Захват здания горсовета Мариуполя 13 апреля 2014 года: как это было

Весной 2014 года спецслужбы рф начали скрытую оккупацию востока Украины. 12 апреля пророссийские боевики заняли здания милиции и горсовета в Славянске, Краматорске, Дружковке, Бахмуте и Лимане. На следующий день это началось в Мариуполе. Подробнее уже в материале.
Предпосылки
В Мариуполе в течение зимы 2013-2014 проходили митинги как в поддержку Евромайдана, так и против него. Так же, как и в других населенных пунктах востока и юга, в городе начались пророссийские выступления и призывы к неповиновению новой киевской власти.
Напомним, что тогдашний Президент Украины Виктор Янукович сбежал из Киева, а затем и из Украины в россию. Поэтому Верховная Рада приняла постановление, в котором провозглашалось, что Янукович неконституционным способом самоустранился от осуществления конституционных полномочий и не исполняет свои обязанности Президента. Внеочередные выборы Президента были запланированы на май 2014 года, а его в.и.о. стал Александр Турчинов.
Пророссийские митинги и акции в Мариуполе организовывали представители коммунистической партии Украины, российского блока и организация “Российский союз Донбасса”. Они выступали против фашизма и против националистических боевиков, которые якобы пришли к власти в Киеве.
1 марта участники так называемого противофашистского митинга принесли плакаты, на которых изображались “реальные границы” Украины. Согласно им, Украина имеет лишь небольшой клочок территории. Все остальные области — это “подарки” российской империи, Ленина, Сталина и Хрущева. Такой нарратив ярко отражает взгляды российских элит по отношению к Украине. В частности о “подаренных территориях от Ленина и Сталина” сейчас постоянно говорит так называемый президент россии владимир путин.

2 марта 2014 года председатель партии “Гражданская солидарность” Олег Буцкой на внеочередной сессии мариупольского городского совета сделал заявление, что “единственным законным президентом является Янукович, а мариупольский городской совет должен отказаться подчиняться Верховной Раде”. Когда городской глава Юрий Хотлубей и депутаты не поддержали Олега, он и его партия инициировали пророссийский митинг с трехцветными флагами. Согласно “Миротворцу”, Олег Буцкой — соратник Игоря Гиркина, лидер “федералистов” Мариуполя, командир батальона “Восток” и командир силового подразделения “мгб днр”.

В тот же день пророссийские активисты составили “письмо к путину”. Как сообщали в тот день местные журналисты, в письме обращались к президенту рф с просьбой “посодействовать в восстановлении законного конституционного строя и создании коалиционного правительства Украины. В случае агрессии, направленной против русскоговорящего населения города Мариуполя, была просьба оказать миротворческую поддержку”. С письмом ознакомился и подписал городской голова Юрий Хотлубей. После этого пророссийские активисты действительно повезли письмо в Таганрог, где передали представителю президента рф.
В то же время, с митингами, которые устраивали пророссийские деятели, в Мариуполе были акции в поддержку и сохранения целостности Украины. Около 1000 жителей Мариуполя вышли на митинг в поддержку независимой Украины 2 марта 2014 года. 500 жителей Мариуполя вышли на акцию “За единую Украину” 5 марта 2014 года.

8 марта того же года в Мариуполе прошел многотысячный митинг за проведение референдума о федерализации. Толпа прошла по центральному проспекту города с российскими и советскими флагами, выкрикивая лозунги “референдум”, “Губарев”, “НЕТ НАТО”, “Свободу Губареву”, “НЕТ ЕС”, “Навеки с Россией”. Организатором “шествия” была коммунистическая партия.

В течение марта и начале апреля в Мариуполе раздавались призывы от пророссийских активистов об организации референдума аналогично тому, как это происходило в Крыму. С середины марта пророссийские митингующие начали прибегать к силовым акциям. Так они атаковали территорию завода “Рошен”, ища там “приезжих из западной Украины”.
25 марта “народным мэром” Мариуполя пророссийские митингующие избрали Дмитрия Кузьменко. Его целью была федерализация Донецкой области, а власть в Киеве он называл нелегитимной.

По информации ресурса “Зрадомир”, Дмитрий Кузьменко и его брат были активистами “русской весны” в Мариуполе, организовывали “народный референдум” и всячески поддерживали захват города сепаратистами. Позже братья Кузьменко были задержаны силовыми структурами Украины, но попали на обмен. До 2022 года братья жили в оккупированном Крыму, а после оккупации Мариуполя россией вернулись в город.
6 апреля в Донецке пророссийские боевики провозгласили так называемую “донецкую народную республику”. После этого в городах Донетчины начались захваты зданий милиции и городской власти.
Первый захват здания городского совета
В воскресенье 13 апреля 2014 года в Мариуполе возле городского совета утром в очередной раз проходил митинг: кто-то выступал за федерализацию, а кто-то — за единую Украину. Приблизительно в 12 часов в толпе появились мужчины в масках, которые действовали спланировано и решительно. По воспоминаниям журналистов, эти мужчины начали провоцировать толпу, толкались и пытались подойти к дверям городского совета.

Сотрудники милиции были рядом. Но, когда на них пошла тысячная толпа мужчин, отошли в сторону. Неизвестные мужчины ворвались в городской совет, начали ломать двери, мебель и выносить ее на улицу. У входа сепаратисты начали строить баррикаду из мешков с песком и автомобильных шин.

На здании городской власти сепаратисты вывесили флаг “донецкой народной республики”. Также у митингующих было много флагов ссср.
В это же время к городскому управлению милиции мариупольцы вышли с украинскими флагами и лентами. Они пели гимн Украины, выступали за мирное урегулирование конфликта.

Ближе к вечеру митингующие, которые захватили горсовет, сообщили, что готовятся к штурму. Они призвали горожан выходить с подручным оружием на “защиту городского совета”. Также просили приносить стеклянные бутылки и керосин. Женщин и стариков эти митингующие просили не расходиться, заявив, что они должны стать живым щитом в защиту “донецкой республики”. Об этом тогда сообщали местные журналисты.
Эти же митингующие затем направились к зданию милиции и напали на активистов, которые вышли в поддержку соборной Украины. Как следствие, 9 проукраинских активистов попали в реанимацию.

Тогдашний мэр Юрий Хотлубей рассказывал, что захватившие горсовет митингующие не были настроены на переговоры.
“О чем с ними можно говорить? Они выполняют задание. Говорить нужно с теми, кто им задания раздает. Мне сложно прогнозировать ситуацию. Происходят захваты зданий, абсолютно игнорируются любые законы. Я трижды выступал на их митингах, мы рассматривали их резолюции на сессии горсовета, многие положения были приняты, по части из них мы вышли с предложениями Верховной Раде и правительству. Но этих людей это совершенно не устраивает. Они действуют по своему плану, который дается им со стороны”, — комментировал тогда ситуацию Юрий Хотлубей.
13 апреля ничего решить не удалось. К концу дня здание горсовета так и оставалось под контролем пророссийских митингующих, которые выступали за “днр” и “федерализацию”. Правда, в ночь на 24 апреля горсовет был освобожден от боевиков “днр” проукраинскими активистами. Но сотрудники МВД не задержали боевиков, которые после этого вернулись в здание горсовета.
“Это абсолютно традиционная технология российского государства”
Весной 2014 г. в городах Донецкой и Луганской области состоялась скрытая оккупация украинских территорий с участием российской федерации. Об этом рассказывает политолог и соучредитель Национальной платформы устойчивости и сплоченности Олег Саакян.
Оккупация проходила при участии российских сил. Часть из них были кадровыми российскими спецслужбами, часть — российскими резервистами. Были среди них и пророссийски настроенные граждане Украины.

“российская федерация действовала условно по крымскому сценарию. А крымский сценарий является продолжением осетинского, а осетинский — приднестровского. Приднестровский является продолжением создания Финляндской Демократической Республики во время Зимней войны. Это было продолжением создания Украинской Советской Республики со столицей в Харькове, когда они не смогли захватить Киев.
Это совершенно традиционная технология российского государства, которую они использовали больше, чем в течение столетия. Ничего нового. Только меняются технологические средства”, — объясняет Олег Саакян.
Неспроста на пророссийских митингах Мариуполя (как и в других городах Донетчины и Луганщины) постоянно звучали тезисы о “незаконном захвате власти в Киеве”. На самом деле россия использовала это как повод, чтобы начать сценарий расшатывания украинской государственности. Россияне создали легенду о “перевороте в Киеве” и через нее интерпретировали всю дальнейшую реальность.
“Это была выгодная для них легенда. И через призму этой легенды они описывали все последующие события. На самом деле агрессивные действия россии в отношении Украины начались задолго до 2014 года. Была Тузла, был Мешков, был раздел Черноморского флота, были попытки высадки российского десанта в Крыму, чтобы тестировать реакцию военных Украины. А-ля «заблудились и не там высадились». Все это было еще до путина при Ельцине”, — отмечает политолог.
рф создала для себя выгодную легенду, через которую интерпретировала все дальнейшие события на востоке Украины, как для внутреннего российского населения, так и для внешнего. Олег Саакян говорит, что Украина оказалась не готова к подобному сценарию. А отсутствие на востоке политических элит, которые заняли бы прогосударственную позицию, усугубило ситуацию. Как следствие, часть территорий Донетчины и Луганщины попали под оккупацию террористических сил “днр” и “лнр”, которые получали поддержку и задания от россии.
***
Популярные новости
