в памяти остаются отрафинированные важнейшие моменты, логическим продолжением которых уже является настоящее.

Это сейчас мы говорим, что в апреле 2014 года там не просто “возмутились” сторонники беглого президента или активисты-антимайдановцы и “обычные русские люди”, решившие “так же, как и в Киеве” отстоять свои права. Сейчас уже не требует лишних доказательств то, что Москва тогда активизировала собственную агентурную сеть, прислала подготовленных специалистов из ФСБ и ГРУ, чтобы те смогли максимально эффективно воспользоваться нашей временной слабостью, чтобы реализовать планы, существовавшие еще задолго до начала Евромайдана.

Вкратце напомним, что здание управления горловских правоохранителей впервые пытались штурмовать 12 апреля 2014-го. Тогда вооруженные группы захватили горотделы в Славянске и Краматорске, но в Горловке им дали отпор. Однако уже 14 апреля состоялась повторная попытка, очевидно лучше подготовленная, несмотря на сопротивление части милиционеров, оказалась удачной. Тогда Андрея Крищенко избили, а его заместителя Германа Приступу похитили, но потом отпустили.

Андрій Крищенко
Андрій Крищенко під час штурму проросійськими бойовиками Горлівського міськуправління міліції, 2014 рік

С нашим собеседником мы вспомнили начало “русской весны” на Донетчине и попытались сформировать актуальные выводы, которые помогут пройти те многочисленные испытания, которые еще ожидают наших современников…

Многие правоохранители тоже были частью социума региона, где пропаганда “русского мира” находила активный отклик и благосклонность

Андрей Евгеньевич, понятно, что невозможно переиграть историю еще раз. Однако следует анализировать события десятилетней давности, чтобы генерировать определенные практические выводы, уроки как правоохранителям, так и силовикам в целом. Итак, смогли ли сейчас мы усвоить трагический опыт не только неготовности, отчаяния, безнадежности и предательства тогдашних силовиков, во время начала АТО, чтобы уже потом, когда началось полномасштабное вторжение рф в феврале 2022-го, действовать более слаженно, управляемо, организованно? Наверное, это удалось не на все сто процентов, помня, что происходило с вашими коллегами в Мариуполе весной 2022 года...

То, что мы тогда увидели, и что сейчас видим, задолго готовилось кремлевским режимом. Если вспоминать события 2014-го, то наши специальные органы не имели решающего влияния на сепаратистские настроения в регионе, что и послужило социальной базой для известных успехов задуманного кремлем плана по дестабилизации Украины. Десять лет прошли небезрезультатно, определенная эволюция сознания произошла, в частности переосмысление тамошними людьми всего, что произошло с тех пор. Но до нужного качества изменений мы должны были пройти довольно значительную дистанцию.

Сейчас СБУ очень активно разоблачает коллаборантов и других пособников врага и предателей. Начиная от предателя и коллаборанта номер один Медведчука, заканчивая разномастными наводчиками и информаторами, агентами и просто дураками, которые сеют российскую пропаганду и препятствуют деятельности ВСУ. Эти успехи и результаты являются именно производными от того опыта, полученного в период, предшествовавший нападению агрессора более двух лет назад. Я уверен: россия уже никогда, даже в значительно меньших масштабах, не сможет повторить нечто подобное, что произошло весной 2014 года в любом из украинских регионов.

Что касается Мариуполя... Вспоминаю сразу нашу горловскую историю. Тогда многие правоохранители остались на стороне сепаратистов, как по мне, из-за неопределенности и неуверенности, которая овладела ими. Они тоже были частью социума, региона, где пропаганда “русского мира” находила активный отклик и поддержку, где деятельность вражеских спецслужб оказалась самой агрессивной и поэтому имела очевидный результат. 

Также ими двигали вполне прагматичные надежды таким образом получить лучшую жизнь, какого-то высшего уровня обеспеченности вроде российского. Конечно, многие из них банально испугались, не хотели рисковать, находили для этого какое-то оправдание, не желали что-то менять, чтобы и дальше продолжать защищать интересы украинского государства.

