Деоккупация Славянска в воспоминаниях очевидцев
События 2014-го глазами местных жителей и украинских военнослужащих
Спустя 6 лет после освобождения Славянска от российских бандформирований, в городе практически не осталось внешних следов активных боевых действий.
О том страшном периоде напоминают лишь многочисленные памятные знаки, установленные на окраинах населенного пункта в честь погибших здесь украинских бойцов. Гораздо больше подробностей сохранила живая человеческая память.
Фото из сети
Накануне оккупации
Раскачка ситуации пророссийскими агитаторами началась в Славянске примерно с марта 2014 года, когда Крым уже был захвачен оккупантами, а в Киеве был свергнут режим Януковича. В городе регулярно стали проходить массовые митинги, на которых звучали призывы дать отпор "правосекам" и "Киевской хунте". Большинство участников этих акций с упоением скандировали "Россия! Россия!", а возглавлявшие это движение члены местного горкома КПУ даже додумались отправить письмо президенту РФ с просьбой взять город под свою защиту.
Фото из сети
На первых порах проводили свои митинги и проукраинские горожане, однако увидев, что правоохранители не предпринимают мер, чтобы обеспечить им безопасность, а агрессия в рядах их оппонентов растет не по дням, а по часам, эти люди, из опасений за свое здоровье или даже жизнь, перестали собираться на площади.
Фото из сети
"Вежливая" экспансия
Апогеем этих волнений стало 12 апреля, когда группировка "вежливых людей из Крыма", как они себя назвали, захватила городской отдел милиции, а также здания СБУ и исполкома.
Возле горотдела появилась первая баррикада, захваченное в подразделении табельное оружие раздавали "ополченцам". К вечеру город уже патрулировали наряды "народной дружины", утром следующего дня над исполкомом появился государственный флаг страны-оккупанта.
Ликованию пророссийской публики не помешал даже тот факт, что повесили его сначала вверх ногами. Журналисты росСМИ собрали в эти дни роскошный материал для пропагандистских сюжетов.
Фото из сети
“Это было что-то неописуемое. Происходящее казалось настолько невероятным, что даже не верилось, что все это наяву. Такое ощущение было у многих людей, с которыми мне приходилось общаться. Многие ждали, что тогдашнее руководство страны быстро прекратит эту вакханалию. На самом деле все вышло печальней”, – делится воспоминаниями житель города Павел.
Фото из сети
Бои за Славянск
13 апреля украинское правительство объявило о начале проведения АТО.
Первый штурм Славянска состоялся после обеда. В ходе боевой операции спецназовцы подразделения «Омега» уничтожили два блокпоста боевиков, но бронетехники для дальнейшего продвижения в город у силовиков тогда не было.
Второй штурм Славянска состоялся 24 апреля, когда с помощью авиации было уничтожено еще несколько блокпостов. Однако позже террористы возобновили свои позиции. Самые кровопролитные бои проходили в мае, за этот месяц силы АТО понесли серьезные потери. Впрочем, и ряды оккупантов редели систематически.
Фото из сети
К тому времени в городе обосновались несколько российских отрядов, отличавшихся от "ополчения" свое формой и говором. На блокпосты они заступали в основном ночью, а днем здесь дежурили местные коллаборанты и завезенный из соседних городов сброд. Кольцо вокруг Славянска постепенно смыкалось, и террористы начали паниковать. Их предводитель Игорь Гиркин (Стрелков) почти ежедневно записывал видеообращения к русским войскам с призывом прийти на помощь.
Фото из сети
Местное население
К тому времени население города сильно сократилось, большая часть горожан выехали из Славянска, в котором наступила гуманитарная катастрофа – не было воды, электричества, продуктов питания и, главное, безопасности.
Пользуясь эмоциональной подавленностью людей, боевики активно насаждали идею о том, что во всех разрушениях и невзгодах виновата исключительно Украина.
На некоторых это действовало, хотя в "ополчение" соглашались записаться единицы. Большинство предпочитало заниматься бытовыми проблемами, коих в оккупированном городе стало предостаточно. Меньшинство пыталось противодействовать этой пропаганде.
“До кінця травня ми виходили і малювали синьо-жовті прапорці на стовпах і будинках. Ми збиралися своєю когортою, радилися як нам проявити себе в цій ситуації. Розмальовували місто в синьо-жовті кольори. Намагалися показати, що це Україна, щоби мешканці відчували ‒ вони не залишені напризволяще, тут багато українців”, – вспоминает председатель городской организации ВО Свобода" Сергей Лилеев.
Нужно отметить, что к концу мая настроения в городе поменялись и поддержка террористов упала практически до нуля.
Фото из сети
Бегство боевиков и освобожденный город
Активные действия украинских военных по освобождению Славянска начались 3 июля, когда силы АТО начали зачистку Николаевки, взяв в плен более полусотни боевиков.
