RU
RU UA
05 сентября 2022, 12:32
3155
"Я продумал все риски, кроме плена". История волонтера из Мариуполя, который 100 дней провел в тюрьмах "днр"
Важно

"Я продумал все риски, кроме плена". История волонтера из Мариуполя, который 100 дней провел в тюрьмах "днр"

Евгений Малярчук — коренной мариуполец. 2 января он вместе со своей девушкой уехал на праздники в Киев. А домой вернулся только в конце марта, как волонтер, пытавшийся эвакуировать людей в Запорожье. Тогда он еще не знал, что успеет побывать в оккупированных поселках вокруг Донецка и в самом Донецке, но не как волонтер, а как пленный.

Евгений уезжал из праздничного, яркого, красивого Мариуполя, вместо этого оказался в пустом, оскверненном и разбитом. Среди разрушенных зданий он искал людей, которые не могли самостоятельно уехать, чтобы предложить им свою помощь.

Почти на выезде из города его микроавтобус обогнал автомобиль с буквой «Z». Из него вышел мужчина в военной форме и приказал Евгению ехать за ним. Так начинается долгая история плена мариупольца. Он один из почти 30 волонтеров, которые в разное время были незаконно задержаны российскими солдатами и представителями террористической группировки «днр». Впоследствии «прокуратура днр» инкриминировала им терроризм.

«Восточный Вариант» пообщался с Евгением о том, как удалось проехать в город в осаде, собрать людей и как происходило задержание. Это — первая часть текста.

Месяц до плена

«Я был более чем уверен, что полномасштабной войны не будет. Накануне у меня была дискуссия на эту тему. И я не мог поверить, что такое может произойти. Когда на следующее утро услышал взрывы, был шокирован», — вспоминает Евгений о начале полномасштабного вторжения.

Все началось, когда мужчина был в Киеве, вдали от родного дома. Он сразу же начал звонить родным в Мариуполь, чтобы уговорить их уехать. Но они, как и многие другие горожане, не восприняли ситуацию серьезно.

«В начале в Киеве было даже больше паники, потому что Мариуполь привык… А вот из Киева в первые дни выехало полгорода», — делится впечатлением мужчина.

Он проводил свою девушку в более безопасный Львов, а сам поехал в сторону Мариуполя. В начале марта в Киеве не функционировал общественный транспорт, не работали службы такси, поэтому почти всю дорогу от Позняков до Железнодорожного вокзала Евгению пришлось пройти пешком.

Євген Малярчук
Евгений Малярчук / Фото: из соцсетей Евгения

Оттуда он отправился в Днепр, где его должны были встретить друзья, чтобы довезти до блокпоста под Мариуполем, откуда он пешком пройдет в город. Но уже 2 марта там пропала связь, а затем Евгений узнал, что город закрыт на въезд. Надо было искать объездные пути.

Через неделю мать Евгения впервые после потери связи позвонила ему. Она сообщила, что переехала из одного района в другой, более безопасный.

«Она отговорила меня от поездки в Мариуполь. Предложила подождать хотя бы несколько дней, поскольку ее должен был вот-вот забрать и вывезти из города муж ее подруги. Попросила, чтобы я встретил ее где-то в Мангуше (поселок в 15 километрах от Мариуполя — СВ, — рассказывает Евгений.

Понівечений Маріуполь
Разрушенный Мариуполь / Фото: предоставлено Евгением Малярчуком

Но уже через несколько дней мать Евгения снова позвонила и сказала, что уехать не удалось. Также рассказала, что разорванные тела лежат прямо на улицах, а люди каждый день ходят через них за водой, дровами или чтобы «поймать» связь. В жилых домах не осталось никаких коммуникаций, а в мороз -10 °C люди в собственных квартирах были вынуждены спать в верхней одежде.

«Здесь я понял, что тянуть больше невозможно. Нужно как-нибудь туда добраться. Одновременно с этим появилась информация, что в город начали въезжать волонтеры почти беспрепятственно. Среди них было много моих друзей», — говорит Евгений.

Его друзья-волонтеры посоветовали ему купить микроавтобус, потому что на легковых автомобилях в Мариуполь не пускали. Евгений нашел в Днепре продавца и за свои деньги приобрел 17-местный микроавтобус.

Еще один автомобиль через волонтеров Евгений нашел для своего друга детства Дениса. Они вместе планировали присоединиться к гуманитарной колонне, которая уже не в первый раз успешно въезжала в Мариуполь и возвращалась оттуда.

