
Поступление в вузы Украины: что думают абитуриенты из числа ВПЛ, жителей ОРДЛО и работники образовательных центров
Общественная организация Донбасс SOS провела опрос абитуриентов украинских вузов из числа переселенцев и жителей ОРДЛО, а также работников вузов, участвовавших во вступительной кампании 2021 года.
Опрос проходил в ноябре-декабре 2021 года в рамках работы над проектом «Улучшение доступа к образованию для молодежи из числа пострадавших от вооруженного конфликта на востоке Украины». Исследование проводится при поддержке Программы содействия общественной активности «Долучайся!», финансируемой Агентством США по международному развитию (USAID).
Опрос абитуриентов в 2021 году проводился среди 100 человек. 55 – студенты из числа ВПЛ, 45 – студенты, поступившие по упрощенной процедуре через образовательные центры Донбасс-Украина. Также Донбасс SOS опросил 32 представителя образовательных центров. Результаты опроса войдут в основу анализа и предложения по внесению изменений, улучшающих процесс вступления в последующие годы.
Поступающие ВПЛ
Большинство из опрошенных ВПЛ (38 человек) поступали в ВУЗы в городе, где жили до поступления и где зарегистрированы как ВПЛ. Некоторые из опрошенных указывали, что выбрали для поступления в вузы в другом регионе. Среди причин такого выбора – положительный опыт обучения в этих вузах родителей респондентов.
Среди поступающих из числа ВПЛ 28 человек (51%) от числа опрошенных отметили, что проблем с поступлением, получением информации, отношением к студентам не было. 27 поступающих из числа ВПЛ (49%) указывали на проблемы при поступлении.
Чаще всего отмечали сложности с подтверждением места жительства до переезда и подтверждением того, что абитуриент действительно относится к категории ВПЛ. Как сообщает Донбасс SOS, в настоящее время получение справки о регистрации места жительства на неподконтрольных территориях затруднено.
Студенты-ВПЛ также отмечали, что практически не имеют льгот при поступлении. В отдельных случаях к ВПЛ не применяются общие правила, в частности, не учитывается проживание в сельской местности, обучение в сельской школе для начисления «сельского коэффициента» при поступлении. 18 респондентов отметили, что информации о льготах для ВПЛ недостаточно и представители вступительных комиссий не всегда владеют нужными сведениями.
Также при опросе студентов ВПЛ была выявлена проблема невозможности подтвердить образовательные квалификации, полученные на оккупированных территориях, и невозможности возобновления обучения в вузах Украины на основе подтвержденных квалификаций. С такой и аналогичной проблемой в Донбасс SOS обращается большое количество людей. Остро стоит вопрос наработки механизмов подтверждения образовательных квалификаций, полученных на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. Аналогичная процедура уже разработана для жителей АР Крым.
Студенты-ВПО высказали следующие предложения, которые могли бы улучшить процесс поступления и адаптации в украинских вузах:
- Увеличение стипендиального обеспечения для студентов-ВПЛ и разработка возможностей обязательного первоочередного предоставления места в общежитиях. «В общем, все хорошо, но все же не помешала бы еще и материальная поддержка или стипендия побольше именно для ВПЛ. Родители и так арендуют жилье, а еще и мне помогают».
- Информирование целевой аудитории о льготах для ВПЛ. Информация о льготах должна предоставляться как через широкие информационные кампании, так и персональное информирование студентов об их возможностях на уровне школы, УТСЗН или ВУЗов.
- Информирование представителей приемных комиссий об особенностях студентов из числа внутренне перемещенных лиц. В частности, представители вузов должны быть ознакомлены с законодательными актами по ВПЛ, особенностям получения справок ВПЛ и т. д.
- Поддержка студентов-ВПЛ при оформлении справок по новому месту жительства при поступлении в ВУЗы.
- Упрощение процедуры подтверждения принадлежности абитуриента к категории внутренне перемещенных лиц при отсутствии подтвержденного места регистрации.

Поступающие с неподконтрольных территорий
По результатам опроса, об осложнениях и проблемных моментах во время вступительной кампании-2021 сообщили 70% молодых людей из ВОТ. 30 студентов (67%) отметили недостаточность информации о процедуре поступления, которая предоставлялась в течение года.
