Чем живет прифронтовой Донбасс? Глава Зайцево — о настоящем и будущем поселка
Зайцево седьмой год находится практически на линии фронта. Каждый день его жители слышат звуки войны: то автоматную очередь, а то и артиллерийские выстрелы.
Небольшая территория Зайцевской военно-гражданской администрации (ВГА) — это несколько населённых пунктов, где дома со следами обстрелов и КПВВ, расположенный на дороге ведущей в Горловку. Пятый год управляет прифронтовым ВГА переселенец из Горловки Владимир Веселкин.
Из бизнеса в кресло главы поселка
Он был предпринимателем — пек хлеб, торговал продуктами. Но из-за войны свой бизнес потерял. Со временно оккупированной территории пришлось уехать. По словам Владимира, всё что осталось от бизнеса — это стены производственных помещений. Жизнь пришлось начинать заново.
После захвата Горловки и убийства в апреле 2014-го депутата горловского городского совета Владимира Рыбака (он пытался сорвать флаг “ДНР” со здания горсовета), город пришлось покинуть, так как Веселкин имел четко выраженную проукраинскую позицию.
В июне 2014 года будущий глава Зайцевской ВГА вступил в ряды добровольческого батальона «Артемовск». Прослужил там до самого расформирования подразделения в 2015-м. А в 2016-м пришёл в Зайцево уже в качестве руководителя Военно-гражданской администрации.
“Сейчас в поселке зарегистрировано 950 человек, но фактически проживает около 585. Людей стало меньше из-за закрытия КПВВ (пункты пропуска закрыты с оккупированной стороны якобы из-за карантина Горловку авт.). Много людей у нас жили “на два двора”. Приезжали сюда на несколько дней из Горловки, а иногда и на день. Например, в Жованку на дачу, и к вечеру возвращались обратно. Сейчас такой возможности нет, так как боевики закрыли свой КПВВ. Поэтому люди не приезжают”, — объясняет Владимир.
Насущные проблемы Зайцево
Но даже в таком небольшом поселке работы главе ВГА всегда достаточно, особенно сейчас когда началось обострение на фронте. Объезд территории, проверка нет ли новых повреждений.
“Сейчас обострились боевые действия. Мы их четко слышим, но к счастью на нас это никак не отразилось. В жилой зоне повреждений и пострадавших нет”, — рассказывает Владимир.
Латать дыры, оставленные войной — это одна из активностей местной администрации. Не каждый житель сможет поменять себе обстрелянную крышу или выбитое окно. Тут и приходит на помощь ВГА.
“Сейчас планируем за счет областного материального резерва замену крыш на поврежденных домах. У нас на сегодня немного более 50 домов с поврежденными крышами. В зимний период этого сделать не могли, а люди ждут. Сейчас как раз подходящее время поэтому скоро начнем”, — объясняет глава ВГА.
“Ещё один проект хотим зашить в многоквартирных домах выбитые окна. В тех квартирах, которые брошены. У нас многоквартирные дома заселены меньше чем на половину. Уже попробовали в декабре часть зашить OSB-плитами, получилось неплохо. Подключили ГСЧС с их техникой. Ведь в закрытые квартиры мы попасть не можем, поэтому решили зашить окна снаружи. Влага внутрь не попадает уже хорошо. К тому же прекратили потери тепла через межкомнатные стены для тех, кто остался жить в домах”, — рассказывает Владимир.
В 2016 году, когда Владимир только занял пост руководителя главным было обеспечить пенсионеров пенсиями и другими соцвыплатами. Поселок был недавно освобожден, неразбериха с документами. Кроме того, к ВГА тогда присоединилась часть ранее оккупированной территории — несколько улиц Горловки.
До войны Зайцево подчинялось Горловской райадминистрации, а после освобождения поселок переподчинили Бахмуту. Документы остались там, а людям нужно было получать пенсию здесь. Поэтому новому главе пришлось улаживать все бюрократические вопросы. В результате в этом вопросе всё решилось. Но сложностей в жизни Зайцево еще достаточно.
“Ещё у нас никуда не делась проблема водоснабжения. К нам так же, как и в Торецк, вода идёт из оккупированной территории из Горловки. Соответственно порывы часто не получается устранять, потому что они в “серой зоне”. Их просто не дают устранять. Проходит много времени, потому что приходится ждать гарантий тишины. Мы разработали альтернативный план установки модуля очистки воды на подконтрольной территории и подали его на рассмотрение в Обладминистрацию. Сумма вышла около 10 миллионов. В принципе средства небольшие для такого проекта”, — рассказывает Владимир Веселкин.
Будущее поселка Зайцево
Что ещё ждёт Зайцево? Владимир рассказывал об административных новшествах. Мимо прифронтового поселка не прошла децентрализация. В области формируется 10 новых ОТГ и по этой программе Зайцево, как ВГА, прекратит своё существование.
“Мы реорганизуемся, и Зайцевская ВГА вольется в Светлодарскую. Правда пока она только на бумаге, но мы уже морально готовимся. То есть скоро Зайцевской ВГА не будет существовать как административной единицы. Образуется новая Светлодарская ВГА. Туда войдем мы, Светлодарск, Новолуганка, Мироновское”, — рассказывает Владимир.
Из минусов глава ВГА определяет то, что теперь до админцентра придется добираться около часа на машине. Хотя при нормальном администрировании не должно быть проблем. Можно оставить в населенных пунктах представительства, куда люди смогут обращаться, чтобы не ехать в центр ВГА.
“А выиграет Зайцево в том, что у нас появятся четкие административные границы. Раньше у нас их не было. Из-за этого мы не могли нормально ремонтировать дороги. Для ремонта дороги должны быть в собственности, а для этого должны быть очерчены административные границы населенного пункта. У нас их не было, поэтому даже при наличии денег дороги ремонтировать мы не могли. То же самое и с полями, были проблемы с взиманием земельных налогов с фермеров. Сейчас с созданием новой ВГА это всё решится”, — рассказывает Владимир Веселкин.
На вопрос, какие строит планы, если его повторно не назначат главой поселка, отвечает, что заняться будет чем.
Есть видение политической карьеры. Тем более, что недавно получил образование в Национальной академии государственного управления при президенте Украины.
“В конце концов есть многолетний опыт предпринимательства. В любом случае заняться всегда найдется чем”, — завершает свой рассказ Владимир.