В мае этого года Верховная Рада приняла во втором чтении закон о военных преступлениях. Но до сих пор президент Владимир Зеленский не подписал его. Юристы и правозащитники выразили свое мнение по поводу закона и того, что может пугать президента.
Миф о том, что пророссийские силы могут использовать закон о военных преступлениях против украинских военных, довольно быстро распространился в информационном пространстве. Большинство экспертов называют это одной из причин того, что документ до сих пор лежит на Банковой без подписи гаранта.
Мы опросили правозащитника, политолога, депутата и юристов о том, следует ли ожидать использования закона пророссийскими силами для дискредитации украинских военных, и почему, по их мнению, тянет президент.
Сам факт участия в боевых действиях в соответствии с международным правом не является военным преступлением.
То же международное гуманитарное право принимает факты вооруженного конфликта и боевых действий как данность. Его задача — минимизировать страдания людей в таких условиях. И даже если человек принимает участие в боевых действиях противоправно, это не может считаться военным преступлением.
«Военные преступления — это серьезные нарушения норм международного гуманитарного права, которые часто называют законами и обычаями войны. Эти нормы регулируют ряд аспектов вооруженного конфликта: гарантии личной безопасности для так называемых защищенных групп лиц (в частности, военнопленных, больных и раненых, гражданских лиц), требования по обращению с культурными ценностями во время вооруженного конфликта, требования методов и средств ведения боевых действий и т.д.», — отметил доцент кафедры уголовного права и криминологии КНУ имени Тараса Шевченко, кандидат юридических наук, эксперт Правозащитной Повестки Дня Константин Задоя.
Поэтому есть три категории военных преступлений:
Военные преступления отличаются от воинских преступлений. Например, невыполнение приказа командира или дезертирство являются воинскими, а не военными преступлениями. Это важно понимать для разрушения мифов, которые существуют вокруг закона.
Юрист Центра гражданских свобод, адвокат Марина Лиличенко — одна из тех, кто длительное время борется за закон о военных преступлениях. Она рассказывает, что правозащитники и эксперты работали над законопроектом долгие 5 лет. Предыдущий парламент принял его еще в июне 2019 года. Однако, с изменением состава парламента законопроект также претерпел значительные изменения.
«В течение двух лет велись глубокие экспертные дискуссии вокруг текста проекта закона, проводились консультации с представителями Офиса генерального прокурора, международными экспертами и учеными. Парадоксально, но бывшие сторонники проекта, которые отдали свои голоса за принятие в первом чтении в 2019 году, резко изменили свою позицию и, руководствуясь исключительно политическими мотивами, стали главными оппонентами. Несмотря на это, мы провели ряд встреч с представителями нынешней оппозиции и нашли компромиссное решение для текста законопроекта», — отметила Марина Лиличенко.
По ее словам, закон рассчитан на защиту двух категорий людей: гражданского населения и военнопленных.
Марина Лиличенко считает, что подписание закона даст сигнал тем, кто продолжает совершать преступления, что у Украины есть действенные механизмы наказания. Амнистия за военные преступления не предусмотрена. А потому вряд ли осужденного военного преступника украинская правоохранительная система отпустит на обмен.
«Кроме того, этот закон повысит эффективность действующего уголовного законодательства и предоставит все инструменты правильной и полной квалификации преступлений. В качестве примера, действующий Уголовный кодекс Украины содержит только одну статью, которая касается действий Российской Федерации в Крыму и на Донбассе. Но она достаточно размыта и не содержит конкретных составов преступлений, предусмотренных в международном праве», — отметила Марина Лиличенко.
Политолог Олег Саакян говорит, что в Украине практически все президенты грешили тем, что задерживали подписания принятых законов. Иногда, по его словам, это связано с пиар составляющей и приурочением этих законопроектов к определенным датам. Другая часть — это важные законопроекты, принятия которых требовало общество, однако после принятия их пытаются спустить на тормозах.
«Очевидно, что этот закон был принят в свое время под медийным и общественным давлением. Он содержит в себе как нужные, важные нормы, так и противоречивые. В частности, с точки зрения будущего участников добровольческого движения, которые в свое время спасли государство. Есть опасения применения этого закона против них пророссийскими силами в условиях недоверия к правоохранительной и судебной системе. Мы же понимаем, что для возбуждения уголовного дела требуется только заявление в правоохранительные органы и тогда люди будут вынуждены оправдываться», — отметил Олег Саакян.
Он добавил, что речь идет скорее о боязни, чем об обоснованных претензиях добровольцев.
