Пережили три эвакуации: история спасения Луганского драмтеатра
В Северодонецке рашисты разрушили перемещенный из Луганска украинский музыкально-драматический театр. Пострадали помещения и имущество, а вот жажда работы у артистов с Луганщины несокрушимая. «Восточный вариант» рассказывает историю театра, которая не менее драматичная, чем его спектакли.
По данным Министерства культуры и информационной политики, 388 культурных памятников подверглись разрушениям за время полномасштабного российского вторжения. В частности, в Луганской области пострадали 60 заведений культуры и исторических памятников: 14 из них разбиты полностью, еще 47 получили серьезные повреждения. Большинство зданий разрушены на 70-90 процентов.
Одним из символов преступлений россии не только против культурного наследия, а главным образом против человечности, стал авиаудар по Мариупольскому драмтеатру. Такая же участь постигла и Луганский областной украинский музыкально-драматический театр, который с 2014 года базируется в Северодонецке: в июне 2022 года его целенаправленно обстреляли оккупанты.
«Восточный Вариант» поговорил с директором и художественным руководителем театра Сергеем Дорофеевым о переезде в Северодонецк, работе в молодом коллективе и склонности украинского драмтеатра к экспериментам.
«Нам некогда было играть, а было когда ставить»
В 2021 году Луганскому областному украинскому музыкально-драматическому театру исполнилось 80 лет, из которых он трижды пережил эвакуацию. Созданный в августе 1941 года для обслуживания Закавказского фронта во время Второй Мировой войны, театр сначала базировался в Харькове, который впоследствии, в октябре, был оккупирован. Лишь в 1944 году творческий коллектив перевезли в Луганск, тогдашний Ворошиловград.
В советское время Луганский украинский театр не имел своего помещения и работал вместе с театром русской драмы: одну неделю показывали украинские спектакли, другую неделю — российские. Это продолжалось вплоть до провозглашения независимости. В свободной Украине Луганский украинский муздрам получил собственное здание на улице Оборонной и быстро стал любимым драмтеатром для луганского зрителя.
«Когда говорят, что Луганск русскоязычный, вразрез этому можно сказать, что Луганский украинский театр был намного популярнее Луганского российского театра», — утверждает нынешний директор и художественный руководитель Луганского украинского музыкально-драматического театра Сергей Дорофеев.
Так продолжалось до 2014 года. После временной оккупации Луганска и части Луганской области квазиобразованием «лнр», на подконтрольную Украине территорию Луганщины переместились только 6 учреждений культуры. Среди них был и Луганский украинский музыкально-драматический театр в составе директора, бухгалтера и одного актера.
«Другие областные театры — русский театр и кукольный театр — остались на оккупированной территории. Более того, в оккупации осталась и третья часть нашего коллектива. Часть поехала в россию, другая часть разъехалась по территории Украины», — вспоминает Сергей Дорофеев.
Новым домом для театра стал город Северодонецк. К тому времени в городе существовал муниципальный театр, подчинявшийся городскому бюджету. Но в том же 2014 году из-за финансовых сложностей местные власти приняли решение о его закрытии. Бывшее помещение местного театра резвилось, и в июле 2015 года его вернули по назначению, но уже театру-переселенцу.
По словам директора Луганского театра Сергея Дорофеева, многие люди объединяли эти события, которые никак не связаны между собой:
«Процесс ликвидации северодонецкого театра начался еще в январе 2014 года, когда речь не шла о войне. А наш театр переехал в Северодонецк только в декабре. Мы финансируемся из бюджета области, которая содержала театр все эти годы, и до сих пор продолжает это делать».
Здание, которое получил Луганский украинский театр в наследство от предшественника, представляло собой полуразрушенное помещение, с протекающим потолком и дырками в полу: в 2001 году в театре произошел пожар и выгорел зрительный зал. Коллектив театра мог там только создавать представления, но показывал их на сцене Дворца культуры. В связи с этим возникали определенные трудности в работе: фактически отсутствует возможность репетировать перед спектаклем и ограниченное количество показанных спектаклей — до 5 в месяц.