Пока Евгений занимался покупкой микроавтобуса, его матери удалось выехать из Мариуполя.

За два дня до плена

«26 марта, в субботу, нам предстояло присоединиться к гумколонне в Запорожье возле “Эпицентра”. Но немного опоздали, и уже с этого начались проблемы», — вспоминает тот день мужчина.

Евгений и Денис хотели взять с собой лекарства и продукты, чтобы привезти мариупольцам в качестве гуманитарной помощи. Это отняло бы еще некоторое время.

Знакомый Евгения волонтер Михаил сказал, что колонна больше не может откладывать поездку, нужно ехать сейчас. Он предложил Евгению дождаться понедельника.

«Мы обсудили это с Денисом и решили, что ждать так долго не можем. У него там мать без связи, у меня там еще остались родственники. Мы решили ехать самостоятельно. Я продумал все риски, кроме плена. Потому что не думал, что в 2022 году можно попасть в плен», — признается Евгений.

Євген перед виїздом із Запоріжж
Евгений перед выездом из Запорожья / Фото: предоставлено героем текста

Он связался с запорожскими волонтерами, которые снабдили его гуманитаркой, и отправился за колонной. Разница между ними была в несколько часов. Связь с колонной Евгений решил поддерживать по телефону. Заночевать пришлось в Орехове (поселок Запорожской области — ВВ).

День до плена

Утром 27 марта Евгений связался с Михаилом. Он посоветовал вернуться в Запорожье.

«Мы с Денисом его не послушали. Тянуть было некуда: в Мариуполе бомбят без перерыва, надо ехать», — говорит Евгений.

Начиная с поселка Пологи, который уже был оккупирован, полностью исчезла мобильная связь украинских операторов. Евгений надеялся, что она появится позже, но без связи они доехали до самого Мариуполя. 

Около 16 часов он въехал в город. Оккупанты провели их в местную «комендатуру», которая находится недалеко от уничтоженного торгового центра «Порт City». 

«Нас с Денисом завели в кабинет, там было три человека. Один задавал вопросы, другой пересматривал документы, а третий следил за нашей реакцией. На это ушло около получаса. Затем они сказали, что можно задать свои вопросы. Нас интересовало, куда вообще по Мариуполю можно проехать. Мне нужно в Кальмиусский район. Но мне не разрешили туда ехать, потому что там в те дни велись жесткие бои», — рассказывает Евгений.

Все, що залишилося від будинку Євгена
Все, что осталось от дома Евгения / Фото: предоставлено героем текста

Также оккупанты проверили багаж Евгения, чтобы вместо гуманитарки там не было какой-либо помощи украинским военным. Чтобы проконтролировать процесс, вместе с Евгением отправили одного военного.

«Я раздал “гуманитарку” возле больницы №2. Там было огромное скопление народа. Несколько пакетов с лекарствами забрал тот военный, которого отправили со мной. Сказал, что это якобы он доставит в другую больницу», — вспоминает мужчина.

Когда Евгений закончил с гумпомощью, было около 18:00, а это — комендантский час. Было два пути: уехать из города без людей или заночевать в городе и на следующий день собрать кого возможно и вывезти.

Евгений и Денис решили остаться на ночь в городе. Евгений добрался до 23-го микрорайона, где жили его родственники, и у них заночевал.

«Как раз в ночь на 28 марта все и изменилось», — считает Евгений.

12 часов до плена

В 7 утра следующего дня он проснулся и поехал к подземному переходу в центре Мариуполя. 

«Сказать, что я был шокирован — это не сказать ничего. Когда я уезжал из города 2 января, центр города мерцал праздничной иллюминацией, недавно закончилась реставрация. То, что я увидел тогда, это просто постапокалипсис», — вспоминает волонтер.

Недалеко от подземного перехода автомобиль Евгения чуть не снес танк. Поэтому он оставил машину неподалеку и дальше пошел пешком. Дошел до перекрестка улицы Соборной и проспекта Металлургов.

«Мне, гражданскому, казалось тогда: ну что со мной может случиться. Я посреди улицы оставил автомобиль, закурил сигарету и начал снимать дома на телефон. Вдруг слышу, как где-то 150-200 метров от меня началась стрельба, выбежали военные. Я спрятал телефон и нырнул во дворы», — говорит Евгений.