«Мы были настроены поступать только на подконтрольную территорию. Мы не рассматривали другие варианты, потому искали информацию в разных источниках. Централизованно она не собрана нигде. Чтобы “от” и “до” все разъяснено было. Мне кажется, что те, кто рассматривали другие варианты поступления (за границу, в Донецке, или в Россию), не разобрались бы. И выбрали бы другие места для поступления».
Также респонденты указали на противоречия. Так, в информационных роликах говорилось, что процедура легкая и требуется минимальный пакет документов, а на самом деле в вузах требовали большее количество документов.

35 человек из числа опрошенных (71%) определили как проблему невозможность онлайн-подачи документов на поступление. Сейчас такая процедура для студентов с оккупированных территорий отсутствует. Респонденты указывали, что при карантинных ограничениях и фактически закрытых со стороны оккупационных администраций КПВВ разработка процедуры подачи документов в электронном виде существенно упростила бы процесс поступления.
Участники опроса также отмечали слабую подготовку по украинскому языку и истории Украины. В школах временно оккупированных территорий все предметы преподаются на русском языке, а история Украины не преподается вообще. Поступающие испытывали опасения относительно собственных возможностей поступления, дальнейшего обучения, сдачи экзаменов на украинском языке. Это сдерживало их при принятии решения о поступлении в украинские вузы.
16 респондентов отметили проблемы со справкой ВПЛ, полученной до года вступления. С такой проблемой на Горячую линию Донбасс СОС обращались абитуриенты во время вступительной кампании 2021 года. В приказе МОН есть пункт о возможности воспользоваться упрощенной процедурой абитуриентам, получившим справку ВПЛ после 1 января в год поступления, то есть в 2021 году. Это положение вызвало усложнение, ведь многие абитуриенты получили справку ВПЛ до этого периода для получения административных услуг, паспорта гражданина Украины. Однако после этого дети сразу же возвращались на неподконтрольные правительству территории, где и заканчивали школы. Несмотря на это, факт получения справки, как их информировали в образовательных центрах, лишал абитуриентов права на упрощенное поступление.
«Это был ужас. Мы приехали, а нам говорят – вы не можете к нам поступить. У вас справка ВПЛ 2019 годом оформлена. Мы пытались показать аттестат с оккупированной, рассказать, что получали справку для паспорта. Нам говорили "нет". Как-то было и обидно, и унизительно. Если бы не Донбасс СОС, вернулись бы назад».
Все, кто столкнулся с этой проблемой, указывали на недостаточное количество конкретной информации о подаче документов и несовпадении слоганов рекламных роликов при продвижении вступительной кампании с реальным положением дел.
Среди других проблем: нехватка мест в общежитиях во время сдачи экзаменов, ограничение при выборе количества вузов для поступления (по программе упрощенного поступления можно поступать только в один вуз на пять специальностей. Возможность подавать документы в разные вузы отсутствует); сложности при сдаче экзаменов в опорных школах (слишком сложные задания).
Новацией поступления в 2021 году была возможность прохождения двухмесячных подготовительно-реинтеграционных курсов, которые кроме возможностей подготовки по профильным дисциплинам, предлагали культурную и реинтеграционную программу для слушателей. В прошлом году в курсах приняло участие 199 человек. Из числа опрошенных только один студент учился на этих курсах и оставил очень положительные отзывы. Информационная кампания по курсам началась в мае 2021 года и была очень ограничена по времени. Большинство респондентов отметили, что узнали о существовании курсов, когда уже сдали экзамены и поступили в вузы, и что с радостью приняли бы участие в такой программе.
Несмотря на все осложнения, большинство из тех, кто приехал поступать по упрощенной процедуре, стали студентами желанных вузов. Основные рекомендации, которые давали абитуриенты 2021 для улучшения процедуры поступления:
- Предоставлять больше информации о возможности поступить по упрощенной процедуре и об обучении на подготовительных реинтеграционных курсах, которая бы попадала на оккупированные территории, используя различные каналы коммуникации.
- Организовывать программы подготовки к поступлению по украинскому языку и истории Украины не в виде видеоуроков, а с реальной возможностью общения с преподавателями.
- Помощь с оформлением документов (паспортов) тем студентам, которые не имели их до момента поступления. Упрощение процедуры получения паспорта для таких категорий.