Андрій Крищенко

Поэтому некоторые эту собственную внутреннюю измену приняли. Тем более, тогда еще не было системной работы по выявлению среди силовиков тех, кто разделяет ценности “русского мира” и охотно им следует и пропагандирует их.

Так вот уже о мариупольских полицейских могу сказать, что многие из них испугались такого стремительного и жестокого развития полномасштабной войны и сделали свой выбор, на который не было много времени. Однако, значительная часть мариупольской полиции весной 2022-го таки вышла из города и продолжила борьбу и службу уже в составе Сил обороны. Некоторые, кто не смог выйти, до последнего вместе с ВСУ и Нацгвардией воевали с врагом, погибая и попадая в плен.

Я почти три года не работаю в Нацполиции, но точно знаю, что внедряются изменения в контексте лучшего отбора кадров, которые идут работать в правоохранительные органы, чтобы выявлять истинные мотивы пребывания на службе. Так же я вижу работу по формированию правильной мотивации. Как по мне, самая большая проблема касается именно представителей спецподразделений, так называемого недореформированного со времен революции Достоинства “Беркута”. Мы думали, что нам удалось их “перевоспитать”, но не так все просто оказалось... Это показала и недавняя история в Днепре, где некоторые именно такие спецназовцы отказались выполнять боевые задачи на фронте. Это тоже вызов, с которым Нацполиция должна справиться.

У вас богатый опыт оперативной работы и вы получали разного рода информацию в то время, которое предшествовало событиям 2014 года. Какую роль тогда сыграли региональные лидеры и местные власти в том, что сепаратизм не удалось преодолеть, что ситуацией воспользовались вражеские спецслужбы?

Люди становятся региональными лидерами, потому что за них голосуют избиратели. И местная политическая конфигурация отражает общественные настроения на определенной территории. Поэтому утверждать, что условная “Неля Штепа” (пророссийская бывшая городская голова Славянска, – ред.) как-то заангажировала тысячи людей и что от нее буквально все зависело, тоже нельзя. Обидно, но это были действительно настроения значительной части населения и такие лидеры их отражали.

Да, была оперативная информация, что тамошний криминалитет помогает сепаратистам, в частности в строительстве баррикад, и мы делали все, чтобы их сносить. Тогда, как по мне, не сработала система государственной власти. Не потому, что не хотела навести порядок. Наверное, она не была готова к вызовам такого масштаба. Это теперь мы четко знаем: россия по меньшей мере десять лет практически готовилась к этому вторжению.

Андрій Крищенко

Сыграло не последнюю роль и то, что после перезагрузки Майданом Украина была ослабленной. Не везде удалось задушить в зародыше сепаратизм и гибридную российскую агрессию, как в Харькове или Одессе. И мы видим, как Харьков “горячо” встречал врага уже в 2022-м.

Согласен, что кроме несогласованности и растерянности силовиков, на Донетчине в то время существовал фактор пассивности местной власти. Речь идет о главах городов и поселков, депутатских корпусах, которые отчасти совсем не вмешивались, а то и подыгрывали российскому сценарию. Затем отдельные персоны становились “выдающимися деятелями молодых республик”. Их также открыто поддерживали и пророссийские лидеры высшего уровня вроде Александра Ефремова.

Важна эволюция, которую приходится защищать большой кровью, сверхусилиями нашей страны и партнеров, жизнями лучших ребят и девушек.

Как изменились общественные настроения в донецком крае, ведь в последнее время вы именно там воюете с врагом? Обновился ли этот ментальный ландшафт по сравнению с тем, что мы там видели в начале АТО?

