Собирает доказательства для Гааги: вторая жизнь украинской журналистки с Луганщины
Молодая девушка из регионального издания из временно оккупированного города на Луганщине переехала в Грузию, где помогает международной организации документировать военные преступления российских войск на территории Украины. Она собрала почти 100 историй украинцев, вынужденных уехать из-за боевых действий и оккупации в Тбилиси, и поделилась своим опытом с Восточным Вариантом
Любимую работу, дом, близких людей журналистке местного издания пришлось оставить из-за оккупации родного города. Вместе с мужем и маленькой дочерью они проделали нелегкий путь через россию.
Выехав в Тбилиси, девушка не только не перестала выполнять свою миссию — освещать войну в Украине, но и получила возможность приобщиться к процессу, который в будущем поможет привлечь к ответственности российских военных преступников.
“Можно сказать, что эта работа “нашла” меня сама. Когда я только приехала, познакомилась с местным журналистом, который и предложил мне эту работу. Поговорив с главной координатором IPHR (Международное партнерство по правам человека), я сразу согласилась работать, потому что, во-первых, в Грузии сложно найти работу без знания языка, а во-вторых, увлекалась деятельностью этого партнерства”, — рассказывает журналистка.
Доказательная база для международного суда
Если кратко, цель этой организации привлечь к ответственности лиц, причастных к военным преступлениям в Украине. По словам девушки, военные преступления — это почти все, что делает российская армия у нас в Украине: бомбардировка объектов медицины, образования, религиозных учреждений и объектов, которые не являются военными и стратегически важными. Также это изнасилования, похищения, незаконные задержания и лишение свободы, убийство, завладения имуществом гражданских людей, недопуск к еде, медицине и прочее.
“По сути мы собираем доказательства военных преступлений для Международного уголовного суда в Гааге, украинских судов и прокуратур. Поэтому важно, чтобы люди были свидетелями. Не пересказывали чужие истории, а именно почувствовали это на себе или видели или слышали, потому что в международном суде свидетель — это едва ли не главное доказательство”, — подчеркивает девушка.
Искали украинцев по гостиницам
Через несколько дней после собеседования с главной координаторкой организации журналистка приступила к своей новой работе. Список гостиниц, где размещались украинцы, организации предоставляла мэрия Тбилиси, поэтому найти украинцев в этом городе было несложно.
По словам девушки, предлагали рассказать всем, но опрашивали только соглашавшихся.
“Конечно, было много людей, которые отказывались рассказать свою историю. На это были разные причины: боялись утечки информации, потому что в оккупации остались родственники; преследование; кому-то было еще больно вспоминать пережитое, а кто-то просто не хотел”, — отметила журналистка.
В отеле или возле Посольства Украины в Грузии, где обычно работали представители этой организации, проходил первый этап опроса — скрининг. Google-форма с полученной информацией отправлялась к юристам, которые решали, кого приглашать на более подробное интервью.
“На самом деле это очень специфическая работа. Каждый день ты лицом к лицу с человеческой болью, переживаниями, горем. Иногда посреди беседы люди начинают плакать. И ты не знаешь, какие слова подобрать, что сказать, как себя вести. В таких случаях я стала молчать и ждать, пока человек успокоится, потому что вряд ли ему нужны мои соболезнования. Это знаю по себе, потому что сама из оккупированного города. Все истории я пропускаю через себя. Знаю, что нельзя, но не выходит. Возможно, пока…” — говорит девушка.
Истории украинцев, которые не забыть
Если брать в целом, то истории между собой схожи. Мариуполь — это полное отсутствие коммуникаций, медикаментов, пищи; жизнь под постоянными обстрелами; приготовление пищи на костре под открытым небом; горы трупов среди города. Херсонщина — невозможная жизнь в оккупации; постоянные митинги, разгоняемые оккупантами; моральное насилие; похищение активистов и так далее.
“Сейчас я расскажу истории, после которых долго приходила в себя. Это было два интервью в один день. Одно дело, когда ты слышишь такое по телевизору или читаешь в интернете, а другое — видишь этого человека перед собой”, — объяснила журналистка.
Первый рассказ был от представителя международной дипломатической организации из Мариуполя. Когда он покидал свой город, на блокпосте, где стояли боевики так называемой “донецкой народной республики”, его задержали на 12-13 часов.
Причина — рабочее удостоверение. Его обвиняли в помощи украинской армии, допрашивали, унижали, нанесли около пятидесяти ударов резиновыми палками, а затем просто бросили в холодный подвал.