В ночь на 5 июля, террористы начали отступление, которое и позволило украинской армии зайти в город.
“Так вышло, что всю оккупацию мы оставались в Славянске. Сначала думали что всё быстро закончится, а потом уже было банально страшно выезжать. До захвата города я занималась активной общественной деятельностью, участвовала в проукраинских митингах, акциях в поддержку Евромайдана. Конечно же в таком маленьком городе все друг друга знали и был большой риск оказаться "на подвале". В конце июня меня все-таки уговорили уехать. Моя семья на тот момент уже потратила все сбережения, бабушка была после инсульта, маленький ребенок, проблем хватало в общем.
4 июля мы с мамой собрали вещи, а ночью были самые страшные обстрелы, что я когда-либо слышала. Грохотало так, что всё в доме ходило ходуном. Ощущения непередаваемые – понимаешь, что в любой момент тебя и твоих родных может не стать.
На рассвете, с горем пополам, добрались до остановки, откуда должен был идти автобус на Харьков. Там было еще около десятка других людей. Стояли мы очень долго, но автобус так и не пришел. Улицы были пустые, вокруг никого. И тут останавливается старенькое авто, из него чуть ли не по пояс высунулась женщина и кричит нам всем "Они ушли! Мы только что с Черевковки ехали, все блокпосты пустые, нет никого!". Уже прошло 6 лет, а я до сих пор вижу это перед глазами. Навсегда запомню этот день. Этот момент на остановке и когда днем присутствовала при вхождении нашей армии в город: украинский флаг, украинские военные, украинская речь, в конце концов. Никогда ничего не было роднее”, – вспоминает жительница Славянска Дарья.
“Наши пришли”
О том, как встречали украинских военных жители Славянска рассказывает полковник Влад Волошин, журналист "Військового телебачення України".
Влад Волошин, фото из сети
"Група, у складі якої я перебував, заходила в місто з боку Словкурорту. Першими ми зустріли кілька мешканців, які їхали на старій автівці.
Вони зупинилися, були налякані, але на їх обличчях читалось – нарешті прийшли наші, хай роблять що завгодно, тільки це вже наші, не їхні.
А ще запам'яталась старенька бабуся, яка стала перед нами на коліна на обочині, почала нас крестити і казати “слава богу, слава богу, слава богу”.
Далі, буквально метрів за 300, чоловік доволі поважного віку на велосипеді їхав. Ми йому сказали зупинитись, бо в тому кварталі ще стріляли. А він гукає до нас “хлопці хлопці”, дістає зім’яту пачку цигарок і починає пригощати. Спочатку ми також думали що у Слов’янську більшість підтримували сепаратистів, і тут вийшли люди, які нас зустрічають. Нам було дуже і дуже приємно.
Потім вже коли підняли прапор, коли приїхав міністр оборони і начальник генштабу, а далі приїхав міністр МВС Аваков, командувач нацгвардії, коли всі почали підтягатися, вже тоді вийшли осередок місцевих активістів, громадськості.
Вже наступного дня коли ми почали працювати, привезли гуманітарну допомогу, почали роздавати воду, продукти, вже людей було багато. А от ці перші, які не побоялись цих розповідей про карателей, вони вийшли і вони нас так вітали, що дійсно тоді починаєш розуміти чому ми звільняємо Донбас від цієї російської та сепаратистської мерзоти”, – делится военный.
Послевоенный Славянск
5 июля в 13:00 над зданием Славянского исполкома снова взвился государственный флаг Украины. Решением Верховной Рады этот день стал государственным праздником. Каждый год в городе проходит несколько мероприятий, посвященных этой дате.
С 2015-го года на горе Карачун, при поддержке Донецкой облгосадминистрации, проходит всеукраинский фестиваль "Донеччина зустрічає своїх захисників", на который собираются сотни ветеранов АТО и волонтеров.
Имена и фамилии 64 украинских военных, погибших в боях за Славянск, увековечены в мемориалах, построенных местными жителями в благодарность за самопожертвование героев и назидание потомкам.
Сегодня город живет обычной жизнью, в него вернулись беженцы, его население пополнили переселенцы с территорий, продолжающих оставаться оккупированными.
Мирная жизнь наладилась, но в разговорной речи местных жителей прочно закрепились термины "до войны" и "после войны". Хотя каждый, даже самый безразличный человек, отчетливо понимает – война за Славянск и всю Украину еще не окончена и слова "после войны" имеют смысл только в локальном применении.
Дмитрий Журавлев, Восточный вариант
Читайте также:
Война без приговоров. Славянск 6 лет спустя
Война без приговоров. Славянск 6 лет спустя. Часть вторая
Подпольщики Славянска: как активисты приближали деоккупацию