- Возможность получения консультаций в центрах Донбасс-Украина не только во время вступительной кампании, но и в течение всего года.
- Решение вопроса со справками ВПЛ, полученными до года вступления.

Представители образовательных центров
Донбасс SOS опросил 32 представителя образовательных центров в разных частях страны. Представители 17 образовательных центров отметили высокий уровень подготовки абитуриентов со временно оккупированных территорий к экзамену по профильным предметам в вузах.
«Я была приятно удивлена сдачей экзамена по математике (для нас это профильная дисциплина) у этих детей. Все сдали на высокий балл. Видно, что готовились». «Если бы они сдавали ВНО, думаю, что было бы не менее 190 баллов – хорошая подготовка».
Но экзамены по украинскому языку, и особенно истории Украины оказались проблемой для большого числа абитуриентов. Путем решения проблемы представители образовательных центров называли более широкое введение онлайн-уроков для жителей ТОТ по этим предметам, широкое информирование о возможностях подготовки к экзаменам при упрощенном поступлении.
14 представителей вузов отметили проблему наличия у студентов справки переселенца, полученной до года поступления. Представители образовательных центров демонстрировали высокую степень готовности помочь абитуриентам с решением таких проблем. Высказывались предложения нормировать это положение в нормативных документах, найти решение проблемы переезда на подконтрольную территорию и доказательства факта проживания на неподконтрольной через предоставление подтверждающих документов.
Представители образовательных центров указывали, что проблемой для поступающих было добраться до университетов через закрытые со стороны оккупированных территорий КПВВ и сложность проезда через территорию РФ. Для упрощения процедуры поступления в этих условиях 8 респондентов предлагали ввести дистанционную подачу документов и присутствие только на экзаменах и зачислении в вузы.
Отдельно участники опроса выделили вопросы информирования абитуриентов и их родителей о процедуре упрощенного поступления. Этот вопрос актуален как для абитуриентов с оккупированных территорий, так и для абитуриентов из так называемой серой зоны, которые также имеют право на упрощенное поступление. Относительно каналов информирования молодежи на оккупированных территориях были высказаны пожелания о донесении разъяснений разными каналами и в течение всего года.
Отдельное внимание при опросе уделялось адаптации студентов с оккупированных территорий к образовательному пространству Украины и жизни на подконтрольной территории. Представители вузов отмечали, что первокурсники, если и не выражают это открыто, демонстрируют проявления и поведение, свидетельствующие о сложностях адаптации.
«Они выросли там с комендантским часом, с привычкой не выходить на улицу после 10 вечера. Так и живут здесь. Сидят в общежитии под вечер, когда все гуляют». «Они скучают по дому, родителям. И денежно – родители оттуда помочь финансово не могут».
Пути упрощения адаптации изучаются и анализируются большинством вузов. Некоторые вузы разрабатывают программы адаптации, работают над их наполнением и внедрением.
Большинство рекомендаций представителей образовательных центров Донбасс-Украина для улучшения процедуры поступления совпадают с рекомендациями, которые давали сами абитуриенты 2021 года. Среди них:
- Информационная поддержка и предоставление информации о возможности поступления по упрощенной процедуре.
- Разработка программ подготовки к поступлению по украинскому языку и истории Украины не посредством видеоуроков, а с реальной возможностью общения с преподавателями.
- Помощь с оформлением документов (паспортов) тем студентам, которые не имели их до момента поступления. Упрощение процедуры получения паспорта для таких категорий.
- Возможность получения консультаций в центрах Донбасс-Украина не только во время вступительной кампании, но и в течение всего года.
- Отдельной рекомендацией, высказанной представителями ОЦ, является изучение успешного опыта коллег, которые проводят адаптационные активности для студентов с ТОТ, постоянный обмен опытом в этой области, создание адаптационных программ в вузах.
Некоторая часть решения этих проблем лежит в плоскости законодательных изменений, некоторые проблемы требуют работы на уровне вузов. Со всеми ними Донбасс SOS планирует работать дальше.
***
Эта статья была представлена ОО «Донбасс СОС» в рамках Программы содействия общественной активности «Долучайся!», которая финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) и осуществляется Pact в Украине.
Содержание статьи является исключительной ответственностью Pact и его партнеров и не обязательно отражает взгляды Агентства США по международному развитию (USAID) или правительству США.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.