Луганщина и COVID-19: здоровый или необследованный регион?
В Луганской области меньше всего в Украине подтвержденных случаев коронавируса — 54. Из них ни одного летального, нет заболевших и среди медиков.
“Восточный вариант” узнал, как в регионе проводят тестирование и бояться ли местные жители заразиться.
Тесты на COVID-19: кого тестируют и сколько стоит
В начале пандемии образцы для тестирования возили в столицу. С 3 апреля ПЛР-тесты на коронавирус начали делать в Северодонецке на базе Луганского областного лабораторного центра.
Но, тем не менее, в области их количество одно из самых низких в стране.
Всего провели 2218 исследований. Критериям МОЗ для смягчения карантина такие цифры не противоречат: 14,9 тестирований на 100 тысяч населения (норма не меньше 12).
“Мы не считаем, что это малое количество. Тесты на 100 процентов делаются всем, кому это требуется. Если мы говорим о последних двух подтвержденных случаях, там было 66 контактных лиц, всех будем проверять. Мы тестируем всех, у кого есть клинические проявления заболевания; всех, кто контактировал или ухаживал за больными; всех пациентов с пневмониями любого типа; всех, кто находится на самоизоляции (на 10-14 день). У нас нет очереди. Тест в основном делаем за сутки. Мы можем увеличить количество исследований. Даже при незначительных симптомах простуды мы сделаем тест, если врач сочтет это необходимым”, — говорит заместитель директора “Луганского областного лабораторного центра МОЗ Украины” Владимир Жданов.
В области также начали проводить исследования методом ИФА (иммуноферментного анализа), который определяет наличие в крови антител к вирусу, то есть является ли человек носителем или переболел в прошлом.
Так обследовали 582 людей, у 25 нашли антитела. Им сделали ПЦР-тесты, коронавирус не подтвердился. Такие же результаты у 436 медиков, тесты которым делали неоднократно.
С 1 июня сделать ПЦР-тест на коронавирус без направления от врача (но с документом, удостоверяющим личность) можно в одной из частных лабораторий. Стоит такой анализ 1200 гривен. За 290 гривен можно узнать, есть ли в крови антитела к вирусу.
КПВВ и карантин
Из 54 пациентов с подтвержденным коронавирусом (17 из них вернулись из-за границы, большинство из Росси) в области выздоровели 44. 7 лечатся в домашних условиях, 3 в стационарах.
Самое большое количество заболевших в Новопсковском районе (14), Лисичанске (13) и Рубежном (12). В Кременском районе заразились 6 человек, в Старобельском 4, в Беловодском 3. По 1 случаю коронавирусу в Северодонецке и Станично-Луганском районе.
Тем не менее в лабораторном центре побаиваются вспышки вируса после открытия КПВВ.
Всех сотрудников полиции, погранслужбы, фискальной службы, которые там находятся, планируют раз в месяц тестировать на коронавирус.
“Мы очень опасаемся, что уровень заболеваемости на оккупированной территории значительный. Опасаемся, что инфицированные люди могут перейти на нашу сторону и стать источником инфекции. Мы не знаем, куда именно потом они и отправятся. Мы очень озабочены этой проблемой. Например, не каждый пожилой человек сможет установить программу “Дій вдома” (специальное приложение для контроля людей, которые пребывают на самоизоляции, — прим. автора), да и не все телефоны для этого подходят. Никто не отменял постановление Кабмина об обсервации. У нас есть места для обсервации, но мы должны понимать, что 3—5—7 тысяч человек за раз мы не сможем разместить. Возможно, это будут быстрые тесты. Или специальный опросник, который должно разработать министерство охраны здоровья”, — уточняет Владимир Жданов.
Что думают северодончане?
В теперешнем областном центре Северодонецке карантин уже почти не чувствуется. Работают рынки, кафе, детские сады и магазины, на пляжах полно отдыхающих.
Большинство людей на улицах уже без масок. Послаблению карантинных ограничений в основном радуются.
“Если честно, я и с самого начала карантина не очень верил в этот вирус. Кажется, что это больше какой-то “бренд”, слишком много ему придают значения. Ношу маску в основном в магазинах. Не потому, что боюсь заразиться, а потому что этого там требуют”, — говорит 29-летний Дмитрий.
“Возможно, это вирус к нам пришел раньше. Много знакомых пожилого возраста в начале года переболели именно пневмонией. Но тесты тогда никто не делал. Маску стараюсь на улице не носить, в ней сложно дышать”, — высказывается о карантине пенсионерка Валентина.
В городской транспорт — это троллейбусы и маршрутки — теперь пускают без пропуска.
Но обязательно в маске и столько людей, сколько в салоне мест для сидения.
Общественный транспорт пользуется спросом у горожан. На днях горсовет увеличили количество троллейбусов с 14 до 17, а маршрут городского автобуса продлили до дачных товариществ.
Расслабляться еще рано
Врачи же говорят, Луганщине удалось минимизировать количество заболевших благодаря соблюдению карантина. Но расслабляться не стоит.
“Вирус, к сожалению, никуда не делся. Правительство смягчает карантин, но не потому что угроза миновала, а скорее из экономических соображений. Нужно продолжать выполнять простые правила: часто мыть руки, избегать скопления людей, воздержаться от поездок, в общественных местах носить маску и соблюдать дистанцию”, — подчеркивает заведующая инфекционным отделением Рубежанской больницы Ольга Мартыненко.
Анастасия Дашко, Восточный вариант. Фото автора и из открытых источников
Читайте также:
Славянск — новый очаг коронавируса: что известно и как защититься
На Донбассе частично откроют КПВВ: кто сможет пересечь и какие есть сложности