Административно-территориальная реформа: перекроить нельзя помиловать

24 мая народный депутат Украины (фракция Партии регионов) Сергей Гриневецкий реанимировал тему административно-территориальной реформы, опубликовав в «Зеркале недели» статью под заголовком «Административно-территориальное устройство: где выход?». Что побудило нардепа вызвать, что называется, «огонь на себя», остаётся загадкой. Данная публикация разворошила подзабытые страсти, бушевавшие несколько лет назад. За каких-то несколько дней Партию регионов и Гриневецкого лично успели обвинить практически во всём: от коррупции до подготовки раскола страны. Между тем, административно-территориальная реформа – вопрос отнюдь не праздный.

 

 

В околополитических и интеллектуальных кругах о ней начали говорить ещё на заре независимости, но дальше дискуссий дело не пошло. Робкие шаги в этом направлении предприняли «оранжевые», но натолкнулись на жесткое неприятие. Но «бело-голубые» взялись за реформу, похоже, всерьёз. Ещё в конце прошлого года устами советника президента Марины Ставнийчук украинцев стали убеждать в необходимости перекраивания страны. А в конце марта Николай Азаров заявил о начале подготовительных мероприятий, которые продлятся до 2014 года, а в 2015-2017 годах реформа будет реализована на практике.

 

 

Понятно, что у общества есть масса причин не доверять всему, что делает власть. Но административно-территориальная реформа – совсем не прихоть, а насущная необходимость. Во-первых, нынешнее административно-территориальное устройство страны было сформировано ещё в 1930-х и с тех пор сильно устарело. Дело даже не в том, что решения советского руководства были плохи, а в том, что социально-демографическая, поселенческая и экономическая картина претерпела значительные изменения и формальное административное деление перестало соответствовать реальному положению вещей.

 

Отсюда исходит и вторая проблема, а именно повсеместные диспропорции, связанные с движением и воспроизводством населения. Порядком обезлюдевшие районы, которым прирост населения даже «не светит», всё равно вынуждены «тянуть на себе» весь надлежащий чиновничий аппарат. Некоторые населенные пункты, вопреки законодательно закрепленным стандартам и здравому смыслу, оказались на обочине цивилизации. Жителям многих деревень фактически недоступно не только медицинское обслуживание, но и регулярное транспортное сообщение. При этом местные сельсоветы попросту не в состоянии выполнять свои прямые функции и существуют лишь «на бумаге».

 

 

Третья проблема состоит в том, что такие вот несостоятельные органы местной власти находятся на содержании у государственного бюджета. Сельсовет, на попечении которого находится, к примеру, тысяча-другая стариков и безработных, не располагает ресурсами даже для поддержания инфраструктуры на вверенной территории, не говоря уже о развитии. О коррупции, которая неизбежно процветает в таких Богом забытых местах, и говорить не приходится – зачастую местные отряды чиновников вынуждены переходить на «подножный корм».

 

 

И, наконец, четвёртая проблема современного территориально-административного устройства – это его сложность. Каждый уровень местной власти – это дополнительное управленческое звено. Чем больше таких звеньев, тем сильнее бюрократизировано государство. Учитывая тот факт, что многие из этих звеньев де-факто не выполняют своих функций, бюрократия работает отнюдь не как часы. К тому же, в Украине есть и вовсе абсурдные образования вроде нашего посёлка Юбилейного, который одновременно является и самостоятельной административной единицей, но всё равно входит в Артемовский район и подчиняется Луганскому горсовету.

 

 

Решать все эти проблемы реформаторы предлагают постепенно, но решительно. На первом этапе намереваются, прежде всего, реанимировать демократическое самоуправление на уровне местных громад. Далее планируется пересмотреть и стандартизировать полномочия и обязанности местной власти, в том числе – в направлении межбюджетных отношений. Интересна также идея о предоставлении местным громадам права на добровольное объединение и межмуниципальное сотрудничество, для чего планируется принять особый закон. На следующем этапе реформаторы планируют передать земли за пределами населённых пунктов в распоряжении местных громад (а не райгосадминистраций). Областным и районным советам обещают дать право самостоятельно формировать исполнительные органы, а местные госадминистрации – реорганизовать в надзорные инстанции.

 

 

Но главное – это, конечно, новая административная «нарезка» страны. Так, Гриневецкий озвучил идею о том, что вместо 24-х областей следует создать 8 административно-территориальных образований. При сохранении статуса АРК, планируется осуществить слияние Донецкой и Луганской области (Донецкий регион), Львовской, Ивано-Франковский, Черновицкой и Закарпатской (Карпатский регион), Киевской, Кировоградской, Черкасской и Черниговской (Киевский регион), Винницкой, Хмельницкой и Тернопольской (Подольский регион), Волынской, Ровненской и Житомирской (Полесский регион), Днепропетровской и Запорожской (Приднепровский регион), Одесской, Херсконской и Николаевской (Причерноморский регион), а также Харьковской, Сумской и Полтавской (Слобожанский регион). Кроме того, ещё весной прошлого года Координационный совет по вопросам развития гражданского общества, утвердивший проект реформы, предложил сократить количество территориальных общин (с 31 тыс. до 1,8 тыс.) и число районов (с 490 до 150). Как заверяют в правительстве, «рубить с плеча» никто не будет.

 

 

Что тут говорить: в теории всё выглядит не просто замечательно, но, прямо сказать, захватывающе. Но на деле существует масса обстоятельств, способных свести на нет благие намерения реформаторов, а то и вовсе провалить их инициативу. Перво-наперво им придётся преодолевать бешеное сопротивление местного чиновничества, ряды которого реформа сильно проредит. Речь здесь идёт не только о рабочих местах. Ни для кого не секрет, что местная власть и местная политическая (и финансовая) элита – это обычно одно и то же. Поэтому запутанная система админстративного соподчинения – это ещё и система отношений между местными элитами. Не трудно предугадать, что реформа разрушит status quo, годами складывавшийся в регионах. Конечно, эта стабильность весьма сильно попахивает коррупцией и местничеством, но дестабилизация ситуации вряд ли её оздоровит.

 

 

Возникает вопрос и о судьбах конкретных городов и областей. Например, Луганская область, многие годы занимающая сателлитное положение относительно Донецкой соседки, рискует потерять даже формальную самостоятельность. Проблема отнюдь не в региональном гоноре. Помимо интересов местных элит, есть и чисто структурные проблемы. Например, как будут уживаться в рамках одного административного элемента Луганск и Донецк – два крупных города, которые могут претендовать на статус центра? Не создаст ли это нездоровую внутреннюю конкуренцию и противоречия, которые будут раздирать новообразованный Донецкий регион? И это ещё не самый яркий пример. Каким будет распределение сил, например, в Карпатском регионе, вообще сложно представить: ни один из тамошних облцентров явно не захочет понижения своего статуса.

 

 

Есть у проблемы и чисто политический аспект, ведь каждая область – это ещё и электоральное поле. Возьмём, к примеру, Западную Украину. Все мы помним, как «красиво» вошла во власть «Свобода» во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях. Это существенно подняло статус партии и чрезвычайно расширило её возможности и в крае, и в стране. Смогла бы «Свобода» тогда войти во власть, если бы действовала в рамках Карпатского и Подольского регионов – вопрос открытый. Чем больше административная единица, тем сложнее захватить в ней власть – особенно, если входящие в неё территории идеологически неоднородны (например, Закарпатье и Галичина). Так что административно-территориальная реформа может весьма сильно подпортить жизнь многим политическим группировкам как всеукраинского, так и локального уровня.

 

 

Улучшится ли судьба конкретных населённых пунктов, тоже вопрос неоднозначный. Ведь в результате новоназначенные райцентры к кому-то «приблизятся», а от кого-то «удалятся». А без надлежащего контроля вместе с ними может «удалиться» и инфраструктура, и элементарные жизненные возможности. Интересно так же, сможет ли «заработать» местная демократия, на которую уповают реформаторы. Как утверждают социологи, украинцы не очень-то стремятся брать свою жизнь в собственные руки и новое самоуправление может обернуться старым коррупционно-бюрократическим «болотом»...

 

 

В общем, украинцам снова остаётся ждать и надеяться.

Последние новости

  • Суспільство

Український мітинг 28 квітня 2014 року в Донецьку: як це було та як про це брехали росіяни

10 років тому в Донецьку відбувся останній станом на зараз мітинг на підтримку України. Він… Read More

9 години назад
  • Суспільство

Історія Вепрейського та Чиркова, або як українці відкрили Донецький вугільний басейн

У 1721 році ландрат Микита Вепрейський та комендант Бахмутської фортеці Семен Чирков уперше взяли проби… Read More

19 години назад
  • Суспільство

Вишиванка — код нації: як донеччанка відроджує вишивані сорочки видатних українців

Донеччанка Тетяна Зез вже понад 10 років досліджує унікальні орнаменти вишиванок української інтелігенції минулих століть.… Read More

1 день назад
  • Війна з РФ

"Кінотеатри на гастролях" та актори у фейкових сюжетах. Як окупанти посилюють пропаганду на ТОТ сходу України

На захоплених територіях сходу України ворожа пропаганда тісно вплетена в різноманітні аспекти життя. Спортивні союзи,… Read More

2 дні назад
  • Війна з РФ

Космічні ціни на продукти та зростання безробіття. Як росіяни руйнують економіку на окупованих територіях сходу України

Окупанти не приносять нічого на українські землі, крім війни, бідності та розрухи. Підвищення цін на… Read More

2 дні назад
  • Суспільство

Кераміка Донеччини та війна: з якими проблемами зіткнулися керамісти та яке майбутнє галузі в області

Як вплинуло повномасштабне вторгення рф на керамічну сферу в Донецькій області? Які є перспективи для… Read More

2 дні назад

This website uses cookies.