Война без приговоров. Славянск 6 лет спустя. Часть вторая
Фото AFP
Рассказываем о делах, связанных с лидерами боевиков времен оккупации Славянска и чиновниках, которые перешли на сторону врага
И вот снова мы возвращаемся к теме войны. А именно – к последствиям войны, ведь шестой год часть городов Донбасса живут мирной жизнью.
В прошлой части нашей публикации мы рассказали об оккупации Славянска, о преступлениях, которые были совершены во время правления так называемой “республики” и про результат расследования этих дел.
Сегодня мы поговорим о лидерах террористов в Славянске и об украинских чиновниках, которые в сложный период для страны перешли на сторону врага.
Фото из открытых источников
Гиркин Игорь Всеволодович – отставной офицер вооруженных сил РФ, бывший полковник ФСБ. Участник Российской вооруженной агрессии против Украины в Крыму и на Донбассе на стороне России. В апреле 2014 года со своим отрядом пересек границу Украины в Донецкой области, руководил захватом Славянска, начав таким образом войну на Донбассе. Стал первым министром обороны так называемой “ДНР” (16.05.2014-14.08.2014), главнокомандующим «Армии Новороссии». В августе 2014 года, одновременно
с началом вторжения российских регулярных войск на Донбасс, выехал обратно в Россию.
Главная военная прокуратура Украины совместно со Службой безопасности Украины подозревают Гиркина по нескольким статьям уголовного кодекса (ч. 3 ст. 146, ч. 2 ст. 127, ч.2 ст. 115, ч. 1 ст. 258-3, ч. 3 ст. 258, ч. 1 ст. 294, ст. 341, ст. 348, ст. 349, ч. 2 ст. 438 УК Украины). Речь идёт о нападении и в последствии убийства сотрудника СБУ, пленении сотрудников СБУ, членов ОБСЕ, пытках и убийствах депутата Горловского городского совета Рыбака В.И., а также Поправки Ю.Ю и Дяковского Ю.И.
Гиркин по мнению прокуратуры Нидерландов причастен к катастрофе Boeing 777 в небе над Донбассом. Однако с 2014 года Гиркин находится на территории России и фактического наказания он не несёт.
Пономарев Вячеслав Владимирович – активный участник российской диверсионной деятельности в Украине весной 2014 года.
13 апреля 2014 года во время вооруженной агрессии России против Украины на Востоке Украины провозгласил себя мэром Славянска. Призвал местное население сообщать о подозрительных лиц, особенно о тех, которые общаются на украинском языке. Тех, которые не разделяют мнение отделиться от Украины пообещал уничтожить или что они «будут под контролем».
Также пообещал, что выборы президента не состоятся: «Мы примем все необходимые меры, чтобы выборы на юго-востоке не состоялись». Удерживал в заложниках американского журналиста Саймона Островского. До войны Пономарев был местным бизнесменом.
Следователи Славянского отдела полиции подозревают Пономарева по факту принятия участия в незаконном вооруженном формировании “ДНР”, которое привело к тяжелым последствиям, а именно повреждениям административных и частных строений, убийства мирного населения и военнослужащих ВСУ, разбое и незаконном лишении свободы человека (ч. 5 ст. 260, ч. 2 ст. 146, ч. 3 ст. 187 УК Украины). Служба безопасности Украины подозревает Пономарева в участии в террористической организации (ч. 1 ст. 258-3 УК Украины). После освобождения Славянска украинской армией, Пономарев сбежал в Донецк, а спустя несколько месяцев давал интервью в Москве.
Кононов Владимир Петрович – участник формирования “ДНР”, который на текущий момент занимает должность так называемого “министра обороны ДНР”. Принимал активное участие в боевых действиях на территории Славянска. В Славянске до войны Кононова знали, как тренера по единоборствам.
Главное следственное управление Национальной полиции Украины подозревает Кононова в финансировании действий, которые направлены на насильственное изменение власти, краже людей, участие в террористической организации и участии в незаконном вооруженном формировании (ч. 2 ст. 110-2, ч. 3 ст. 146, ч. 1 ст. 258-3, ч. 2-5, ст. 260 УК Украины). На сегодняшний день Кононов находится в оккупированном Донецке и активно принимает участие в боевых действиях на “посту” руководителя. В одном из его интервью был показан его брат, который также находится на стороне террористов.
Павленко Владимир Викторович – занял должность “народного мэра” Славянска, после того, как Пономарева сняли с этой должности. До войны был назначен на должность начальника управления труда и социальной защиты Славянского городского совета.
Из всех правоохранительных органов, им занимается лишь Селидовское отделение полиции и разыскивается по факту незаконного лишения свободы людей (ч. 2 ст. 146 УК Украины). После освобождения города сбежал из него (хотя по его заявлениям находился в городе), потом переехал в Беларусь. Уже в 2015 году занял пост так называемого “Министра государственной безопасности ДНР”. Хотя в социальных сетях человек, который представлялся его товарищем доказывал, что тот не занимает таких должностей и давно находится в РФ.
Коленкина Елена Александровна – бывшая жительница Славянска, которая стала популярной после записанного видеообращения с призывами “остановить обстрелы”. Стала более популярной, когда вышла замуж за террориста Арсена Павлова “Моторолу”, которого убили в 2016 году.
Следователи Славянского отдела полиции подозревают Елену в участии в незаконном вооруженном формировании, которое привело к разрушениям домов и убийствам людей (ч. 5 ст. 260 УК Украины). После освобождения города сбежала в Донецк, а теперь Коленкина проживает в РФ.
***
Мы разобрали самых известных личностей периода оккупации города, хотя реальных пособников было гораздо больше.
На сайте “Миротворец” можно найти очень много информации про участников “ДНР” родом из Славянска.
Хотя не все из этих участников фигурируют в базах розыска МВД. К примеру, мы смогли найти информацию про Ковалева Ярослава Николаевича (ч. 2. Ст. 260), Петренчика Артема Юрьевича (ч. 5 ст. 260), Денщик Наталью Викторовну (ч. 5 ст. 260), Калиту Александра Николаевича (ч. 3 ст. 258), Пушкова Евгения Николаевича (ч. 5 ст. 260), Жога Владимир Артемович (ч. 5 ст. 260, ч. 1 ст. 258-3). Бывший народный депутат Украины Хмелевой Анатолий Петрович, который принимал активное участие в помощи оккупантам в Славянске не находится в базах розыска МВД.
Но тут речь шла о рядовых людях, которые фактически примкнули в ряды террористов (кроме Гиркина ибо он целенаправленно приехал в город).
Почему такие страшные события в принципе произошли? Ведь для этих случаев у нас есть правоохранительные органы, которые должны давать отпор террористам, и чиновники, которые обязаны были чтить присягу государственного служащего.
Но оказалось, что большая часть чиновников перешла на сторону врага.
Милиция. Ликвидационная комиссия Главного управления МВД в Донецкой области сообщила нам следующее. На момент захвата города в городском отделе милиции работало 367 сотрудников (захват производила группа не более 40-50 человек, то есть преимущество было колоссальное). По мнению комиссии, лишь 3 сотрудника милиции перешли на сторону “ДНР” и находятся в розыске. 35 сотрудников уволили в запас за совершение поступков, которые дискредитируют звание рядового и начальнического состава.
Однако 15 июля 2014 года (через 10 дней после освобождения) была публикация о том, что МВД не может найти треть сотрудников милиции Славянска. Об этом заявил начальник департамента внутренней безопасности МВД Валерий Боднар. Как оказалось, такие заявления не имеют ничего общего с официальной информаций.
По данным прокуратуры Донецкой области такие дела они расследовали, сообщили о подозрении 3 сотрудникам и двух лиц осудили до наказания в виде лишения свободы. Ещё в 2015 году инспектор патрульной службы получил 8 лет тюрьмы. Так же расследуется дело касательно незаконного завладения 15 транспортными средствами милиции и одного автомобиля СБУ. Так же расследовался факт захвата здания милиции, но потом это дело в прокуратуру Харьковской области. По данным прокуратуры Харьковской области дело передали в Червонозаводской суд Харькова, но дело не двигается. Судебное расследование остановлено.
СБУ. По данным областной прокуратуры расследуется лишь факт захвата здания СБУ в Славянске. Факт перехода на сторону “ДНР” сотрудников СБУ не расследовался. Сама Служба безопасности Украины не дала ответ на наш запрос.
Прокуратура. В Славянске на момент захвата города работало 28 оперативных сотрудников, из которых 7 стажеров работали на должности прокурора прокуратуры. По факту возможного захвата здания, сотрудничества с “ДНР” расследование не проводили, никого из прокуроров не уволили. Хочется подметить, что речь идёт о фактах продолжения работы прокуратуры в период оккупации.
Суд. По данным Славянского горрайонного суда на момент захвата города в суде работало 96 человек. Никто из сотрудников на сторону врага не переходил, не скрывался и присягу не предал. Так же все сотрудники прошли проверку согласно Закона Украины “Об очищении власти”.
Военкомат. По данным прокуратуры Донецкой области расследование по факту возможного перехода на сторону врага отдельных служебных лиц не проводилось.
Городской совет. Из всех сотрудников городского совета, лишь бывший городской голова Неля Штепа (ч. 1 ст. 110, ч. 1 ст. 258-3), и заместитель городского головы Виктор Воропаев (ч. 1 ст. 110, ч. 1 ст. 258-3) привлекаются к ответственности. Хотя сказать, что это происходит успешно нельзя.
Рассмотрение дела по Штепе идёт очень долго, заседания переносятся. Суд по Виктору Воропаеву начался недавно, но его даже не отстранили от должности. Служба безопасности Украины и Национальная полиция Украины проводит расследование по факту возможной поддержки представителями Славянского городского совета в организации и проведении незаконного “референдума”. По данному факту никому о подозрении не сообщалось.
Ещё в 2015 году на одном из Славянских СМИ вышла публикация про депутатов городского совета которые голосовали за назначение Вячеслава Пономарева исполняющим обязанности городского головы и создание «Славянской народной дружины» (боевого крыла в Славянске). Именно по фактам этих голосований судят Виктора Воропаева. Среди остальных депутатов были Лях Вадим Михайлович (действующий городской голова Славянска), Яцура Сергей Викторович (местный предприниматель-перевозчик), Степанов Владимир Владимирович (глав. врач одной из больниц города, отец нынешнего министра здравоохранения) и ещё 39 других депутатов. Однако у Службы безопасности Украины скорее всего к ним нет вопросов.
Район. Некоторые из сельских советов помогали боевикам проводить свой незаконный “референдум”, одна по данным прокуратуры области у СБУ тоже к ним нет вопросов, ибо банально такие действия не расследовались.
В этой части мы разобрали информацию про украинских чиновников, которые должны были не допустить такой ситуации в городе и стараться этому противостоять. Однако жители города прекрасно помнят, как сотрудники милиции после непродолжительного отпора сдались и повесили георгиевские ленты на свою форму. Это означало принадлежность сотрудников к представителям “ополчения”. Оружие было разграблено и его раздали местным, которые желали построить свою “республику”, а по факту это развязало руки бандитам и мародерам.
Жители города, которые не хотели присоединения к РФ, не хотели войны в итоге были вынуждены ждать освобождения города. Они ждали защиты от силового блока города, но оказалось, что рассчитывать было не на кого.
Показательным является итог этих двух частей публикации. Мы смогли разобрать, события почти трёх месяцев оккупации города, в котором представители власти не побрезговали перейти на сторону врага, местные жители взять в руки оружие и начать убивать и грабить, по их мнению, врагов народа.
Этим действиям нет оправдания в цивилизованном мире, ведь за такие преступления должно наступать суровое наказание. Ведь как итог мы получили сотни разбитых домов, десятки разграбленных магазинов и банков, угнанные автомобили, а самое главное покалеченные судьбы людей, смерти жителей города и военных, которые сражались за нашу свободу.
Украинские чиновники говорили красивые слова про наказание для виновных, про реализацию права на необратимость наказания, но мы смогли с вами убедиться, что наказали лишь единиц. Большинство людей избежали реального заключения, а получили лишь испытательные сроки.
Огромное количество людей сбежали на оккупированную часть Донбасса (хотя периодически некоторые возвращались в Славянск, но их так и не удалось арестовать). И можно смело заявить, что участники террористических групп, их пособники и ярые последователи скорее умрут своей смертью или от пули во время боя, чем попадут под судебное разбирательство украинского правосудия.
Дмитрий Браславский, фото предоставлены автором, из открытых открытых источников
Читайте также: