Welcome to Hollywood. Как в мире справляются со "шлаковыми проблемами", и что не так в Мариуполе
Море, пляж и… гора шлака. Это сегодняшние реалии современной столицы Приазовья. В чем опасность и как можно спасти ситуацию — в подробном разборе Восточного варианта
В Мариуполе есть три крупные шлаковые горы. Одна в поселке Сартана в балке Грековатая, еще одна расположена посреди города, на улице Макара Мазая. Но, конечно, самая известная среди них — азовстальская.
У всех приезжих, да и у многих местных вызывает много вопросов ее месторасположение. Мол, кому вообще показалось хорошей идеей размещать шлак на берегу моря, возле которого любят отдыхать горожане? Все эти отвалы — отходы производства металлургических комбинатов, входящих в структуру компании «Метинвест».
«Восточный вариант» узнал, какие практики применяют в мире и реализуемы ли они в Украине.
Рождение легенды
Металлургический завод «Азовсталь» основали в 1933 году и почти тогда же появились шлаковые отходы. Поначалу на берегу моря они были не слишком заметны. В 1960-х шлаки от доменного производства начали перерабатывать в строительные материалы. А затем переработку расширили и начали выпускать шлаковые гранулы, минеральную вату, пемзу и так далее. Позднее из мартеновских шлаков освоили производство фосфатных удобрений. В конце концов наладив пути сбыта, удавалось перерабатывать большую часть отходов.
Если сравнивать 1970-е годы с сегодняшней картиной визуально, то видно, что гора заметно выросла. Но точных данных о ее высоте на сегодняшний день нет.
В 2019 году «Метинвест» решил складировать шлак на новом месте — в балке Грековатая в поселке Сартана. По проекту полигона должно хватить на 13 лет.
Ильичевская шлаковая гора на улице Макара Мазая считается самой старшей. Она начала расти более ста лет назад, когда ильичевцы и азовмашевцы вагонетками свозили сюда отходы литейных, доменных и мартеновских цехов. Позднее этот шлак решили повторно использовать в металлургическом производстве. Так началась большая шлаковая история Мариуполя.
Загораживают вид на море
Шлаковые горы не только портят пейзажи Мариуполя, но и влияют на окружающую среду. Пылевидные частицы могут загрязнять атмосферу под воздействием ветра, а в результате химических реакций в атмосферу выделяются вредные вещества.
В Мариуполе существует система экологического мониторинга — посты гидрометеослужбы, стационарные посты областного департамента экологии и городская система мониторинга. Но понять, какое именно загрязнение продуцируют шлаковые отвалы, а какие металлургические комбинаты — невозможно.
«Есть понимание организованных и неорганизованных источников выбросов. Безусловно, любые отвалы шлака, песка таких размеров имеют экологическое влияние с точки зрения взвешенных частиц. Отдельно вычленить составляющие какие-то достаточно сложно, так как источников взвешенных веществ достаточно много», — комментирует начальник управления по вопросам экологии Мариупольского горсовета Ваагн Мнацаканян.
Мариупольские экологи и экоактивисты неоднократно заявляли: шлаковая гора меняет экосистему Азовского моря, из-за чего происходит значительное заиливание морского дна.
Город обратился к французским экспертам компании Beten Ingénierie, чтобы узнать причину заиливания.
«Они предоставили отчет о первом этапе и ждут обратной связи. После всех этих исследований эксперты должны сделать заключение относительно того, какая причинно-следственная связь заиливания и что мы можем сделать. По тем встречам, что у нас были, мы понимаем, что в основном эти явления носят природный характер из-за изменения направления ветра, который мы наблюдаем повсеместно», — говорит Мнацаканян.
Но более точный ответ он может дать после заключения французских экспертов.
Рост быстрее, чем спрос
Несколько лет назад меткомбинаты стали бесплатно отдавать шлак мариупольским коммунальным предприятиями для строительства дорог в Мариуполе и окрестных поселках. Но этого недостаточно, чтобы утилизировать весь шлак. Отвалы растут и неизвестно, хватит ли полигона в балке Грековатой или через несколько лет «Метинвест» выберет новое место для новой горы.
По словам Мнацаканяна, сейчас идет работа над стратегией Мариуполь-2030, в которой должны утвердить новую экологическую программу. В ней коснутся и вопросов производственных отходов.
«Пишутся конкретные проекты, за которые отвечают соответствующие предприятия — коммунальные и некоммунальные. Это будут обязательства, которые все на себя возьмут», — говорит начальник экологического департамента.
Но на самом деле Стратегия развития города носит рамочный характер. Это просто перечень конкретных действий, которые хорошо было бы сделать для улучшения жизни в городе. За его невыполнение частные комбинаты вряд ли понесут наказание. Тем более, они уже не единожды проваливали экологические обязательства.
Что общего у пляжей Мариуполя и Франции?
Украина — не единственная страна, в которой есть проблема шлаковых отвалов.
К примеру, на берегу Дюнкерка, французского города-порта одновременно располагаются песчаные пляжи и металлургический завод «АрселорМиттал». А рядом с заводом — крупные шлаковые отвалы.
В 2016 году ирландская цементная компания захотела вложить 30 миллионов евро в производство по измельчению металлургического шлака.
Через два года после этого уже французская компания LafargeHolcim решилась инвестировать 3,5 миллиона евро для строительства новой установки на своём клинкерно-шлаковом заводе, который работает с 2012 года. Проект успешно реализован. Но по спутниковым снимкам на карте видно, что хотя переработку начали почти 10 лет назад, горы все еще остались, хоть и заметно уменьшились.
Кстати, именно опыт Дюнкерка, по словам Мнацаканяна, рассматривают французские эксперты, как основу для Мариуполя. К нему же апеллировали и специалисты «Метинвеста».
В другом французском городе у пролива Па-де-Кала по огромной шлаковой горе пролегает туристическая тропа города Ланс. Туристам буквально нужно по ступеням взобраться на вершину шлаковой горы.
Правда, она состоит из отходов угольного производства, поэтому скорее похожа на терриконы Донбасса.
Несколько десятков терриконов составляют огромный туристический маршрут и входят в крупный заповедник. А в самом городе Ланс продают торты в виде черных гор из промышленных отходов, как местный гастрономический сувенир.
Более того, ЮНЕСКО включил шлаковые отвалы в список мирового наследия наряду с Великой китайской стеной и египетскими пирамидами. Это решение с удивлением восприняли во многих мировых СМИ. В ЮНЕСКО объяснили, что объектам не обязательно быть красивыми, важно иметь большую значимость для человечества.
Но в Мариуполе такое невозможно. Вокруг шлаковой горы расположен «Азовсталь», который пока что вряд ли удастся превратить в зеленую заповедную зону.
Впрочем, есть и менее успешные истории. Например, в уэльском городе Рексхэм после закрытия шахты в 1986 году вблизи осталась крупная гора с отработанной породой. С 2010 года местная компания Bersham Glenside Ltd должна была вывезти отвалы для переработки в другое место. Проект планировали закончить к 2012 году, но этого не случилось.
В 2015 году компании продлили разрешение и позволили отодвинуть сроки проекта, но спустя шесть лет гора все еще остается на своем месте. Сейчас она стала уже частью местного ландшафта и местные жители даже полюбили ее.
Как решать вопрос шлаков?
Ваагн Мнацаканян приводит в пример еще и опыт Германии на меткомбинате в городе Зальцгиттер.
«У них вывоз шлака расписан на несколько недель вперед. Строители стоят в очереди за этим шлаком, почему, потому что есть четкая законодательная норма, что при наличии техногенного сырья необходимо использовать его, а не природное сырье из карьеров и природных источников», — говорит директор департамента экологии.
А украинский закон, по его словам, позволяет вольно использовать любые ресурсы.
«В Советском Союзе 40% цемента изготавливалось из металлургических шлаков, как основного сырья. Это ценный материал, потому что уже прошел термическую обработку и для будущей переработки нужно уже меньше затрат тепла», — комментирует заведующая кафедрой экологической безопасности Государственной экологической академии последипломного образования и управления Анна Выговская.
Но шлак шлаку рознь и пробы с одной горы могут существенно различаться по составу. Не весь он подходит для строительства дорог.
«Перед тем, как использовать шлак, нужно изучить его химический, гранулометрический и компонентный состав. В шлаковых отвалах может быть все что угодно. Особенно, если он давно лежит», — добавляет Выговская.
Такие исследования поднимают стоимость переработки шлаков, который сам по себе недорог.
Если же кто-то захочет перерабатывать шлак в другом месте, то ценник и вовсе может получиться золотым. Тем не менее, в конце мая директор Мариупольского морского торгового порта Игорь Барский в своем интервью изданию «Порты Украины» сообщил, что порт вот-вот должен начать отгрузку металлургического шлака, чтобы отправлять его на экспорт.
«Мы давно с ним не работали, и эта программа, по предварительным оценкам, даст нам около 300 тыс. тонн до конца года», — сказал Барский.
И, судя по интервью, в городе в течение двух лет должны построить специальную бетонную дорогу к порту.
Часто говорят об озеленении шлаковой горы, но на это потребуются годы, если не десятилетия.
Как объясняет заведующий кафедрой рационального природопользования и охраны окружающей среды Мариупольского государственного университета Геннадий Черниченко, просто засыпать шлак землей и высадить там деревья — недостаточно.
«Озеленяют терриконы, которым уже больше ста лет. Прежде нужно изучить химический состав этого шлака, определить, что содержится в воде, которая растворяет химические элементы, находящиеся в шлаке. Разобраться, благоприятствует ли это росту растений. Если нет, то как не старайся, ничего там расти не будет», — считает профессор Черниченко.
Анна Выговская же вовсе не видит смысла в озеленении: «Теоретически можно, но зачем, если это ценный материал».
Депутат мариупольского городского совета и экоактивист Максим Бородин считает, что вряд ли азовстальскую гору уже можно разобрать, для нее скорее выберут стратегию озеленения.
«Шлак имеет свойство затвердевать. Учитывая сколько времени шлак складировали, то он в нижних слоях — это уже фактически сплошная плита. Верхние слои, которые ещё промываются — другая история, но большую часть, наверное, только взрывать. Но опять же, насколько реально взрывать гору недалеко от жилого сектора?», — говорит Бородин.
В «Метинвесте» создали пробный макет озеленения шлаковой горы. Он стоит на входе в меткомбинат имени Ильича. Это небольшое сооружение наглядно демонстрирует, как можно провести гидроизоляцию и озеленить гору, изолируя при этом природный грунт от шлака. Правда, макет размером всего пару метров, а вот настоящие горы в десятки раз больше. Понятно, что если взяться за реализацию этого проекта на реальной горе, придется потратить гораздо больше ресурсов. Вопрос в том, пойдет ли на это «Метинвест»?
Нужен закон
Ответственность за промышленные отходы должны принять на законодательном уровне, считает Максим Бородин. Проще говоря, государству нужно сделать так, чтобы складировать шлак было дороже, чем его перерабатывать. Сейчас, по его словам, за три шлаковые горы «Метинвест» платит около 5 миллионов гривен, а если бы платил в десять раз больше, то его руководство задумалось бы о переработке.
«Нужно иметь политическую волю со стороны президента и его фракции. Тогда можно внести изменения в законы и в налоговый кодекс. Чтобы стимулировать загрязнителя не собирать шлак, а перерабатывать. Это можно делать и сейчас, просто это стоит денег. А крупный бизнес в Украине нацелен на то, чтобы заработать как можно больше денег, а социальная ответственность — уже побочный продукт. Поэтому если не будет со стороны государства нормального противовеса своеволию, то ничего не поменяется», — считает депутат.
Он также добавляет, что никаких промежуточных решений для подобных отвалов нет. Например, для орошения гор водой понадобится огромное количество ресурсов.
«Вода будет просачиваться вниз и формировать отстойники химические. Куда ее потом девать? То есть, нам рассказывают, что они ее используют. Но что там происходит реально, мы можем только догадываться. Заводы уже ловили на страшных вещах и они все равно бесконтрольно продолжаются. Поэтому тут только или утилизация, или рекультивация. Третьего не придумали», — комментирует Бородин.
Креативный подход
Пока что об утилизации или рекультивации шлаковых гор мариупольцы только слышат. Показательных результатов нет, да и судя по размеру гор, видны они будут еще нескоро, даже если начать перерабатывать шлак прямо сегодня и в промышленных масштабах.
Есть ли временное решение, которое пусть и не полностью избавит Мариуполь от «шлачки», но сделает ее хотя бы привлекательной «изюминкой» города?
В конце 2018 года во время арт-резиденции «З.міст:Ідентичність» 13 молодых художников и художниц из разных городов Украины приехали в Мариуполь в поисках новых идей для города. Один их них предложил интересную идею — превратить мариупольскую гору в Голливудские холмы, которые станут фотозоной для жителей и гостей города.
Вот так выглядит визуализация одной из его идей.
В общем, у Мариуполя есть несколько путей для решения проблемы шлаковой горы, но в Украине не хватает законов, чтобы обязать промышленность убирать за собой. И хотя мелкие шаги делаются, но их пока что недостаточно. Горы лишь растут, а не уменьшаются. И, похоже, с некоторыми из них мариупольцам придется соседствовать вечно. Но у новых отвалов еще есть шансы пригодиться в строительстве дорог или производстве цемента.