«Сцена Дворца культуры была постоянно занята: это была единственная сцена города и центральная сцена области того времени, все события происходили там. Но есть и положительный момент: с 2015 по 2016 год мы поставили 12 спектаклей, когда другие украинские театры готовят до 8 премьер в сезон. Нам не когда было играть, а было когда ставить», — смеется Сергей Дорофеев.
Несмотря на сложные условия работы, труппа театра постепенно увеличивалась. Когда Сергей Дорофеев пришел на должность директора театра в октябре 2015 года, коллектив насчитывал менее 10 актеров: один актер, выехавший из Луганска, три актрисы северодонецкого театра, которые вместе с руководительницей театра не выехали в россию с началом войны, и несколько молодых актеров, работавших всего пару месяцев. Тогда новоназначенный директор решил обзвонить ранее работавших в Луганске артистов и с войной выехавших на подконтрольную Украине территорию, пригласить их на работу. Удалось уговорить и многолетнего главного режиссера Луганского украинского театра Владимира Московченко вернуться в свой родной театр.
«Так о нас пошла огласка и среди актеров, и среди режиссеров. В труппе театра появилось несколько семейных актерских пар, выпускники художественных вузов. Режиссеры из разных уголков Украины начали приезжать и делать на сцене Луганского муздрама свои постановки», — с гордостью рассказывает Сергей Дорофеев.
В конце концов усилия коллектива по восстановлению театра не остались незамеченными, и в 2016 году местные власти приняли решение о капитальном ремонте здания. Продолжался этот ремонт ровно год. Теперь Луганский украинский театр мог похвастаться не только соответствующим внешним видом, который зрители называли «очень театральным», но и сценой, оснащенной профессиональным световым и звуковым оборудованием.
«Рядом с театром находился небольшой сквер. Мы работали с ландшафтным дизайнером и поставили задачу, чтобы что-то постоянно цвело, начиная с весны и до поздней осени. И это удалось сделать. Это был как оазис в пустыне, потому что Северодонецк стоит на песке», — добавляет директор и художественный руководитель театра.
«Украинский театр склонен к экспериментам»
Луганский украинский музыкально драматический театр в Северодонецке можно назвать универсальным театром. Чтобы удовлетворить зрителей разной возрастной категории, труппа драмтеатра исполняла представления в жанре документального и современного театра, ставила и классику, и современную драматургию.
«Среди других удачных представлений, могу отметить спектакль “І все-таки я тебе зраджу” о жизни Леси Украинки в постановке Вероники Златоверхой. Это не стандартная история о Лесе, многострадальной женщине, о которой нам рассказывали в школе и книгах, а о женщине, которая любила, мечтала, у которой была жизнь вне поэзии», — делится директор и художественный руководитель театра Сергей Дорофеев.
Создавал коллектив театра и инклюзивные проекты, тесно сотрудничая с областной организацией лиц с инвалидностью.
«Показывали один из наших самых популярных спектаклей “Ніч на полонині” с привлечением переводчика жестового языка. Пригласили людей со всей области с нарушениями слуха. Были некоторые люди старше 50 лет, впервые побывавшие в театре. И это для них было невероятное событие», — растроганно рассказывает Сергей Дорофеев.
По мнению Сергея Дорофеева, такая готовность к экспериментам и современный подход объяснялась молодым составом команды театра:
«По состоянию на 2022 год сформировалась мощная команда из 120 человек, средний возраст которой — 28-30 лет. Мы старались делать универсальную труппу, чтобы все умели все делать: и петь, и танцевать. Если в 2016 году нас пригласили на самый большой международный фестиваль «Мельпомена Таврии» в Херсоне, как театр-переселенец, чтобы поддержать, то уже в следующем году мы поехали на общих условиях».