Последние инструментально измеренные и зафиксированные политические предпочтения людей здесь верифицировали еще осенью 2020-го во время местных выборов. И они показали, что там прошло много представителей пророссийских сил. Сейчас, насколько я это чувствую, люди в основном меняют мнение, видя, что происходит там, куда приходят оккупанты и что они творят в захваченных городах. Но, однако есть и немало так называемых ждунов, агентуру среди которых выявляют наши компетентные органы. К сожалению, окончательно выветрить идеи “русского мира” удалось еще не из всех мозгов, и не только в Донетчине…

Удалось бы криминалу, связанному с пророссийскими силами “донецкого разлива”, самостоятельно, без законсервированных агентов спецслужб рф вроде Безлера, отрядов Гиркина и Ко настолько нагло и эффективно захватить и удерживать власть? Возможно, нашим силовикам не хватило решимости, они часто ждали какого-то приказа, хотя закон им не запрещал жестко останавливать захваты органов власти и объектов критической инфраструктуры. Есть ли эта решимость сейчас?

Этот своеобразный управленческий “сон” и нерешительность смогли сломать и “разбудить” четкие, иногда даже несколько авантюрные вещи вроде очистки от сепаратистов и российской агентуры Харькова в 2014 году. Там, где точечно это удалось сделать, мы уже никогда не видели никаких реальных признаков формирования каких-то “народных республик”. Меня тоже неоднократно упрекали, мол, а чего вы тогда не стреляли на поражение, когда в Горловке боевики под прикрытием толпы захватывали здание горуправления милиции, только пугали предупредительными выстрелами… Мы тогда понимали, какие имеем законные основания для применения оружия и никаких дополнительных приказов “сверху” не получали и не ожидали, ведь осознавали ситуацию и действовали в соответствии с ней. Конечно, возможно, в чем-то мы, в том числе и я, ошибались – здесь история со временем расставит все точки над “і”. Но, поверьте, мы делали все, что могли в тех условиях.

Так же и ВСУ встретились с определенными проблемами выбора сценариев к действиям. К примеру, когда впервые под Славянском недалеко от моста группа людей заблокировала движение колонны военной техники. А потом по ней открыли огонь. Уже в 2015-м ничего подобного не могло произойти – государство знало, как поступать в таких сценариях. Это жизненно важная эволюция, которую приходится защищать большой кровью, сверхусилиями нашей страны и партнеров, жизнями лучших парней и девушек.

Какова судьба горловских коллег после апреля 2014 года, в частности, вашего заместителя Германа Приступы, который, как и вы, сделал все возможное, чтобы не дать захватить горуправление милиции?

Практически все они остались работать уже в полиции. Приступа был у меня заместителем в Киеве. Когда мы уволились из Нацпола, вышел на пенсию. А в феврале 2022 взял автомат и пошел воевать с врагом в составе ДФТГ в районе Ирпеня и Бучи. Затем мобилизовался и два года на Донетчине отвоевал в батальоне теробороны. Такому примеру последовали десятки офицеров, которых я знал еще со времен совместной работы в правоохранительных органах.

Герман Приступа із нашим прапором
Герман Приступа с украинским флагом, фото предоставлено Андреем Крищенко

Пришлось ли при разных обстоятельствах общаться с теми, кто поверил Безлеру и кремлевской пропаганде? Много ли было таких, как, например, командир горловского батальона патрульной службы подполковник милиции и предатель Александр Шульженко?

Многих мы задокументировали и знаем, кто и чем тогда занимался, заочно предъявляли им подозрения в соответствующих уголовных производствах.

Справедливого наказания дождутся в свое время все. В целом, эта вся история является трагическим чистилищем. И есть ощущение, что оно еще далеко не завершено…

Тогда горловская милиция насчитывала примерно 900 “штыков”. Треть осталась в городе и перешла на ту сторону, также где-то такие же части выехали и продолжили службу на подконтрольной Украине территории или совсем уволились из “органов”.

Среди местных сейчас много тех, кто разочаровался в лозунгах, на которых кремль организовал “русскую весну”. Знаю нескольких коллег, которые тогда остались “охранять правопорядок в родном городе”, но потом поняли, в какую передрягу попали. Они нашли возможность выехать на свободную Украину, поскольку кардинально изменили свои взгляды, осознав ошибочность восхищения идеей “славянского братства” под руководством москвы.

