Егор Степнов. Автопортрет
На самом деле меня зовут не Егор Степнов. Думаю, это понятно даже самому невнимательному моему читателю. В реальной жизни шанс заполучить столь идиотское сочетание имени и фамилии маловероятен. Справедливости ради, стоит сказать, что выдумывал псевдоним я недолго. Написал колонку, отдал редактору и… предложил ей «самой придумать какое-нибудь звучное погоняло». Журналисты знают в этом толк. Наша главред, к примеру, владеет целым, мать его, парком шикарных псевдонимов.Знаете, я бы купил любой, взял в ипотеку на тридцать лет под любые проценты!.. Да что там!.. Я бы переспал с каждым из них!.. Но, как оказалось, выбор имени – дело сугубо личное, а посему мне было отказано в присущей главреду вежливой, но понятной форме. К тому же, чуть позже я самостоятельно пришел к выводу, что мозг настоящего журналиста локирован исключительно под настоящего журналиста, а все остальные разгребают свое говно сами.
Словом, пришлось самому. Взял имя очень близкого мне человека, которого, к сожалению, давно уже нет, фамилию обрел с помощью ресурса а-ля «Все (!) русские фамилии» или наподобие того. Должно быть, похожим способом дают имена подкидышам и героям российского телевизионного мыла. Знали бы вы, сколько раз я линчевал себя за этот посконный псевдоним, напоминающий одновременно всех известных авторов эпохи соцреализма! Тем не менее, яхту назвали, она поплыла, а менять что-либо было поздно.
С тех пор Егор Степнов – неотъемлемая часть меня самого, так сказать, вторая половина. Или первая… Во всяком случае, лучшая – точно.
Последние три года я веду авторскую колонку в «Восточном Варианте». Кстати, ему тоже исполнилось три года, то есть мы с ним в каком-то смысле ровесники.
Самое страшное в этом ремесле – поиск темы. Для меня – это настоящая пытка. Отчасти поэтому я не могу себе позволить еженедельный цикл публикаций, как того, несомненно, хотела бы наша венценосная редакция. Поэтому сегодня решил освоить такой жанр как интервью. А чтобы было все, как минимум, необычно, я решил взять интервью у самого себя. С учетом ранее высказанных мнений моих уважаемых читателей, разумеется. Ну и простебать заодно ряд журналистских шаблонов на забаву коллегам (для непосвященных я отметил их звездочками) – это мой подарок ко Дню рождения сайта.
Словом, доктору Джекиллу и мистеру Хайду пришло время объясниться.
Ну что…
Скажите, зачем Вам все это нужно?
Зачем я пишу? Сложный вопрос, который периодически задает мне узкий круг посвященных. Обычно штатно отшучиваюсь. А ведь действительно – зачем? Из-за славы? Вряд ли. Я, по большому счету, не тщеславен. Нет, как и любой, я имею амбиции, болезненно реагирую на критику и хочу, чтоб меня читало как можно большее количество людей. Но тысячекратно «лайкать» ссылки на собственные творения в социальных сетях, постить-перепостить их во все мыслимые-немыслимые блогосферы я искренне считаю дурным тоном, интеллектуальным плебейством, если хотите. И вообще как-то слишком легко отношусь к плодам своего труда. Наверное, потому, что не получаю денег за тексты. Возможно, это неправильно, но мне кажется, что в этом случае та внутренняя свобода и честность, которую я так тщательно лелею, неминуемо исчезнет. Хорошо сказал Буковски по этому поводу: «Писательство - как полет… Писательство - это когда я достаю смерть из своего левого кармана, швыряю ее в стену и ловлю на отскоке». Не подумайте ничего – никаких параллелей. Просто я согласен с ним. Он был честен. Точка.
Таким образом, напрашивается единственный вывод, что пишу я в основном для себя. А что? Не в стол, по крайней мере, как некоторые…
То есть вы считаете, что публикация текстов на безвозмездной основе обуславливает их честность? Но ведь это же откровенно глупо.
Знаете, я не люблю деньги. Меня тяготит как их отсутствие, так и обладание несоразмерной моим тратам суммой. С другой стороны, перспектива ходить пешком и в обносках меня тяготит гораздо больше. Примерно 70 процентов своей жизни среднестатистический человек вынужден лизать чью-то задницу – чтобы выжить. Масса людей посвящает этому чрезвычайно полезному и увлекательному занятию все 100 процентов. Я не таков. Мне жизненно необходимо время, когда я не буду видеть перед собой эту задницу, никому ничего не буду должен. Пусть этого времени будет не так уж много, но оно, повторяю, мне жизненно необходимо. Любой договор имеет в своей основе некий компромисс. Работая безвозмездно, я свободен от каких бы то ни было обязательств, соответственно, волен самостоятельно решать судьбу любого компромисса – иди на него или нет.
Тем более что кормит меня мое настоящее имя, а не псевдоним, так что я могу себе это позволить.
Почему в Ваших публикациях так много ненормативной лексики? Вы кому-то подражаете? Или лексический дефицит?
Давайте следующий вопрос. Шучу. Попытаюсь объяснить. Знаете, я вырос в семье, где сказанное вслух слово «жопа» заставляло всех краснеть. Не говоря уже о более крепких выражениях. Мои родители – русские филологи – как и положено, пытались сформировать у меня и моей сестры правильные навыки общения и поведения, которые, само собой, исключают брань. Собственно, почему пытались – привили. Беспричинный, грубый мат – у нас до сих пор табу. И, поверьте, мой лексический багаж вполне позволяет суметь заменить, допустим, слово «говно» на раблезианские архаизмы «скибал» или же «спираф». Видите ли, время вносит свои коррективы в саму языковую семантику. Пример? Допустим, напишу я в своей статье, что, положим, мэр – пидорас. Все прекрасно понимают, что речь идет, прежде всего, о человеческих и деловых качествах. Но если я буду держать себя в рамках и напишу, что мэр – содомит, то кому от этого станет легче?.. Кроме того, я действительно не нахожу ничего предрассудительного в употреблении бранных слов в, так сказать, художественных целях, но исключительно в таковых. В конце концов, это просто слова, и их назначение – ровно такое же, как и у обычных – нести информацию, передавать смысл. Поэтому я вполне могу поставить в один ряд и пушкинские «души прекрасные порывы» и ерофеевских «выкованных из чистой стали пидорасов». Красиво и то, и другое. Разве нет?
Возвращаясь к вышесказанному.* Так кто же, по Вашему мнению, мэр?
Вы шутите? На содомита он точно не похож (смеется).*
Вы способны ненавидеть?
Я не уверен, что на этом свете наберется хотя бы пять человек, которых я искренне ненавижу. И уж точно нет ни одного, кого я не мог бы простить. По крайней мере, пока никто не причинил мне столько боли. Но. Мне кажется, если что и погубит этот мир, то это равнодушие. Сами доктрины толерантности, политкорректности и снисходительности глубоко порочны. На самом деле, мир давно лишился каких бы то ни было нравственных ориентиров. Рядом с нами собак сжигают в передвижных крематориях, мы глазеем на выставках на выпотрошенные человеческие эмбрионы и заспиртованных живьем коров – ведь это модно, карьерное хождение по трупам вообще официально введено в ранг добродетели. Политики в самом прямом смысле устроили геноцид – нас дохнет больше, чем во Вторую мировую. А мы толерантны, мы дышим глубоко. Не «пидор», а «гей». Не «чурка», а «кавказец». Даже не, мать его, «woman», а, видите ли, «female»!.. Послушайте, мне совершенно безразлично кто и зачем долбит гея в зад, я не имею ничего против его выбора, но позвольте мне называть его так, как я хочу, а не как для него благозвучнее. Та же ситуация и с политикой. Почему я не могу назвать так, как считаю нужным жирную тварь, которая сидит в парламенте в костюме за десять штук, жрет, бухает, трахает тысячедолларовых шлюх, а в это время на его шахте живьем сгорают люди? Потому что, понимаете, нет денег на технику безопасности. Как я могу уважать человека, который покупает бразильских футболистов вместо шахтерских самоспасателей? Поэтому - да, я способен ненавидеть. Но не находите ли, что для моей ненависти слишком много причин?
