Короли лайков: кто из мариупольских политиков больше всего тратит на рекламу в соцсетях
Мариупольские политики в тренде современных технологий. Помимо традиционной внешней рекламы на билбордах и раздачи газет в агитационных палатках, в бой вступили соцсети
В 2019 году Facebook изменил политику в отношении политической рекламы. Теперь каждый пользователь социальной сети может посмотреть, кто и сколько денег тратит на политическую рекламу в Facebook и Instagram.
«Восточный вариант» подсчитал расходы кандидатов и партий на рекламу.
«Опозиційна платформа — За життя»
Страница кандидата в мэры Мариуполя от партии «Опозиційна платформа — За життя» Владимира Клименко в Facebook была создана 21 августа.
С того времени страница вложила в политическую рекламу 2 190 долларов, то есть примерно 62 тысячи гривен.
За неделю с 27 сентября по 3 октября со страницы вложено в рекламу 1284 доллара, то есть почти столько же денег, сколько потрачено ранее за месяц.
Больше всего, от 300 до 399 долларов, вложено в пост о плохой экологии Мариуполя и в посты с обещанием решить коммунальные проблемы.
На странице продвигались посты о нападении на офис партии, посты с социологическими опросами, посты с выступлениями кандидата на ТВ.
Всего за рекламу Клименко заплатил 2 182 долларов за 19 постов.
"Блок Вадима Бойченка"
Страница «Блок Вадима Бойченка» была зарегистрирована 24 августа 2020 года. За это время на политическую рекламу страница потратила 628 долларов, то есть 17,5 тысяч гривен.
С 27 сентября по 3 октября страница вложила в рекламу 254 доллара. На каждый пост, оплаченный как реклама, тратится меньше 100 долларов (точную сумму Facebook не публикует).
Всего «Блок Вадима Бойченка» потратил 628 долларов за 36 постов.
Кроме страницы партии, рекламный пост с упоминанием «Блока Вадима Бойченка» опубликован на странице Украинского реестрового казачества в Facebook.
В посте описано, что УРК определилось с поддержкой кандидата в Приазовье.
Еще один рекламный пост страницы — о визите руководителя ГО «Украинское реестровое казачество» в Приазовье и встрече с секретарем Мариупольского городского совета Степаном Махсмой.
«Під час зустрічі з секретарем Маріупольської міської ради Степаном Махсмою розглядалися питання щодо участі тисячного колективу УРК у виборах до міської та районних рад», — написано в публикации.
Другой оплаченной рекламы, связанной с политикой и выборами, за последние два месяца на странице опубликовано не было. Рекламу оплатил Анатолий Шевченко — гетман Украинского реестрового казачества.
«За майбутнє»
Лидер партии «За майбутнє» в Мариуполе Юлия Башкирова баллотируется на пост мэра Мариупольского городского совета.
Отдельной страницы у кандидатки нет, оплаченные посты с рекламой Юлии Башкировой встречаются на страницах «Політична партія «За майбутнє» и «Жіночий рух «За майбутнє».
Также посты о команде партии в Мариуполе оплачиваются со страницы Дмитрия Лубинца. Стоимость их рекламы не превышает 100 долларов.
В Facebook существуют страницы «Маріуполь ЗА Майбутнє» и «Донеччина ЗА Майбутнє», но данных о том, что они оплачивают свои посты для рекламы в Facebook, нет.
«Слуга народу»
У «Слуги народа» есть сразу несколько страниц в социальных сетях. Посты с оплаченными услугами рекламы, где упоминался Мариуполь, публиковались со страницы «Слуга народу».
Это были посты, посвященные открытию партийного офиса в Мариуполе и так называемой «Школы местного лидерства». Поздравление с Днем города Мариуполя публиковалось на странице «Команда Зеленського на Донеччині» как реклама и оплачивалась политпартией «Слуга народа».
Оплаченной политической рекламы в Facebook о кандидатах в местные депутаты Мариуполя найти не удалось. Страница «Зе Місцеві Маріуполь» не покупала рекламу в Facebook.
В целом рекламные посты со страниц, связанных с партией «Слуга народа», не оплачивались более чем на 100 долларов.
Нам не удалось найти данные об оплаченной рекламе в Facebook местных ячеек партий «Партія Шарія», «Наш край», «Європейська солідарність», «Батьківщина», «УДАР», «Сила людей» и их кандидатов.
Данные по Украине
Facebook ведет отчетность по всей рекламе, связанной с политикой и имеющей общественную значимость, которая публикуется в социальной сети на территории Украины. Отчеты публикуются каждый день.
Отчет за последние 90 дней — с 6 июля по 3 октября 2020 года показывает, что больше всего на рекламу потратила партия «За майбутнє» — 113 тысяч долларов на 766 постов.
Затем следует партия «Наш край» — 93 тысячи долларов.
Замыкает тройку лидер партии «За майбутнє» Игорь Палица — на рекламу его страницы потратили 51 тысячу долларов.