Идея о базовой военной подготовке хоть и запоздала минимум на 10 лет, но очень и очень актуальна

Андрій Крищенко
Фото предоставлено Андреем Крищенко

Более года, как на фронте, начали появляться первые подразделения задуманной в МВД амбициозной инициативы “Гвардии наступления”. Сейчас вы заместитель командира бригады Нацгвардии “Рубеж”, которая воюет на родной вам Донетчине. Как удалось мотивировать коллег и совсем новичков примкнуть к ее рядам?

В эту бригаду мы с единомышленниками призывались в 2022 году еще до старта проекта “Гвардия наступления”. А через год подразделение доукомплектовали и расширили штатно, и оно влилось в Гвардию. Бригада уникальна именно для Нацгвардии в тех аспектах, которые еще в 2016 году созданы по стандартам НАТО, на новых подходах в кадровой селекции и с модерновой функциональной философией, современным офицерским и сержантским корпусами. Это правильная история, люди видят, что есть коллектив единомышленников, где введен нормальный подход к профподготовке рекрутов. В целом я приветствую вовлечение в процесс формирования подразделений Сил обороны мощных рекрутинговых компаний, в том числе помогающих Третьей штурмовой бригаде ВСУ, бригаде “Азов” НГУ. Это прообраз системы отбора, максимально приближенной к той, которую требуют текущие условия.

И если уж разговор пошел начистоту, то считаю святой обязанностью каждого гражданина защитить свое государство в случае наступления опасности его существования. Имею в виду прежде всего мужчин, имеющих основные биологические обязанности, заложенные самой природой. Чтобы сделать этот процесс более естественным, войска и другие составляющие силового сектора должны создать все условия, чтобы эти люди не воспринимали службу и участие в защите государства как однозначный приговор и билет в один конец. Это – полноценная профессиональная подготовка, обеспечение и адекватные человеческие отношения в военных организмах на всех внутренних уровнях коммуникации и управления.

Конечно, идея о базовой военной подготовке, которую законодательно в ближайшее время может закрепить наш парламент, хоть и запоздала минимум на 10 лет, но очень и очень актуальна. Здесь Украина задает определенный тренд, ведь и в других государствах Европы о возвращении к таким практикам на фоне российской угрозы все более предметно начинают говорить. Ведь усвоенные навыки, как и в любой профессии, дают и будущим воинам определенную базовую уверенность.

Какая задача, по вашему мнению, станет первоочередной для правоохранителей и украинских властей на освобожденных от российских захватчиков территориях, чтобы со временем снова не пришлось там защищать сине-желтые флаги на зданиях местных администраций?

Это полностью комплексная задача и не только сил обороны, а всего государства и гражданского общества. Основные вызовы – восстановить справедливость, не дать развиться общему криминалу, а самое главное сражение – за мозги людей, и над этим нужно будет в первую очередь работать.

А для тех, кто сомневается, стоит ли сейчас брать в руки оружие и идти защищать свое государство, рекомендую прочитать книгу выдающегося донецкого журналиста Станислава Асеева “В изоляции”. Для многих будет откровением, что именно их ждет, если в их город придет “русский мир”…

Автор: Геннадий Карпюк

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
08 мая Среда
13:11

В Луганской ОВА прокомментировали пожар нефтебазы в оккупированном Луганске

12:49

Министр обороны Нидерландов сказала, как получить преимущество над рф в войне

12:22

Двадцать ЦПАУ с Луганщины возобновили свою деятельность: что известно

11:50

Несколько районов оккупированной рф Луганщины могут остаться без воды

11:32

Армия рф продвигается в Донецкой области и Запорожье, — ISW

10:40

Лесной пожар, разрушенные дома: в ДонОВА сообщили о последствиях российских обстрелов

10:31

Россияне почти достроили железную дорогу, которая соединит Мариуполь с Ростовом, — Андрющенко

10:19

Шесть населенных пунктов Донетчины подверглись российским обстрелам

09:50

Оккупанты на Луганщине штрафуют мужчин без паспорта рф

09:32

Макеевка на Луганщине подверглась обстрелам из РСЗО

08:59

Из-за российского обстрела вблизи Лимана горело 300 га леса

08:34

Еще 970 оккупантов и 13 танков поражено Силами обороны в течение суток

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: