10 января 2022, 15:52
Интервью
"Без справедливости невозможно установить постоянный мир": о жизни и будущем переселенцев и людей в оккупации — в интервью с Ириной Верещук
Переходное правосудие, жилье для вынужденных переселенцев, противодействие блокированию людей в оккупации — те вопросы, над которыми Украина будет работать в этом году. А как именно будет работать, «Восточный вариант» спросил у министра реинтеграции оккупированных территорий Ирины Верещук.
«Без справедливости невозможно установить постоянный мир»
О жизни и будущем переселенцев и людей в оккупации — в интервью с Ириной Верещук
Переходное правосудие, жилье для вынужденных переселенцев, противодействие блокированию людей в оккупации — те вопросы, над которыми Украина будет работать в этом году. А как именно будет работать, «Восточный вариант» спросил у министра реинтеграции оккупированных территорий Ирины Верещук.
4 ноября прошлого года Верховная рада назначила на должность министра по реинтеграции оккупированных территорий Ирину Верещук. До этого Минреинтеграции возглавлял Алексей Резников, ныне ставший министром обороны.
У общества есть немало вопросов к министерству реинтеграции, и большинство из них касается будущего: каким будет закон о переходном правосудии, что будет с финансированием жилищных программ для ВПЛ, какие инфраструктурные объекты будут появляться на Луганщине и Донетчине, и будут ли появляться вообще.
Ирина Верещук ответила на эти вопросы в интервью «Восточному варианту».
У общества есть немало вопросов к министерству реинтеграции, и большинство из них касается будущего: каким будет закон о переходном правосудии, что будет с финансированием жилищных программ для ВПЛ, какие инфраструктурные объекты будут появляться на Луганщине и Донетчине, и будут ли появляться вообще.
Ирина Верещук ответила на эти вопросы в интервью «Восточному варианту».
— Ирина Андреевна, мы регулярно освещаем работу министерства, собираем основные проблемы людей с оккупированных территорий и вынужденных переселенцев, а потому в первую очередь нас интересует, какое направление работы министерства Вы считаете наиболее приоритетным и требующим вложения наибольших ресурсов?
— Четыре приоритетных направления: во-первых, гуманитарная работа, во-вторых, информационная политика, в-третьих, жилье для внутренне перемещенных лиц, в-четвертых, инфраструктурные проекты на территориях, прилегающих ко временно оккупированным территориям.
Наиболее острое и ресурсоемкое направление — это жилье для ВПЛ.
Наиболее острое и ресурсоемкое направление — это жилье для ВПЛ.
— Как Вы оцениваете проект закона о переходном правосудии 5844? Требует ли он, по Вашему мнению, каких-либо изменений, и если да, то каких именно?
— Безусловно, законопроект важен и нужен. Команда (предыдущего министра — ред.) Алексея Резникова хорошо поработала над разработкой этого закона. Впрочем, парламент вряд ли проголосует за этот закон в его текущей редакции. Законопроект также получил ряд замечаний и рекомендаций от Венецианской комиссии Совета Европы.
Речь идет, например, об ответственности за уголовные преступления, совершенные из-за оккупации.
Есть и более фундаментальные замечания по отражению особого конституционного статуса АР Крым и Севастополя.
То есть, в настоящее время закон не готов к принятию. Будем дорабатывать его.
Есть и более фундаментальные замечания по отражению особого конституционного статуса АР Крым и Севастополя.
То есть, в настоящее время закон не готов к принятию. Будем дорабатывать его.
— Глава комитета Верховной Рады по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий Дмитрий Лубинец в интервью нашему изданию отмечал, что по его оценкам парламент может принять упомянутый законопроект о переходном правосудии примерно до конца 2022 года. Насколько принципиально для министерства отсутствие действующего закона? Тормозит ли это процессы работы министерства?
— Идеология переходного правосудия состоит в восстановлении справедливости. Без справедливости невозможно установить постоянный мир. Наказание за преступления и возмещение ущерба является одной из предпосылок настоящего мира. Недавно созданный Украинский национальный центр построения мира, собственно, призван, в частности, фиксировать нарушения прав и ущерб, связанный с российской агрессией.
В то же время убеждена, что отсутствие закона о переходном периоде особо не усложняет работу Минреинтеграции. У нас много работы, которую можно и нужно делать независимо от принятия закона о переходном периоде.
Есть элементы реинтеграции, которые можно реализовать только после деоккупации. Однако есть реинтеграционная работа, которую следует выполнять до деоккупации, то есть сейчас. Гуманитарная и информационная составляющая, конвалидация (порядок признания сделок оккупационной власти — ред.), коммуникация с детьми и молодежью — все это следует начинать немедленно, поскольку это приближает деоккупацию и облегчает последующую реинтеграцию.
— Для чего Украине, по Вашему мнению, необходим этот законопроект о переходном периоде? И в целом что будет означать переходный период для людей, которые сейчас проживают на оккупированной территории?
— Мы должны «сшить» страну, вернуть и интегрировать оккупированные территории. А для этого нужно восстановить справедливость. Закон о переходном правосудии направлен не только на наказание преступников, но и на защиту прав и интересов жителей временно оккупированных территорий.
Переходное правосудие — это восстановление правового поля Украины на временно оккупированных территориях. Для наших граждан на ВОТ, на чьих руках нет крови, переходное правосудие никаких проблем не будет создавать.
Переходное правосудие — это восстановление правового поля Украины на временно оккупированных территориях. Для наших граждан на ВОТ, на чьих руках нет крови, переходное правосудие никаких проблем не будет создавать.
— Давайте смоделируем ситуацию: что будет делать Украина после деоккупации оккупированных территорий?
— Многое будет зависеть от текущей ситуации на временно оккупированных территориях на момент деоккупации. У правительства есть ряд соответствующих стратегий и планов действий. Например, Государственная целевая программа восстановления и построения мира в восточных регионах Украины или Стратегия экономического развития Донецкой и Луганской областей на период до 2030 года. Уверена, что к моменту деоккупации мы наработаем еще много профильных законов, стратегий и планов действий.
После деоккупации мы должны не просто реинтегрировать Крым и часть Донбасса, а установить устойчивый мир, который навсегда исключит возможность повторения оккупации.
— Какие еще законодательные инициативы по оккупированным территориям нужны Украине, по Вашему мнению?
— Следует держать фокус на молодежи, поощрять ее переезжать на подконтрольную территорию, чтобы учиться, работать, создавать семьи. Поэтому я буду выступать за соответствующие законодательные инициативы.
— Как известно, сейчас на оккупированной территории сложная ситуация с заболеваемостью Covid-19. Оккупационные власти фактически лишили людей возможности вакцинироваться сертифицированной вакциной и максимально усложнили выезд с оккупированной территории. Одной из возможных форм вмешательства Украины в эту ситуацию может стать привлечение международного сообщества и инициирование санкций против России. Идет ли подобный диалог с международными партнерами на уровне министерства? И как еще, по Вашему мнению, министерство по вопросам реинтеграции может повлиять на эту ситуацию?
— Да, оккупанты лишили людей возможности вакцинироваться международно признанными вакцинами.
Наш ответ на это следующий.
Во-первых, мы проводим информационную работу среди жителей временно оккупированных территорий, призываем их вакцинироваться международно признанными вакцинами на подконтрольной территории.
Во-вторых, мы обустраиваем пункты вакцинации непосредственно на КПВВ или неподалеку от них.
Что касается санкций, то в Минреинтеграции есть отдельное подразделение, занимающееся наработкой соответствующих материалов.
Во-первых, мы проводим информационную работу среди жителей временно оккупированных территорий, призываем их вакцинироваться международно признанными вакцинами на подконтрольной территории.
Во-вторых, мы обустраиваем пункты вакцинации непосредственно на КПВВ или неподалеку от них.
Что касается санкций, то в Минреинтеграции есть отдельное подразделение, занимающееся наработкой соответствующих материалов.
Мы находимся в постоянном и активном диалоге с нашими международными партнерами на уровне посольств и представительств международных организаций.
— В конце прошлого года украинская разведка сообщила о стягивании российских войск у украинских границ и угрозе очередного нападения на Украину. Как Вы оцениваете вероятность такого сценария и влияют ли подобные ситуации на реализацию украинской политики реинтеграции?
— Это не первое и, наверное, не последнее обострение. В конце концов у нас с Россией вооруженный конфликт. Вероятность эскалации не исчезала никогда.
Если вы имеете в виду широкомасштабное наступление, то мы должны быть готовы к любому сценарию. Лично я не очень верю в широкомасштабное нападение России — слишком высокой будет цена для них.
Если вы имеете в виду широкомасштабное наступление, то мы должны быть готовы к любому сценарию. Лично я не очень верю в широкомасштабное нападение России — слишком высокой будет цена для них.
Минреинтеграции будет выполнять свои задачи вне зависимости от действий России. А в условиях обострения и подавно следует сохранять спокойствие и выполнять свою работу. Потому что речь идет о наших гражданах.
— Очевидно, что сложно говорить о реинтеграции оккупированных территорий в условиях заблокированных со стороны пророссийских боевиков КПВВ. Если ситуация не будет меняться и оккупационная власть и в дальнейшем будет прикрываться пандемией для блокирования КПВВ, какими Вы видите механизмы противодействия этому? Как в таких условиях можно обеспечить качественную вступительную кампанию-2022 и выезд из оккупации желающих уехать?