Важным в этом процессе директор и художественный руководитель театра считал и фактор языка:
«Если сравнивать украинский и российский театр, то российское энергетически тормозит развитие и я не шучу. Украинский театр склонен к поискам, экспериментам, он, развиваясь, способен дать качественный продукт. Даже в самой российской драматургии слишком много пафоса, неискренности».
Уже в 2022 году театр имел постоянную публику не только среди северодончан: приезжали жители Лисичанска, Рубежного, Краматорска, других городков Луганщины и Донбасса.
«Люди заказывали автобус, раньше времени выкупали билеты. Мощным толчком для новых ценителей театра стала организация нами собственного всеукраинского театрального фестиваля “Світогляд”. В общей сложности театр посещали ежегодно примерно 20-25 тысяч зрителей», — констатирует директор и художественный руководитель Луганского украинского театра.
«После ремонта здания мы успели отработать более 40 премьер, побывать в 15 областях Украины и в Польше, принять участие в более чем 20 театральных конкурсах», — заключает Сергей Дорофеев.
Полномасштабная война: от эвакуации до создания театрального фонда
По словам Сергея Дорофеева, они с коллективом заранее обсуждали свои действия в случае полномасштабного наступления россии на территорию Украины.
«Я предложил сделать план, как мы сможем за 10 минут оповестить всех наших о том, что нужно срочно эвакуироваться. И этот план сработал: когда 24 февраля начались обстрелы, за 10-15 минут все знали, что необходимо срочно принимать решение, уезжать или нет», — вспоминает тот день мужчина.
Заблаговременно был продуман и план эвакуации коллектива: за неделю до вторжения Сергей Дорофеев согласовал с директором Львовского областного театра имени Юрия Дрогобыча, что часть труппы может поехать туда. В отличие от 2014 года, в 2022 году 99% коллектива театра выехали на свободную территорию Украины.
«24-го я позвонил по телефону Николаю Игнатенко и сказал, что мы едем к ним. Есть и сейчас часть оставшихся в Дрогобыче людей, они живут в общежитии музыкального училища и волонтерят в театре: готовят еду для фронта, принимают участие в спектаклях для переселенцев и военных», — рассказывает директор и художественный руководитель театра.
Другая часть коллектива, вместе с Сергеем Дорофеевым, оказалась в Днепре. Идея поехать в этот город пришла в голову мужчине, потому что там живет его родная сестра. Затем директор Днепровского театра узнал о труппе из Северодонецка и предложил им переночевать в их театре. Там актеры и поселились, пока не нашли собственное жилье.
Еще трое сотрудников театра служат в рядах ВСУ. Для того чтобы эффективно им помогать, коллектив даже создал внутритеатральное волонтерское движение, которое собирает деньги и покупает все необходимое: обувь, другую амуницию для фронта. Сейчас «театральный благотворительный фонд» поставил себе амбициозную цель: приобрести еще один автомобиль для подразделения, в котором служит их коллега. И для этого обратились за помощью к своим зрителям.
“Когда ты помогаешь одному военному, то уже начинаешь помогать и всему подразделению, в котором он служит, а там проблемы шире”, — объясняет Сергей Дорофеев.
Недавно стало известно, что здание Луганского театра в Северодонецке разрушили оккупанты: российский пленный военный на допросе признался, что одной из его целей был именно театр. Это подтверждено и съемками с дрона.
«На видео в интернете видно, что театр уже без крыши. Правдами и неправдами через знакомых нам удалось узнать, что театр полностью выгорел. Почти вся материально-техническая база осталась там», — с грустью констатирует Сергей Дорофеев.
Снова оставшись без дома, на время войны театр планирует обосноваться в одном из городов Украины. Как говорит Сергей Дорофеев, уже есть договоренности по помещению. Но коллектив Луганского украинского музыкально-драматического театра не теряет надежды после победы вернуться на свою Родину, в родной Луганск. Здание украинского театра там еще сохранилось и ждет своих законных владельцев.
Фото предоставлены Луганским областным украинским музыкально-драматическим театром, фотографы А. Ковалев, А. Плаксин, К. Скоморох