
"Заходили без спросу в дома, угрожали расстрелом". Рассказ девушек, которые вырвались из оккупации
Оля и Альбина меньше недели как смогли выбраться из российской оккупации. Их родное село на границе Донецкой и Харьковской областей все 8 лет войны россии против Украины поддерживало ВСУ. К сожалению, в конце февраля его захватили рашисты. Как девушкам удалось выехать на свободную территорию и что довелось пережить — узнал “Восточный вариант”.
Уехали из Харькова. Оказалось, что в оккупацию
Мы сидим во львовской квартире, пьем чай и смеемся. Трудно поверить, что ещё несколько дней назад две девчонки, которым едва исполнилось по двадцать лет, пробирались через блокпосты российских оккупантов, чтобы выехать на свободную и относительно безопасную украинскую территорию.
Меньше недели назад Оля и Альбина ещё были у себя дома в селе на границе Харьковской и Донецкой областей, где хозяйничают сейчас российские солдаты. Их село (название не указывается из-за вопросов безопасности — авт.) на протяжении восьми лет помогало ВСУ и имело репутацию процветающего хозяйства.
Но в конце февраля здесь появилась российская армия.

“Мы приехали домой из Харькова 24 февраля, потому что думали, что так будет безопаснее.
Но через три дня через село начали проезжать колонны россиян, которые двигались в сторону Изюма.
Потом, 28 февраля, у нас все-таки остановились “русские”.
Техники было около ста единиц. Связь полностью была заглушена уже 9 марта”, — вспоминает Оля.
Первым делом захватчики ворвались в сельсовет. Сорвали украинский флаг, сказали, что у них такой приказ. Забрали все документы, жесткие диски из компьютеров. Видимо надеялись получить информацию, связанную с многолетней помощью администрации села военным.

“Потом они пошли в магазин, продавцы закрылись изнутри.
Но солдаты выбили стекла в окнах, тогда им все-таки открыли.
Пытались расплатиться рублями, но их деньги не брали. Тогда расплачивались долларами”, — рассказывает Альбина.
На следующий день был обход домов.
“Заходили к нам, спрашивали обогреватели. В соседний дом заходили, там пожилые люди живут, купались в душе. То есть разрешения не спрашивали, просто зашли и объявили, что им нужно помыться”, — рассказывает Оля.
Родное село девушек переносит пребывание там оккупантов относительно спокойно. В соседних оккупированных населенных пунктах всё намного хуже. Там оккупанты искали участников АТО. Девушки рассказывают, что таких находили и, надев на головы мешки, уводили в неизвестном направлении.

“Там у местных отбирали ружья, у охотников. Угрожали расстрелом руководителю села. Уничтожили всех фермерских животных — кролики, свиньи, коровы. Говорили, что будут раздавать как гуманитарку, но естественно все оставили себе. Еще там россияне устроили позиции, окопались. Сделали вертолетную площадку… В том селе до сих пор есть огромная братская могила”, — рассказывают девушки.
Пришло время эвакуации
Девушки пробыли в селе 44 дня. И все это время почти каждый день шли огромные колонны российской техники в сторону Изюма. Некоторые останавливались, некоторые проезжали мимо.
Решили эвакуироваться, когда объявили официальные гуманитарные коридоры. Эвакуировались своим ходом, на машине родственников. В основном молодежь и дети, родители остались там.
“Решили уезжать, потому что поняли, что в ближайшее время это не закончится и ждать нам нечего. Нужно было выбираться и планировать будущее”, — рассказывает Оля.
Когда приняли решение уезжать, появилась проблема. Обычной дорогой ехать нельзя было, потому что на том участке были активные бои.

Пришлось ехать в сторону Купянска. Потом назад через Лиман, Славянск, Краматорск. Делали крюк 200 километров. Решили ехать через Купянск, потому что там меньше российских блокпостов. Была ещё возможность ехать через Балаклею, но там блокпостов оккупантов намного больше.
“На своих блокпостах россияне очень тщательно проверяют телефоны. Часто их отбирают. Даже если у тебя в телефоне нет ничего подозрительного, могут просто сказать, что теперь твой телефон их — и ты ничего с этим не сделаешь. Нам повезло, на блокпостах с нами нормально обращались, но это скорее исключение”, — рассказывает Оля.
В итоге девушки благополучно добрались до Львова, где их приютила подруга. Ближайшие планы — ехать за границу, в Финляндию.
“Дома остались родственники, там сейчас сложно. Хотим найти работу, чтобы хоть как-то помогать родным”, — говорят девчата.

Ежедневно украинцы покидают страну в надежде найти за границей безопасность и уверенность в завтрашнем дне. И хоть за последнее время все больше возвращается назад, пограничные пункты в сторону Европы пересекают десятки тысяч людей. Только в Польшу за один день, 15 апреля, выехало 22 тысячи человек.
Двум девушкам из села на границе Харьковской и Донецкой областей повезло, они смогли вырваться невредимыми. Но сколько ещё людей находится в оккупации и под постоянной угрозой со стороны врага? Сейчас у них возможности строить планы. Есть только надежда на скорое освобождение победу украинской армии.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.