— Привлекаем все возможные рычаги для разблокирования перемещения людей: высокую дипломатии, международных партнеров, гуманитарные организации. Все видят, и прежде всего жители временно оккупированных, что КПВВ блокируют оккупационные администрации.
— Несмотря на четкую позицию парламента и профильного комитета Верховной Рады, Государственная пограничная служба продолжает штрафовать людей, которые едут на подконтрольную территорию с ОРДЛО, пересекая границу с Российской федерацией. Какова позиция министерства по этому поводу? И планируете ли Вы, как министр, вмешаться в ситуацию и, возможно, инициировать совещание с руководством Государственной пограничной службы?
— Этот вопрос я держу на контроле. Считаю неправильным то, что наши граждане из-за незаконных действий оккупантов вынуждены преодолевать большое расстояние, чтобы прибыв в Украину, быть оштрафованными.
Уже есть конкретные наработки по законопроекту, который позволит пограничникам законным образом не налагать административные штрафы на людей, едущих из ОРДЛО в Украину через территорию РФ.
Продолжается работа и по внесению изменений в подзаконные нормативные акты с целью детализации порядка осуществления пропускных операций.
Уже есть конкретные наработки по законопроекту, который позволит пограничникам законным образом не налагать административные штрафы на людей, едущих из ОРДЛО в Украину через территорию РФ.
Продолжается работа и по внесению изменений в подзаконные нормативные акты с целью детализации порядка осуществления пропускных операций.
— Едва ли не основной проблемой на подконтрольной Украине территории вынужденные переселенцы называют нехватку финансирования жилищных программ, которые позволили бы им на льготных условиях приобретать жилье. Каким Вы видите решение этой ситуации? Какие планы у министерства по обеспечению жильем вынужденных переселенцев в нынешнем году?
— Мы постоянно работаем над этим вопросом и имеем позитивные сдвиги.
Нынешний год должен стать годом предоставления жилья для внутренне перемещенных лиц.
Кабмин инициировал выделение дополнительных 13 млн грн на этот год. Правительство также утвердило и дополнительную субвенцию для местных бюджетов в размере 283 млн грн на улучшение жилищных условий для ветеранов — внутренне перемещенных лиц, получивших ранение и инвалидность во время защиты государства.
Продолжаются переговоры с Правительством Германии о финансировании льготных ипотечных кредитов, что до конца 2022 позволит обеспечить жильем как минимум 680 семей.
Нынешний год должен стать годом предоставления жилья для внутренне перемещенных лиц.
Кабмин инициировал выделение дополнительных 13 млн грн на этот год. Правительство также утвердило и дополнительную субвенцию для местных бюджетов в размере 283 млн грн на улучшение жилищных условий для ветеранов — внутренне перемещенных лиц, получивших ранение и инвалидность во время защиты государства.
Продолжаются переговоры с Правительством Германии о финансировании льготных ипотечных кредитов, что до конца 2022 позволит обеспечить жильем как минимум 680 семей.
К сожалению, сегодня только 12% вынужденных переселенцев имеют собственное жилье, а остальные нуждаются в улучшении условий проживания. Это сотни тысяч человек. Поэтому речь идет о комплексной программе, под которую нужно найти ресурс.
Так, 20 миллиардов гривен зарезервировал бюджет для Минэкономики на создание инструментов доступной ипотеки для ВПЛ из числа государственных служащих, учителей, врачей и т. д.
Это должно способствовать притоку квалифицированных кадров в регион. В этом концепте еще нарабатывается механизм реализации. Напомню, что предоставлено более 5 миллиардов для Министерства по делам ветеранов, предусмотренных на жилье для атовцев среди внутренне перемещенных лиц.
Это должно способствовать притоку квалифицированных кадров в регион. В этом концепте еще нарабатывается механизм реализации. Напомню, что предоставлено более 5 миллиардов для Министерства по делам ветеранов, предусмотренных на жилье для атовцев среди внутренне перемещенных лиц.
— Стоит ли вынужденным переселенцам рассчитывать, что в нынешнем году найдется финансирование на существующие государственные жилищные программы, в частности, «Доступное жилье» и 70/30 — софинансирование государственного и местного бюджетов?
— Да, конечно, в госбюджете предусмотрено финансирование жилищных программ для внутренне перемещенных лиц.
В частности, на нынешний год запланировано 113,6 млн грн субвенции госбюджета местным бюджетам в рамках программы 70/30, где 30% финансируется из местного и 70% — из государственного бюджета. На эти средства планируется пополнить фонды временного жилья для внутренне перемещенных лиц на 342 объекта недвижимости. А это более 1000 человек. Эти средства направят в 94 громады, из которых больше всего профинансируют громады подконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей.
В частности, на нынешний год запланировано 113,6 млн грн субвенции госбюджета местным бюджетам в рамках программы 70/30, где 30% финансируется из местного и 70% — из государственного бюджета. На эти средства планируется пополнить фонды временного жилья для внутренне перемещенных лиц на 342 объекта недвижимости. А это более 1000 человек. Эти средства направят в 94 громады, из которых больше всего профинансируют громады подконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей.
Мы также рассчитываем на помощь в решении жилищной проблемы от правительств стран-партнеров — Германии, Канады, США, Великобритании. Например, мы ведем переговоры с Турцией о строительстве 500 квартир для крымских татар, а также участников АТО/ООС среди внутренне перемещенных лиц.
Есть достаточно амбициозные планы в этом направлении. Конечно, несмотря на ограниченные финансовые ресурсы государства, мы все же рассчитываем максимально форсировать решение жилищного вопроса. Это наш приоритет.
— Еще в мае 2021-го парламент принял Закон о военных преступлениях. По оценкам экспертов, этот закон имеет большой запрос у общества, поскольку может хотя бы частично закрыть потребность в справедливости, что как минимум является логичным шагом для страны, в которой 8 лет идет война. Однако Президент до сих пор не подписал этот закон. С чем, по Вашему мнению, это может быть связано, и действительно ли необходим этот документ?
— Еще находясь в статусе народного депутата, я голосовала за этот закон, несмотря на некоторые его недостатки, которые, очевидно, и стали камнем преткновения. В частности, звучат опасения, что этот закон может обернуться определенным образом против защитников Украины, чей юридический статус в то время еще не был урегулирован.
Считаю, что этот закон нужен, но после необходимой доработки.
Считаю, что этот закон нужен, но после необходимой доработки.
— Как Вы оцениваете работу в должности министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Вашего предшественника Алексея Резникова?
— Алексей Резников многое сделал для Министерства. Мы одна команда.
Он положил начало неотложным инициативам, которые мы сейчас продолжаем. В частности, Алексей Резников немало сделал в плане разработки профильных законопроектов и стратегий.
Он положил начало неотложным инициативам, которые мы сейчас продолжаем. В частности, Алексей Резников немало сделал в плане разработки профильных законопроектов и стратегий.
– «Восточный Вариант» ввел новый для востока Украины формат «журналистика решений», призванный находить полезные и действенные решения для региона. Скажите, какие Вы видите полезные решения для Донбасса в контексте реинтеграции? И как они должны работать?
— Во-первых, многое можно сделать в плане усовершенствования нормативно-регуляторного поля. То есть просто менять правила так, чтобы гражданам становилось легче и комфортнее. Здесь нужно знать реалии «на земле», слышать людей. Например, недавно Правительство отменило обязательную установку приложения «Вдома» при пересечении КПВВ. Это конкретный маленький шаг, облегчивший жизнь людей. Я верю в «реинтеграцию уже сейчас» и в стратегию «много маленьких шагов».
Во-вторых, государство должно создать условия для приоритетного экономического развития региона. То есть речь идет об определенных прямых и косвенных льготах, которые будут способствовать инвестициям и созданию здесь рабочих мест.
Ускоренное развитие в новой экономической парадигме является основой долгосрочной реинтеграции Донетчины и Луганщины. Сейчас работаем над первым пакетом законопроектов по этой теме.
Ускоренное развитие в новой экономической парадигме является основой долгосрочной реинтеграции Донетчины и Луганщины. Сейчас работаем над первым пакетом законопроектов по этой теме.
В-третьих, это инфраструктурные проекты на средства международных доноров. Например: проект «Вода Донбасса», новый железнодорожный путь в Луганской области, жилье для внутренне перемещенных лиц. Роль Министерства состоит в том, чтобы мобилизовать и направить максимально возможный объем международных финансов в инфраструктурные инвестиции.
Так что мое видение таково: как можно больше средств на инфраструктуру, больше рабочих мест, устранение различных регуляторных преград для облегчения жизни людей здесь и сейчас.
— Люди с оккупированных территорий читают наше издание, а потому в заключение интервью, что бы Вы могли сказать от имени профильного министерства людям, проживающим на оккупированной территории? Какие главные месседжи Вы хотели бы донести до них?
– Мой месседж им: Ваша земля — это Украина. Ваше государство — это Украина! Мы будем вместе!
Так что мое видение таково: как можно больше средств на инфраструктуру, больше рабочих мест, устранение различных регуляторных преград для облегчения жизни людей здесь и сейчас.
— Люди с оккупированных территорий читают наше издание, а потому в заключение интервью, что бы Вы могли сказать от имени профильного министерства людям, проживающим на оккупированной территории? Какие главные месседжи Вы хотели бы донести до них?
– Мой месседж им: Ваша земля — это Украина. Ваше государство — это Украина! Мы будем вместе!
8180