Украина не сможет «отбить» деньги, вложенные в Евро-2012
Большая часть из $14,4 миллиарда, которые будут потрачены на проведение чемпионата Евро-2012, инвестирует не бизнес, как ожидалось, а государство. Окупить такие затраты, по мнению экспертов, будет крайне сложно.
Об этом пишет «Коммерсант-Украина».
Вложения в подготовку к нему оказались колоссальными — по последним оценкам правительства, около 115 миллиардов гривен. Причем более половины средств – 63 миллиарда гривен – из государственного и местных бюджетов. Эту сумму за последние 5 лет пересматривали без малого раз 30: изначально большую часть денег – около 20 миллиардов гривен – должны были взять на себя частные инвесторы, а государство – всего 1,42 миллиарда гривен. Однако кризис помешал этим планам: к осени 2008 года остановилось строительство 80% объектов в стране. Поэтому инвестиции пришлось возложить на госбюджет.
Наибольшие средства пошли на инфраструктурные объекты. К ноябрю нынешнего года удалось завершить возведение всех 4 стадионов в городах-участниках. До марта 2012-го планируется закончить работы в донецком аэропорту и терминале D «Борисполя», а с мая между принимающими городами начнут курсировать скоростные поезда Hyundai. Сейчас идет строительство 34 отелей и реконструируется еще 271.
Проведение чемпионата стало настоящим трамплином для рынка гостиничной недвижимости. По правилам UEFA Украина должна обеспечить более 18 тысяч номеров только для размещения официальных групп чемпионата. Чтобы выполнить требование и стимулировать инвесторов, Кабинет министров в этом году ввел частичную компенсацию по кредитам, привлеченным для строительства гостиниц. По словам первого заместителя председателя правления Проминвестбанка Вячеслава Юткина (управлял гостиницами НРК), на время чемпионата отели поднимут цены примерно в 1,5 раза, тогда как в других странах, проводивших Евро, стоимость размещения повышалась на 20-30%. Однако учитывая размер инвестиций, их прибыль окажется небольшой. «Высокий заработок принесет разве что финальный матч, когда все гостиницы будут забиты на 100%. Гораздо важнее раскрутка отеля и статус объекта, где поселятся болельщики и делегация», — отмечает он.
На рост узнаваемости рассчитывают и спонсоры чемпионата. По прогнозам McDonalds, официального спонсора Евро-2012, продажи их сети летом 2012 года возрастут всего на 10% по сравнению с предыдущими годами. О планах выхода на украинский рынок заявили Subway, KFC и Burger King.
Увеличения выручки ожидают владельцы ресторанов и баров. Они в июле смогут собрать втрое больше прибыли, чем за аналогичный период прошлых лет, считает владелец заведений Ciro's Pomodoro Ярослав Гордиенко.
Прогнозов по возврату вложенных инвестиций, особенно в государственном секторе, никто не дает. Сразу после выигрыша права на чемпионат власти страны заявляли, что доходы государства от его проведения превысят инвестиции в 3 раза. Но сейчас эксперты называют эти прогнозы нереалистичными. Даже по оценкам Минэкономразвития, проведение Евро-2012 обеспечит рост реального ВВП на 0,8 п. п. в следующем году, что соответствует примерно 10 миллиарда гривен.
Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.