Украинской школе не удается идти в ногу со временем
Украинские учителя признают: образование в стране не соответствует зарубежным образцам, а детей зачастую учат лишнему и бесполезному.
Об этом сообщила старший сотрудник Института педагогики Академии педагогических наук Украины Галина Васьковская, пишут «Комментарии».
Так, опрос учителей в рамках исследования «Новое поколение на пороге взрослой жизни», проведенный Институтом социологии НАН Украины совместно с Институтом педагогики НАПН, показал, что 69% педагогов не считает, что отечественное образование соответствует зарубежным образцам. И этому, по словам самих же учителей, мешает более 30 факторов.
«Первая такая проблема носит условное названием «Учебники». В этом вопросе на передний план выходит необеспеченность учебниками вообще. Вторая проблема с ними – нарушен принцип последовательности, преемственности в подготовке учебников, когда начинают учиться по учебникам одних, а заканчивают учиться по учебникам совсем других авторов. Кроме того, качество отдельных учебников не удовлетворяет требования, которые к ним выдвигаются, и этот фактор занимает третье место в этом импровизированном рейтинге», – объяснила Васьковская.
Второй проблемой, не дающей Украине догнать и перегнать западное образование, учителя назвали учебные программы. Тут среди негативных факторов фигурируют перегруженность излишней информацией, а также наличие дисциплин или явно лишних, или слишком углубленных, будто написанных для высшей школы. При этом на усвоение других, нужных предметов, времени отводится недостаточно. Кроме того, ряд дисциплин не отвечает требованиям времени: дети их попросту не учат, не понимая, как это им понадобится в жизни.
Третьей же крупной проблемой школы учителя назвали необходимость оптимизировать содержание образования, поскольку одни и те же темы преподаются в разных учебных курсах в разные годы.
Вопросы вызывает и сама организация учебного процесса. Так, учителя отмечают, что вместо уроков им периодически приходится проводить всяческие мероприятия – субботники, концерты, лекции и так далее.
Кроме того, украинская школа не дает детям возможности реализоваться, а получаемые знания не учат самостоятельной жизни. «То есть, учебно-воспитательный процесс у нас все еще тяготеет к предыдущей, коммунистической системе. Кадры стары, причем не столько по возрасту, сколько по пониманию инновационных процессов – об этом говорят сами учителя».