Украинская пенсия в условиях оккупации: как получить и что нужно знать?
Могут ли жители временно оккупированных территорий продолжать получать украинскую пенсию? Что для этого нужно? И сохранится ли выплата пенсии до деоккупации? Ответы на эти и другие вопросы ищите в материале.
Война, которую развязала россия, оставляет свой отпечаток на тысячах украинских пенсионеров, проживающих на временно оккупированных территориях. Эта сложная ситуация порождает ряд вопросов и забот, основной из которых — возможность получения пенсионных выплат. Однако даже в таких тяжелых условиях, украинская власть делает все возможное, чтобы обеспечить своим гражданам их права и помочь в осуществлении получения пенсий.
Восточный Вариант совместно с юристом общественной организации “Донбасс SOS” Михаилом Фоменко отвечает на самые распространенные вопросы наших читателей о пенсиях в оккупации.
Могут ли жители ВОТ получать украинскую пенсию?
Да, жители временно оккупированных территорий могут получать украинскую пенсию, но исключительно через банковские учреждения, потому что АО “Укрпочта” пока не функционирует.
Юрист Михаил Фоменко отмечает, что существует два возможных пути.
Если человек получал пенсию или денежную помощь через свой счет в банке, то деньги будут поступать на этот же счет.
В случае если пенсия выплачивалась через “Укрпочту”, и пенсионер не перевел ее выплату на банковский счет до сих пор, — выплата прекращена. Для того чтобы ее возобновить, нужно подать заявление на видеоидентификацию через портал Пенсионного фонда Украины.
Что нужно сделать для начисления украинской пенсии?
Сначала необходимо подать заявление на возобновление выплат пенсии с помощью видеоконференцсвязи.
Подайте заявление на видеоидентификацию в Пенсионный фонд Украины одним из способов:
- на Портале электронных услуг ПФУ;
- обратитесь на горячую линию ПФУ по телефонам: 0800 503 753, (044) 281 08 70, (044) 281 08 71 (из списка вопросов выберите “Вопрос о выплате пенсий и идентификации” и нажмите цифру 3 на клавиатуре телефона)
Для того чтобы подать заявление нужно иметь:
- Реквизиты банковского счета или возможность открыть его (украинские банки позволяют сделать это удаленно).
- Электронная цифровая подпись (ЭЦП). Обычно, если это ПриватБанк, Монобанк и в некоторых случаях Ощадбанк, там можно создать электронную цифровую подпись и в дальнейшем заходить на портал Пенсионного фонда через нее.
Документы, которые могут потребоваться:
- паспорт гражданина Украины;
- РНУКПН (так называемый “идентификационный код”)
- трудовая книжка;
- свидетельство о рождении (для ребенка).
После подачи заявления с вами свяжется работник ПФУ для согласования времени и способа проведения видеоидентификации в течение 30 календарных дней, но не ранее 10 рабочих дней с даты подачи заявления (обращения).
Связь должна осуществляться через украинские мобильные операторы или указанный контактный телефон родственников с подконтрольных Украине территорий.
Процедура установления личности может происходить любым удобным способом: через Google Meet, Signal, Skype, Telegram, Viber, WhatsApp, Zoom.
Продолжительность видеоидентификации – ориентировочно 20 минут. В случае плохого качества видеосвязи или ее прерывании согласуется другая дата.
После прохождения идентификации Пенсионный фонд принимает решение об установлении личности получателя и сообщает результат не позднее, чем через 3 рабочих дня. Результаты можно также самостоятельно просмотреть в личном кабинете на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины в разделе “Мои обращения”.
В каких случаях и как часто нужно проходить идентификацию?
По словам юриста, идентификация сейчас является обязательной для пенсионеров-переселенцев, которые стали на учет ВПЛ до полномасштабного вторжения и лицам, которые находятся на временно оккупированных территориях и хотят возобновить выплату пенсии.
Пенсионеры, получившие статус ВПЛ до 24 февраля 2022 года, должны проходить эту процедуру каждые 6 месяцев. Для других, чтобы возобновить выплату, нужно пройти видеодентификацию разово.
Если физическая идентификация не пройдена, пенсия будет учитываться в соответствующем разделе электронного пенсионного дела, но выплата не будет поступать на счет.
Обращаем внимание, что пенсионерам, зарегистрированным как внутренне перемещенные лица (ВПЛ) до 24 февраля 2022 г. и получающим пенсию через АО “Ощадбанк” необходимо пройти идентификацию до 31 марта 2024 года.
Что делать, если нет доступа к украинскому оператору?