Проспект Металургів у Маріуполі
Проспект Металлургов в Мариуполе / Фото: предоставлено Евгением Малярчуком

Там он встретил первых людей. Они занимались «бытовыми» делами: готовили еду на костре, с пустыми канистрами ждали, когда перестрелка закончится, чтобы сходить за водой и так далее.

Евгений ходил по дворам и подвалам и предлагал людям бесплатную эвакуацию в Запорожье. Когда он вернулся к автомобилю, возле него уже собралось много желающих. Пришлось рассадить в 17-местном автобусе 22 человека.

«Я еще раз представился, успокоил всех. Сам был спокоен, потому что был уверен, что ничего не может произойти. Единственное, о чем думал, это чтобы в нас не прилетело», — вспоминает мужчина.

Евгений с Денисом заранее договорились встретиться в определенном месте в определенное время, но поскольку автобус уже был полон, не было смысла ждать. Волонтер надеялся, что они встретятся где-нибудь по дороге.

Люди розбирають гуманітарку, яку привіз Євген
Люди разбирают гуманитарку, которую привез Евгений / Фото: предоставленное героем текста

Евгений направился к выезду из города. На проспекте Строителей микроавтобус обогнал автомобиль с буквой «Z». Из нее вышел военный и приказал ехать за ним на проверку документов. Евгений вспоминает, что сказано это было спокойно и даже вежливо, потому он не переживал.

«Мы приехали в ту самую “комендатуру”, где меня проверяли вчера. Навстречу мне вышли три “отбитых “днровца”. Начали обыскивать мой автобус, испугали людей. Спрашивали у них, зачем они едут в Запорожье, неужели они поддерживают Украину и им плохо в Мариуполе… Начался какой-то бредовый разговор», — говорит Евгений.

В конце концов, «днровцы» приказали мужчине ехать вместе с людьми в поселок Никольское под сопровождением оккупантов. Рядом с Евгением в его микроавтобусе сидел солдат с автоматом.

«Мне было очень неприятно и страшно за людей. Они только вышли из подвала, из которого месяц не выходили, и тут такое», — вспоминает Евгений.

Понівечений Маріуполь5
Разрушенный Мариуполь / Фото: предоставлено Евгением Малярчуком

В Никольском мужчину завели в какое-то здание, где провели краткий допрос. Слова Евгения записывал молодой парень, которому, как говорит Евгений, «было все равно о чем писать». Потом зашел «днровец» и стал расспрашивать Евгения, зачем он приехал.

«На мои адекватные ответы была неадекватная реакция. Он меня пару раз ударил по почкам и сказал, что меня отвезут в Старобешево», — говорит Евгений.

Но перед этим Евгению приказали отвезти людей в школу на фильтрацию. Они очень переживали за волонтера, спрашивали, что с ним будет дальше, и благодарили, что привез хотя бы туда, где не стреляют.

Но сам Евгений был совершенно спокоен:

«Я им говорю: все будет нормально. Мол, сейчас разберутся и отпустят. Я до последнего был уверен в этом».

***

То, что происходило дальше, полно абсурда и жестокости. Оккупанты запугивали гражданских мужчин и женщин 20-летними сроками заключения и использовали их для принудительных работ в колонии. Евгений был одним из этих людей.

Продолжение истории читайте по ссылке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
12 мая Воскресенье
22:51

На ВОТ Луганщины в ДТП погибли двое взрослых, 4 детей пострадали

22:39

Военная авиация Украины нанесла за сутки удары по 15 местам скопления оккупантов и их техники

22:29

В Харькове переселенцы с Луганщины получили более 140 наборов гумпомощи

21:55

В Минобороны разъяснили, как будет происходить мобилизация авто

21:37

В Запорожье провели акцию в поддержку пленных защитников Мариуполя

21:02

Блинкен верит, что Украина сможет удержать линию фронта на востоке

20:40

Генштаб: с начала суток произошло 146 боев с российскими оккупантами

20:00

Еще 24 семьи эвакуировались из Донецкой области на Волынь: как это сделать

19:35

На фронте Покровское направление остается самым сложным, — Зеленский

19:09

Лиман подвергся российскому обстрелу, ранены двое гражданских

18:54

Громадам Донетчины передали более 400 тонн гуманитарной помощи

18:35

Россия вербует на войну против Украины граждан по меньшей мере 21 страны, — Forbes

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: