"Неправда, что мы там не нужны": история жительницы Попасной, которая из-за войны выехала в Польшу
Война разлучила десятки тысяч семей. Кто-то покинул оккупированный город и уехал на контролируемые территории, а кто-то решил, что безопаснее пожить за границей. Эта история о женщине из временно оккупированной Попасной, которая видела ужасы войны в родном городе, потеряла собственное дело и уже полгода не видела родного сына и мужа-военного.
Снежанна Матковская долгое время жила в прифронтовом городе Попасная, что на Луганщине. Она местная активистка, жена, мама двоих детей, была совладелицей кафе “Relax”, советницей малого и среднего бизнеса, руководительницей общественной организации “Я верю в свой город”. Женщина неоднократно выигрывала гранты для благоустройства Попаснянской громады и помогла десяткам людей написать грантовые заявки.
За миг до войны и первый день вторжения
Наша героиня 23 февраля вместе с дочерью поехали в Краматорск навестить мужа. В то время он нес службу в рядах Вооруженных Сил Украины. Убедившись, что у него все хорошо, погуляв по городу, вернулись домой. А утром из социальных сетей узнали о начале войны.
Просмотрели новости и поняли, что бежать некуда. Вся Украина страдала от бомбежек, поэтому повсюду было опасно. Тогда героиня решила посоветоваться с сыном, дочерью и невесткой по поводу эвакуации. После разговора приняли решение уезжать в Бахмут. По дороге заехали на АЗС, где очереди из машин были по несколько километров.
Приехали в Бахмут. Свободного жилья нет, все отели заняты, кафе не работали. Побродив по городу несколько часов, семья решила вернуться домой.
Закрыли кафе и помогали больнице
С каждым днем звуки взрывов были все громче и ближе. Снежанна, сын и невестка еще несколько дней ходили на работу в свое кафе. Были клиенты, работала доставка. Но с каждым днем это было все опаснее. Особенно добираться до работы.
Первые дни женщина вместе с дочерью прятались от обстрелов и спали в коридоре в квартире. Это было очень опасно, учитывая, что они жили на последнем этаже многоэтажки.
Из-за постоянных обстрелов переехали в подвал соседней многоэтажки. Там они прожили неделю. Подвальное помещение имело много комнат. В одной из комнат стояла буржуйка и там жили мамы с малышами, а в других — взрослые. Там они спали, готовили и ели.
В промежуток времени, когда не было обстрелов, они выходили на улицу прогреть автомобили и зарядить мобильные телефоны. Пока был интернет, общались с местными и узнавали новости в городе.
Так однажды увидели обращение главы Попаснянской громады о том, что местной больнице необходима еда. За свои средства женщина с сыном и невесткой купили все необходимое и отвезли в больницу.
На всю больницу уже работали только два врача: хирург и терапевт. Заведение пострадало от обстрелов. Было много погибших и раненых. В коридоре была целая очередь родственников погибших, ожидавших свидетельства о смерти. Пациенты были в бомбоубежище больницы. Увиденное отняло дар речи.
“Очень большое количество больных и пострадавших от обстрелов. Я увидела там своего знакомого. У него были огромные ожоги. Мне было больно смотреть. Лекарств не было. Врачи спасали пациентов подручными средствами. Так, одному мужчине перелом “собирали” на обычной доске от забора. Их срочно нужно было эвакуировать”, — вспоминает очевидца.
Снежанна вместе с родными ждали список эвакуации пациентов от врача, который впоследствии передали главе Попаснянской громады.
Выехали: сломались автомобили и впервые услышали сирены
Под впечатлением от пережитого семья приняла решение срочно уезжать.
“Я долго не могла уговорить семью. Я волновалась не за себя, а за детей и пожилых родственников. Если кого-нибудь из нас ранит или убьет? Как другие справятся? Ситуация была критической в городе”, — рассказывает Снежанна.
Утром семья собрала вещи и уехала. Дорога на Бахмут была большим испытанием.
“Все было как в кино, но в этом фильме герои — я и мои родные. Дорогу обстреливали. Ехала сквозь обстрелы, я кричала и молилась. Страшно боялась в зеркале заднего вида не увидеть машину сына и невестки”, — говорит переселенка.
Семья с трудом доехала. В Бахмуте был ужасный дефицит продуктов и горючего. Оставаться там было тоже опасно.
Поскольку горючего осталось только на дорогу в одну сторону, решили ехать в Славянск. Там смогли заправить автомобили и отправились в Днепр. По дороге в городе Павлоград почти одновременно сломались два автомобиля. Семье пришлось на несколько дней остаться там в гостинице, пока ремонтировали авто.
“Именно в Павлограде мы впервые услышали сирены. В нашем городе их не было. За все восемь лет мы ни разу их не слышали. От неожиданности мы не знали, что делать и что происходит. На рецепции объяснили, как нужно действовать в случае воздушной тревоги”, — объясняет женщина.
Доехали до Львова, но ненадолго
Пообщавшись с местными, семья приняла решение ехать на запад Украины. По дороге снова несколько раз ломались автомобили и они останавливались в городах. Дорога заняла долгие две недели. Там местные волонтеры предоставили жилье переселенцам.
Семья сына решила остаться в одном из городов запада Украины, а наша героиня вместе с дочерью уехали во Львов.
Надолго они там не остались. После прилета во Львове женщина поняла, что безопасного места в Украине пока нет.
“Я долго не могла осмелиться принять это решение. Не хотела уезжать одна с дочерью. Боялась оставлять сына с невесткой и мужа на войне. Но ради безопасности своей дочери я решилась выехать за границу”, — вспоминает она.
Польша: волонтерство и помощь от государства
Наша героиня уехала в Польшу. Варшава встречала их очень радушно и тепло. Местные власти предоставили приют для беженцев, где до сих пор проживает Снежанна с дочерью.
Женщина долго не могла сидеть без дела, поэтому пошла волонтерить. В центре выдачи гуманитарной помощи землячка фасовала и выдавала средства гигиены беженцам. Волонтеры рассказали, как оформить помощь от государства, сообщали о разных программах помощи беженцам.
“Есть такое мнение, что мы никому не нужны за границей. Это неправда. За четыре месяца пребывания в Польше я никогда не чувствовала себя брошенной. Знала, что мне есть к кому обратиться за помощью. Местные власти очень хорошо заботятся об украинцах. Ведь по их мнению, самая большая ценность — это человек”, — рассказывает переселенка.
В течение 5-6 месяцев работали пункты выдачи готовой пищи. Кормили трижды в день: каша с мясом, овощные рагу, супы, борщи, бульоны, бургеры, хот-доги и т.д.
Для украинцев в сетях продуктовых магазинов выдавали сертификаты на покупку в 300 злотых. Также можно оформить заявление на получение бонусного сертификата в размере 500 злотых на покупку лекарства по рецепту.
Кроме того, героиня три месяца получала пособие от ООН в размере 700 злотых.
“Существует множество пунктов гуманитарной помощи, которые до сих пор работают. Там можно получить продуктовые наборы, гигиенические средства и вещи. Местные церкви после службы также раздают беженцам из Украины продуктовые наборы. Власти Польши заботятся о беженцах и оказывают много помощи. Только нужно интересоваться и обмениваться знаниями с соотечественниками”, — говорит Снежанна.
Привыкла, но хочет к родным домой
Героиня быстро привыкла к новой жизни и городу. Нашла себе работу и учит язык. Но каждый день она мечтает о встрече с родными и тихой мирной жизни.
После полномасштабного вторжения женщина потеряла возможность видеть семью и собираться на праздники. Осталась без жилья и дела своей жизни, потому что в ее кафе попал снаряд. В стене теперь огромная дыра, как и в сердце женщины. Мародеры разграбили заведение. Вынесли мебель, технику и разбили витрины. Но сейчас ее беспокоит только одно — это мир в Украине.
“Мы должны быть готовы к миру. К трудным временам, которые нас ждут после победы. Нужно запастись терпением, энергией и человечностью. А победа обязательно будет за нами!” — подчеркнула жительница Попасной.
Ксения Новицкая
***