При подаче заявления на видеоидентификацию процесс осуществляется онлайн (через интернет). Существуют различные приложения, такие как Google Meet, где номер телефона не нужно даже указывать. В некоторых случаях телефонный номер используется для связи с пенсионным фондом.
Рекомендуется предоставлять телефон родственникам с контролируемой территории Украины, которые смогут принять звонок от Пенсионного фонда и передать необходимую информацию пенсионеру о дальнейшей процедуре идентификации.
Несмотря на то, что используется номер другого лица, Пенсионный фонд осуществляет идентификацию через Интернет, используя одну из программ, доступных на их портале. Для этого не нужно регистрироваться, достаточно подать заявление на главной странице, как мы уже указывали выше.
Могут ли родственники на подконтрольной территории провести идентификацию вместо пенсионера в оккупации?
Нет, родственники на подконтрольной территории не могут произвести идентификацию вместо пенсионера в оккупации.
Однако существуют способы подключения к компьютеру или телефону удаленно, как, например, с помощью программ Team Viewer или AnyDesk. Эти программы обеспечивают возможность с другого компьютера видеть и управлять другим на расстоянии. Родные могут скачать эти программы и удаленно подключиться к компьютеру пенсионера, чтобы заполнить заявление на его имя.
Если человек достиг пенсионного возраста уже после оккупации территорий, может ли он претендовать на украинскую пенсию?
Да, граждане, которые достигли пенсионного возраста, но не имели возможности обратиться в Пенсионный фонд вовремя, могут подать заявление на назначение пенсии позже этой даты без риска потерять пенсию. Михаил Фоменко указывает, что после начала полномасштабного вторжения были внесены изменения в закон об Общеобязательном пенсионном страховании.
Согласно этим изменениям, которые включены в заключительные положения п. 14-6.2, лицам, которые живут или жили на территории, где продолжаются или продолжались боевые действия, или на временно оккупированной территории Украины, не нужно обращаться в Пенсионный фонд в течение трех месяцев после того, как они достигли пенсионного возраста.
Это касается периода военного положения и трех месяцев после его окончания или отмены, если срок подачи заявления на пенсию не закончился до 24 февраля 2022 года.
Если человек выезжает на подконтрольную территорию Украины, он может обратиться в пенсионный фонд, и ему должны назначить пенсию с момента достижения им пенсионного возраста. Также можно подать заявление онлайн через мобильное приложение Дія или электронный портал Пенсионного фонда.
Для оформления пенсии онлайн необходимы следующие документы:
- Паспорт;
- Идентификационный код;
- Документ о страховом стаже (трудовая книжка, диплом об обучении, военный билет и другие);
- Справка о заработной плате за 60 месяцев подряд до 30 июня 2006 года (по желанию);
- Реквизиты банковского счета;
- Фотография для пенсионного удостоверения;
- Женщинам понадобится свидетельство о браке (при смене фамилии).
Пошаговый алгоритм подачи заявления на назначение пенсии через портал ПФУ:
- Зайдите на веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда Украины.
- Перейдите на вкладку “Заявление на назначение пенсии”.
Пользователю, зарегистрировавшемуся на Портале ПФУ с помощью КЭП, предоставляется возможность сформировать и подать заявление на назначение пенсии, а именно:
Шаг 1 – заполнить атрибуты заявления на назначение пенсии (персональные данные; адресные данные; данные документов, удостоверяющих личность; контактные данные и т.п.);
Шаг 2 – ответить на вопросы анкеты-опроса для определения документов, скан-копии которых необходимо предоставить;
Шаг 3 – прикрепить скан-копии документов, имеющихся у пользователя.
В результате пользователь получает экранную форму с полным заявлением на назначение пенсии, заполненным по результатам шагов 1-3, в котором предоставляется возможность:
- дальнейшего редактирования заявления;
- формирование печатного образца заявления и анкеты-опроса;
- подписи заявления КЭП и его отправки в ПФУ.
По результатам обработки заявления специалистами ПФУ пользователь на веб-портале получает информацию о состоянии обработки заявления и решение о назначении пенсии.
Если у пользователей нет возможности получить КЭП, чтобы подать заявление дистанционно, на веб-портале электронных услуг Фонда реализована возможность оформления пенсии с помощью Дія. Підпис.
Подробную инструкцию подачи заявления с помощью Дія.Підпис можно посмотреть в видео:
Пошаговый алгоритм подачи заявления на назначение пенсии через Дію:
1. Войдите в кабинет гражданина на diia.gov.ua или зарегистрируйтесь с помощьюДія.Підпис или КЭП.
