"6 тысяч человек на оба помещения": как выживало одно из крупнейших бомбоубежищ во время блокады в Мариуполе
С началом обстрелов туда постоянно приходили люди в поисках безопасности. Всего за несколько дней количество людей в бомбоубежище спортивного зала “Терра спорт” увеличилось до нескольких тысяч человек. Как помогали людям в помещении и как они выезжали из города — читайте в материале.
Евгений Тузов до 24 февраля работал начальником отряда спасателей на круизных лайнерах, а также спортивным тренером в одном из самых больших спортивных залов Мариуполя “Терра спорт”. С началом полномасштабного вторжения деятельность пришлось сменить, Евгений стал помогать содержать три бомбоубежища в блокадном городе.
Университет, спортзал и кинотеатр стали надеждой людей на спасение
После 24 февраля руководители спортивного заведения “Терра спорт” обустроили в подвале помещения убежище для людей. С первых дней сюда стали съезжаться жители пригородных поселков. Например, из Сартаны или Старого Крыма, которые тогда уже сильно обстреливал враг.
Когда мест в “Терра спорте” уже не было, пришлось думать о новых путях размещения людей. Тогда обратились к подвальным помещениям кинотеатра “Савона”, который находился в ста метрах от спортивного зала. Через дорогу от “Терра спорта” и “Савоны” располагалось здание Донецкого национального университета экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского. Позже там также обустроили подвалы, чтобы была возможность принимать большее количество людей.
Евгений Тузов рассказывает, что за “Терра спортом” во дворах жилых домов был детский сад, в подвалы которого также приходили люди. Поэтому приходилось организовывать помощь людям в четырех убежищах одновременно.
“Руководство нашего города абсолютно ничего не сделало для подготовки убежищ или других мест для укрытия граждан. Я приехал сначала в спортивный зал, потому что там были мои ученики. Я хотел посмотреть, как они там, как дела. Потому что в окрестностях города уже сильно бомбили. Люди искали спасения”, — вспоминает Евгений Тузов.
В общей сложности во всех помещениях убежищ тогда могло находиться до шести тысяч человек. Евгений рассказывает, когда дома мариупольцев начинали гореть, а на улице был сильный мороз, все бежали к местам, где была возможность немного согреться и получить небольшую помощь.
“Большинство оставалось. Кто-то приходил, кто-то уходил. Были три семьи у нас, которые устали быть в убежище, потому что здесь и условия, понимаете, какие тысячи людей в одном помещении. Они поехали к себе домой, потому что вроде бы стихло, но через несколько дней приехали снова к нам, потому что им во двор ракета прилетела и разбомбила пол дома. К счастью, люди не пострадали”, — рассказывает Евгений.
Организация условий для 6 тысяч человек
Прямых попаданий в убежища, к счастью, не произошло. Но в двух метрах от спортивного зала “Терра спорт” прилетел снаряд. Так же и со зданием университета, на заднем дворе которого был сильный прилет, в результате чего осталась огромная воронка, а окна здания вылетели.
Евгений Тузов вместе с командой организовали подачу воды для всех бомбоубежищ. С начала марта в городе уже не было водоснабжения из-за повреждений оккупантами коммуникаций. Мужчина связался с городским водоканалом с упорной просьбой организовать привоз воды в помещение “Терра спорта”. Тогда каждое утро в здание начала приезжать машина с несколькими сотнями литров воды. Это позволило обеспечить водой не только людей из бомбоубежищ, но и близлежащих домов. Каждое утро возле “Терра спорта” выстраивалась огромная очередь людей с баллонами для воды — все могли получить немного для себя и своих соседей.
Вопросом тогда стало обеспечение людей едой. Кто-то приходил со своей пищей, кто-то готовил отдельно. На задних дворах убежищ была организована полевая кухня, где на открытом костре готовили различные блюда, газоснабжения в городе тогда уже не было. Евгений рассказывает, что тогда многие предприниматели города просто так привозили еду со своих складов, потому что знали, что здесь находится много людей.
Самые сложные дни и выезд из города
Самые сложные дни для 17 микрорайона Мариуполя, где и располагались все убежища, пришлись с 12 по 16 марта. Тогда каждый день район подвергался обстрелам из всех видов оружия, в том числе авиации. Вокруг убежищ горели дома, автомобили.
16 марта к зданиям убежищ подъехали два российских танка. Тогда люди начали постепенно выходить из укрытий.
“Мы понимали, если эти танки останутся здесь, то сюда могут быть прилеты. А похоронить только в одном подвале две тысячи человек… Мы никак не могли позволить этому произойти”, — говорит Евгений.
Из укрытия люди начали выходить из города. Кто-то объединялся на автомобилях, кто-то решил пешком добираться до пригородных поселков. Евгений Тузов рассказывает, тогда людям было безразлично, куда именно идти, главное — выбраться из ада.
“Говорили, что возле ТРЦ “Порт сити”, который сгорел тогда уже дотла, находятся автобусы “ДНР” для эвакуации. Они везли людей в Новоазовск и Бердянск. Тогда это были два основных рейса. А так кто как, если это пожилые люди, которые не могли идти, их вывозили на колясках из супермаркетов, так же делали и с маленькими детьми”, — рассказывает Евгений.
В большинстве случаев люди выезжали сначала в поселки Ялта, Мелекино, Мангуш, а затем держали путь на Бердянск. Там были условия для размещения людей на первое время.
Постоянное волонтерство и помощь людям
В тот же момент, как Евгений выехал из Мариуполя в Днепр, началась деятельность по поиску гуманитарной помощи в еще частично блокадный город. С помощью водителей в город и пригородные села доставляли пищевые наборы, средства гигиены и обогреватели, на обратном пути получалось брать с собой людей для вывоза на подконтрольную Украине территорию.
Доставка гуманитарной помощи и вывоз людей осложнились, когда по ту сторону были введены фильтрация и специальные пропуска. Ездить стало уже опасно и сложно.
Евгений в городе Днепр уже в апреле организовал шелтер для тех, кому нужен был дом. Большой проблемой тогда было размещение людей, только выезжавших с оккупированных территорий. В шелтере была возможность остаться, получить горячий обед, медицинские средства.
Параллельно Евгений с командой других волонтеров ездит в прифронтовые и деоккупированные населенные пункты. Сюда они привозят гуманитарную помощь, готовую пищу для разогрева и потребления, теплые вещи и другие нужные средства для помощи людям. Одна из последних поездок Евгения — Бахмут, куда в “Пункты несокрушимости” привезли блюда быстрого приготовления.
Постоянную помощь людям Евгений планирует продолжать и дальше. Если у вас есть возможность помочь его деятельности, вы можете воспользоваться следующими реквизитами: 4441 1144 5840 6202.
***
Читайте также: "Крошечный обломок перебил все брюшные органы": как ветеринарный врач работал в военном госпитале блокадного Мариуполя