Вы затронули тему политкорректности.*В некоторых Ваших статьях четко улавливаются ксенофобские и даже расистские нотки. Вы расист?
Я слишком добрый человек для этого. Тем более, я не встретил еще ни одной по-настоящему интересной теории, оправдывающей расизм. И вообще, что такое расизм? По моему глубокому убеждению, неверно трактовать расизм как систему взглядов о физической и психической неравноценности людей с учетом антропологических или национальных критериев. Сегодня все гораздо проще. В каком-то смысле сегодня все строго по Ницше. Есть раса господ и раса рабов. Поставьте рядом любого политика с биллборда и среднестатистического безработного из какого-нибудь Тореза. Скажите, они одной расы? Я уверен – нет. Кроме первичных половых признаков между ними ничего общего.
А на чьей стороне Вы?
Не знаю. Социально – я ближе к первым, но здесь от меня мало что зависит. Мировоззренчески – не определился.
Вы могли бы сформулировать свое политическое кредо?**
Гениально глупый вопрос. Мое политическое кредо – отсутствиекакого-либо политического кредо. Во-первых, пора оставить в прошлом любые иллюзии по поводу государства. Не конкретного – любого. Во все времена все проблемы человечеству, за исключением, пожалуй, всемирного потопа, прямо или косвенно создавало государство. Войны, эпидемии, кризисы. Ну вот такую форму общественного устройства выбрали наши пращуры, и ничего с этим не поделаешь. Мы не должны забывать, что деятельность любого государства, в первую очередь, обеспечивается его репрессивной машиной. Экономика, политика – все вторично. Государство – это способ, механизм, позволяющий держать людей в стойле. Это его первое и единственное предназначение.
Во-вторых. Необходимо избавиться от любых иллюзий по поводу отдельных свобод и свободы в целом. Государство и свобода – слова-антонимы. Свободное государство – оксюморон.
А я ратую за свободу во всех ее проявлениях – вот мое кредо. Можете считать меня либералом.
В чем, по-Вашему, главная проблема Украины?*
У Украины нет проблем. Есть проблемы у людей, живущих в ней. В своем подавляющем большинстве эти проблемы они создают сами. Главная из них – неспособность защитить себя от произвола власти. Это непросто, но возможно. Я знаю точно – я был там. Я не говорю о бунте. Бунт без интеллекта, без идеи – как дерби в Кентукки – упадочен и порочен. Единственное, что можно и нужно сделать прямо сейчас – дать своим детям хорошее образование, развивать их, говорить с ними. Когда страна глобально поумнеет, основная масса проблем отпадет сама собой. Вы видели когда-нибудь, чтоб академию наук возглавил, скажем, сантехник? Нет? Намек, надеюсь, ясен. Еще необходимо как можно дальше дистанцироваться от церкви. Я уже писал о том, что сегодня церковь работает на государство. Она не слышит людей, не видит или не хочет видеть их страданий – только так я могу объяснить ее молчание. Церковь давно стоит на пути в никуда, ей слишком многое прощается, но рано или поздно лимит терпения иссякнет. Не слушайте, когда вам говорят, что нужно молиться за Украину. Не срите в Украине, и нам не нужно будет за нее молиться.
Вот, вкратце, все по данной проблеме.
А теперь серия блиц-вопросов.*(обожаю эту примочку))
Какие качества в людях Вас больше всего раздражают?*
Жлобство - симбиоз жадности и косности.
Какие качества в людях Вам больше всего импонируют?*
Способность соображать оперативно. Меня бесят тугодумы.
У вас есть девиз, который помогает в жизни и работе?***
Я не хоккейная команда. Зачем мне девиз?
У вас есть друзья?
Больше, чем могу себе позволить.
Вы принимаете наркотики?
А вы сейчас с кем разговариваете?
У вас есть проблемы с алкоголем?
У меня бывают проблемы с поведением (улыбается).*
Какой Ваш самый главный недостаток?
Я слишком многое понимаю, а это больно.
Вот так, друзья мои, поговорили. Не знаю, насколько это будет вам интересно, но если бы каждый из нас научился хотя бы время от времени ставить ребром вопросы самому себе, все было бы совсем иначе. Это – мой метод. Пользуйтесь. До встречи.
Егор Степнов