2. Выберите услугу, заполните необходимые данные и добавьте требуемые отсканированные документы. Подпишите заявление Дія.Підпис или КЭП.
3. Как только решение о назначении пенсии будет принято, на электронную почту поступит уведомление. Загрузить и распечатать решение можно в кабинете гражданина в разделе Услуги — Полученные документы.
Пенсия от оккупантов. Влияет ли она на выплату украинской?
По словам юриста, украинская пенсионная система не учитывает и не признает никаких выплат от оккупационной власти, за исключением Крыма, где необходимо получить подтверждение от пенсионного фонда рф, что люди не получают российскую пенсию. Однако никакой коммуникации с захватнической стороной сейчас не происходит. Соответственно и выплаты пенсионеры в Крыму получить не могут
Во всех других регионах пенсии, полученные от оккупантов, не оказывают влияния на выплату и размер украинской пенсии.
Какие могут быть причины прекращения выплаты пенсии?
Есть норма закона о прекращении выплаты пенсии. Статья 49 Закона об Общеобязательном пенсионном страховании там определены 4 главные основания:
1) если пенсия назначена на основании документов, содержащих недостоверные сведения;
2) на все время проживания пенсионера за границей (сейчас оно не применяется);
3) в случае смерти пенсионера;
4) в случае неполучения назначенной пенсии в течение 6 месяцев подряд.
Еще одной причиной прекращения выплаты является отмена справки переселенца у пенсионера, который получил статус ВПЛ до 24 февраля 2022 года.
Желательно, чтобы люди, которые получают средства на банковский счет из Пенсионного фонда, проводили какие-то операции хотя бы раз в месяц. Это может включать снятие средств или настройки автоматических онлайн-платежей или оплату SMS-сообщений. Главная цель — активное пользование своим банковским счетом.
Сохранится ли пенсия до деоккупации?
Михаил Фоменко указывает, что в целом пенсия учитывается и сохраняется, но сейчас условно можно выделить две категории внутренне перемещенных лиц: те, кто переселился до 2022 года, и те, кто переселился после. Для первых, чтобы получить пенсионные выплаты, нужна справка переселенца. Без нее учет суммы остается, но выплаты не производятся.
“До 2023 года выплата задолженности переселенцам по любой причине не производилась. Независимо от того, были ли они на оккупированной территории и не получали эту выплату, или переезжали с одного места на другое. Задолженность получить было невозможно. Пенсионный фонд не выплачивает. Там огромная сумма, ее никто не хочет погашать”, — рассказывает Михаил.
В случае тех, кто выезжает с территорий, которые были оккупированы после 2022 года, выплаты должны быть осуществлены сразу без каких-либо ограничений. Первая выплата производится за год в виде единовременного платежа, а затем ежемесячно в размере не более одной пенсии.
Но есть еще одна особенность. В законе об Общеобязательном государственном пенсионном страховании предусмотрено две нормы по выплате задолженности. Если пенсия не была выплачена по вине пенсионера, она может быть компенсирована только за последние 3 года. В случае отсутствия вины пенсионера, выплата задолженности может быть произведена без ограничения по сроку.
Если пенсию перестали платить по тем или иным причинам, можно ли ее возобновить?
Такая возможность существует. Однако для жителей, которые находились на временно оккупированных территориях или переместились до 24 февраля 22 года, нужно иметь справку переселенца. Ее можно получить, пройдя процедуру лично на месте, где вы планируете ее оформлять. Дистанционно никак.
Как безопасно пройти все пенсионные процедуры на ВОТ?
Что касается безопасного прохождения пенсионных процедур на временно оккупированных территориях, можно использовать виртуальные частные сети (VPN), поскольку доступ к украинским сайтам заблокирован. По наблюдениям общественной организации “Донбасс SOS”, не было зафиксировано серьезных проблем с безопасностью. Однако, следует избегать передачи личных данных работникам оккупационной администрации.
Можно обращаться за помощью к кому-то из родственников на подконтрольной территории или к людям, которые имеют опыт в этой сфере. Однако важно убедиться, что они не имеют связей с захватнической властью, чтобы избежать возможных проблем.
***
Напомним, что Восточный Вариант запустил горячую линию HelpPrint для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий. На этот канал связи могут обратиться люди, нуждающиеся в поддержке, помощи или желающие безопасно поделиться информацией или своей историей. Также у Восточного Варианта работает сайт-зеркало, обходящее блокировку российских оккупантов без VPN.