«Политическая цена неподписания закона — выйдут статьи, немного поговорят и покритикуют, а цена подписания — трибуна для оппозиции с возможностью критиковать власть и говорить о давлении на добровольцев», — отметил политолог.
Глава комитета Верховной Рады по правам человека, деоккупации и реинтеграции оккупированных территорий Дмитрий Лубинец не верит в то, что принятый парламентом закон может доставить проблемы украинским военным.
«Я не знаю, кто что советует президенту, но я в это не верю.
Если за него проголосовала Верховная Рада, то есть два пути у президента: либо подписать, либо наложить вето и вернуть в парламент со своими оговорками. Ни первое, ни второе пока не сделано», — отметил Лубинец.
Марина Лиличенко в свою очередь отметила, что на самом деле военные поддерживают закон, а главное — не боятся распространенного мифа.
Согласно Конституции, законы в Украине не имеют обратной силы. То есть то, что произошло до принятия закона, не может подпадать под его действие. Однако, закон о военных преступлениях является определенным исключением.
В нем прописали необходимость применения его норм к событиям, начиная с 2014 года. Авторы закона аргументировали это тем, что действия, о которых говорится в законе, уже давно признаны преступлениями согласно международному праву.
Поэтому, когда закон вступит в действие, правоохранители смогут расследовать военные преступления, совершенные в течение всего периода российско-украинской войны.
Одним из главных оппонентов этого законопроекта был бывший Министр внутренних дел Арсен Аваков, который видел в этих изменениях угрозу для добробатов.
Так можно ли использовать закон о военных преступлениях против украинских добровольцев?
«Необходимо определиться с тем, что понимается под «использованием» закона. Если речь идет о применении его положений к тем, кто объективно совершал военные преступления, то да, гипотетически он может быть применен и к украинским военным. Иначе и не может быть, поскольку международное гуманитарное право требует соблюдения своих норм со всех сторон вооруженного конфликта и, как следствие, требует преследования всех военных преступлений независимо от того, кем они были совершены», — отметил Константин Задоя.
Он при этом отметил, что Украина ведет оборонительную войну против Российской Федерации на собственной территории, а это автоматически уменьшает количество положений о военных преступлениях, которые гипотетически могут быть применены к украинским военным. Значительная часть этих положений касается действий на оккупированных территориях представителями государства-оккупанта.
«Если под «использованием» закона имеются в виду возможные злоупотребления его положениями в целях искусственных преследований, то закон не создает в этом аспекте каких-то новых особых рисков для украинских военных. К сожалению, гипотетически злоупотреблять можно любым положением Уголовного кодекса. Поэтому, если у кого-то есть желание безосновательно обвинять украинских военных в надуманных преступлениях, ему не было смысла ждать принятия закона и вступления его в силу», — пояснил Константин Задоя.
Эксперт утверждает, что доказать факт военного преступления гораздо сложнее, чем факт «общекриминального» преступления. И вероятным пророссийским манипуляторам было бы проще инициировать дела против военных по привычным статьям.
Директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Александр Павличенко отметил, что сейчас нет никаких оснований говорить о преследовании украинских военных по надуманным делам.
«Мы занимаемся вопросом участников боевых действий со стороны Украины, которые находятся в местах несвободы. И я с уверенностью могу сказать: тезис о том, что в Украине осуждают украинских военных за участие в боевых действиях на востоке — это абсолютный миф. Эти мифы нужно развеивать и не бояться законодательных изменений», — отметил Александр Павличенко.
Вместе с тем срок на подписание закона президентом уже давно истек. В таком случае право ввести закон в действие имеет глава парламента — Дмитрий Разумков. Или же президент может ветировать закон. Тогда депутатам нужно собрать две трети голосов, чтобы преодолеть вето.
Каждый третий четверг мая весь мир отмечает День вышиванки. Начатый как студенческая инициатива, сейчас этот… Read More
Какая сейчас ситуация с безопасностью в Селидово? Где можно получить гуманитарную и медицинскую помощь? Как… Read More
Екатерина Скрипова — активистка, волонтерка из Луганска. Участвовала в митингах в поддержку Евромайдана. Впоследствии была… Read More
Возвращение ребенка с временно оккупированной территории — это сложный процесс, который требует внимательности, подготовки и… Read More
Какие многоквартирные дома сейчас отстраивают в Краматорске? Какие именно ремонтные работы проводят? И смогут ли… Read More
Алексей Горленко — волонтер из Лисичанска, дважды переселенец. До 2014-го жил в Должанске (Свердловск), что… Read More
This website uses cookies.