
Бизнес-гранты получают даже заводы: как Крамтехцентр смог выйти из кризиса и сохранить рабочие места
С середины 2014 года в восточных регионах Украины стали реализовываться проекты, инициируемые международными финансовыми донорами. Участие в международных программах приняли как начинающие бизнесмены, так и уже существующие предприятия.
Как правило, в Донецком регионе финансовую помощь получают мелкие самозанятые предприниматели. Производство сыров, и других продуктов питания, пошив одежды и другие.
Однако это не исключает, того, что грантовые средства получают и относительно крупные предприятия, работающие в тяжёлой промышленности, в машиностроении. В числе последних — производитель конвейеров, дезинтеграторов и другого нестандартного оборудования — предприятие “Крамтехцентр”.
“То, что нам удалось удержаться, противоречит всем законам логики и природы”

Машиностроительный завод "НПП Крамтехцентр" основал в 1999 году предприниматель Сергей Коротун, который трагически погиб в 2018-м.
После его смерти, место директора предприятия занял сын бизнесмена Максим Коротун, который и рассказал об опыте сотрудничества завода с Программой развития ООН.
Благодаря этой программе предприятию удалось не только удержаться на плаву в 2014 году, но нарастить объемы промышленного производства.
Программа развития Организации Объединенных Наций — это глобальная сеть ООН в области развития. Она предоставляет доступ к источникам знаний, практическому опыту и ресурсам в целях содействия улучшению жизни населения. ПРООН работает в 166 странах.
С 2015 года Программа развития ООН в Украине оказывает финансовую (или грантовую) помощь микро-, малому и среднему бизнесу, пострадавшему от конфликта. За это время программу поддерживали четыре международных донора: правительства Японии, Польши, Великобритании и Чехии.
Стоит отметить, что лишь за первую половину текущего года предприниматели Донецкой области получили почти 3 миллиона гривен финансовой помощи от ПРООН.

"Если говорить об отечественном рынке, то здесь мы работаем с предприятиями металлургического горнодобывающего комплекса, такими как Метинвест, ДТЭК, АрселорМиттал и другие", — рассказывает Максим Коротун. — "В 2014 году на оккупированных территориях мы потеряли порядка 70% заказчиков, а прибыль предприятия сократилась до 30 % и пришлось думать не только о том, чтобы сохранить производство, но и о том, чтобы сберечь сотрудников. В Европе, например, при таких условиях бизнес останавливают, без возможности подняться. То, что нам удалось удержаться, как мне кажется, противоречит всем законам логики и природы".
Неблагоприятные факторы

Что касается зарубежных партнеров, то до войны “Крамтехцентр” сотрудничал с Россией и Беларусью. От сотрудничества с Россией сразу отказались. Это не было критической потерей, так как партнерство с РФ составляло небольшую часть оборота. Больше на экономике предприятия отразился спад гривны и общее снижение покупательской способности заказчиков.
Плюс ко всему, часть сотрудников разъехалась в более безопасные места, а часть заказчиков отказалась от сотрудничества, аргументируя это тем, что вести бизнес в зоне конфликта слишком рискованно. Таким образом, предприятие фактически оказалось “у разбитого корыта”, но вопрос о том — сворачивать производство или попытаться его сохранить — даже не стоял, вспоминает наш рассказчик. В том, что “Крамтехцентр” должен продолжать работать его учредители ни секунды не сомневались.

Бесценный опыт сотрудничества с международными организациями
Изыскивая возможности для сохранения предприятия, его тогдашний директор Сергей Коротун заявился на участие в программе развития ООН. После победы в конкурсе “Крамтехцентр” выиграл около 200 тысяч гривен, которые пошли на модернизацию станков.
“Я расцениваю это, как бесценный опыт сотрудничества с международными организациями. Это был наш первый грант и он был полезен в смысле накопления новых навыков. Сейчас мы участвуем в новой грантовой программе другого иностранного фонда. Она длится уже год”, — продолжает Максим Коротун. — “Что касается значимости таких проектов для среднего бизнеса Донбасса, то, по моему мнению, работа таких фондов у нас — это определенная гарантия прозрачности бизнес-процессов и сохранения юридической защищенности. Пока они находятся у нас в регионе, пока они занимаются мониторингом — есть чувство сохранения неких принципов и правил европейского ведения бизнеса и подобных тенденций. Это, как бы, своеобразный механизм защиты от правового несовершенства нашего государства”.
Новые горизонты

Получив импульс к дальнейшему развитию завод постепенно адаптировался к новой реальности, сформировал новую базу клиентов и теперь сотрудничает со странами бывшего СНГ и Польшей, а также изучает возможности выхода на европейский рынок.
Сейчас на заводе работает 150 человек, из них 20 — переселенцы. Нужно отметить, что раньше трудовой коллектив “Крамтехцентра” составлял 200 человек, однако, благодаря модернизации оборудования, сокращение штата не отразилось на объемах производства. Скорее, наоборот. В 2017 году доход предприятия, несмотря на экономический кризис, вырос до 47 млн грн, что в восемь раз больше, чем в 2014 году.
“С 2014 по 2019 год объём реализации предприятия, если брать в гривневом эквиваленте, увеличился в десять раз”, — констатирует Максим Коротун. — “Правда с октября 2019-го начался общий промышленный спад, который отчасти был обусловлен общемировыми тенденциями. И ещё наметился небольшой кризис в отрасли металлургии. Свое влияние на интенсивность производства оказывает и пандемия. Но сейчас на предприятии ситуация в целом контролируемая”.
Прогнозируя дальнейшую ситуацию, директор предприятия предполагает, что 2021 год будет периодом, когда нужно будет, в первую очередь, позаботится о сохранении уже достигнутого, а не думать о дополнительном развитии. Но, если представится возможность улучшить свои позиции, отказываться от нее никто, конечно, не будет.
“Я считаю, что для того, чтобы развиваться, необходимо использовать инновационные технологии, новейшие разработки в своей отрасли. И вот одна из возможностей достичь этого - сотрудничество с международными фондами, которые сейчас активно помогают Донецкому региону вследствие войны с Россией”, — говорит бизнесмен.
Какие шаги нужно предпринять, чтобы попробовать себя в сфере бизнес-грантов?
Максим выделяет прежде всего два принципа, руководствуясь которыми можно достичь результата.
Во-первых, внимательно следить за грантовыми программами. Сейчас это просто. Есть социальные сети, есть рассылки, ресурсы самих фондов, где регулярно публикуются анонсы программ.
Во-вторых, при написании проекта предприниматель должен понимать, что цели и принципы проекта должны совпадать с целями и принципами программы, через которую он хочет получить средства.
У каждого фонда есть цель, которую он хочет реализовать через ту или иную программу. Так вот цель вашего проекта должна совпадать с задачами, которые ставит фонд.
“И в целом, многие не ввязываются в написание грантовых проектов, потому что не хотят тратить на это время. Или думают, что это нереально или очень сложно,” — добавляет Максим — “Но тут надо понимать, что важны инвестиции времени. Если правильно написан проект, то он реально поможет предприятию в долгосрочной перспективе и сделает его намного более конкурентоспособным”.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.