Пока он там сидел, к нему в камеру завели около девяти мужчин, среди которых бывшие украинские военнослужащие, а также три солдата территориальной обороны. Последние имели проникающие осколочные ранения: спина, нога, рука. У одного из них были отморожены ноги, потому что его держали два дня в подвале, наполненном холодной водой.
Все это время мужчина не имел доступа к пище, воде, туалету. Ему повезло, потому что его с семьей таки отпустили.
Другая история тоже из Мариуполя. Молодая семья с трехлетним сыном прожила две недели в городской больнице с “днровцами”.
“Можно представить, что пришлось пережить этим украинцам в больнице. Две недели ужаса, страха, боли”, — подчеркнула журналистка.
Они оказались в больнице из-за того, что их дом обрушился. Уже после часа ночи медицинское учреждение захватили российские военные и боевики “днр”. Этой молодой семье пришлось видеть издевательства над людьми, постоянные допросы, проверки. Военные не разрешали есть и пить взрослым. Если видели, что кто-то нарушает эти бесчеловечные “правила”, били по лицу и угрожали прострелить ноги.
Мариуполь также стал свидетелем возможного убийства. По его словам, между главным над этим взводом “днр” и медицинской сестрой произошел конфликт. Когда девушка вышла из кабинета, этот убийца последовал за ней и раздался выстрел. После этого медсестру уже никто не видел.
Больным лекарства не давали. Едва ли не каждый день мужчине приходилось выносить трупы гражданских, которые умирали из-за болезней и ранений.
“Этот молодой парень видел, как люди сходили с ума. Он рассказал, как одна женщина начала слышать какие-то голоса. Когда приехали за ней близкие, чтобы забрать, она не поехала, потому что голоса “говорили” ей остаться здесь. Трудно вспоминать эту историю. Слава Богу, им удалось сбежать оттуда”, — сказала девушка.
Не жалели и женщин
Досталось и женщинам. Больше всего героиня статьи боялась историй с изнасилованиями. К счастью, прямо такого не было, но женщина из Херсона пережила настоящий ужас из-за того, что в телефоне ее мужа нашли от нее смс, в котором она назвала россиян “орками”. Это слово их ну очень обижает.
Поэтому в Грузию херсонец приехал с поломанными ребрами и сильными ушибами, а женщина моральной травмой. Молодую маму “ощупали” за грудь, бедра, гениталии. Ей постоянно предлагали и запугивали интимом с российскими военными… Также заставили оттирать со стены кровь в комнате допросов.
Пока изверги издевались над этой семьей, их дети находились в машине одни и не знали, где их родители. Им также, если можно так говорить, повезло, потому что отпустили.
Другая девушка, из Мариуполя, тоже чуть не простилась с жизнью. В недавнем 2017 году она имела отношение к гражданскому полку “Азов” и боевики так называемой “донецкой народной республики” нашли этому подтверждение в ноутбуке ее мамы. Можно представить, что она пережила там… Сначала военные хотели ее расстрелять, потом сказали, что изнасилуют сначала ее мать, сестру, а потом уже ее. Молодому человеку этой девушки хотели воткнуть ручку в ухо… К счастью, у этой семьи было несколько тысяч долларов, которые заплатила российским палачам, чтобы они отпустили их.
“После этого я стала ненавидеть россию еще больше. Все, что связано с этим словом, вызывает у меня ненависть и страх. Это был непростой опыт. Но я не жалею. Если это тот минимум, который я могу сделать для того, чтобы помочь наказать российских уродов, я рада”, — сказала журналистка.
Что делать, если вы стали свидетелем военного преступления
С началом полномасштабного вторжения российских оккупационных войск на территорию нашего государства, украинскими и международными правозащитными организациями уже зарегистрированы сотни военных преступлений. Чтобы привлечь к ответственности извергов, эксперты со всего мира объединились ради этой миссии. Они собирают информацию и доказательства для Международного уголовного суда, Делегированной или Универсальной юрисдикции, украинских национальных органов, специального международного/гибридного трибунала для расследования преступления агрессии, Европейского суда по правам человека и других.
Мы собрали небольшой перечень организаций и платформ, куда можно обратиться, если вы стали свидетелем военных преступлений:
- Общественные организации и группы по глобальной инициативе "Трибунал для Путина";
- Общественная сеть "Опора";
- Украинский Хельсинкский союз по правам человека;
- Центр прав человека Zmina;
- Общественная организация Ukrainian Legal Advisory Group;
- Общественная организация Truth Hounds.
Ксения Новицкая. Фото на обложке: George Milton/pexels.com