Конкурент мировым брендам. Как на Донетчине создают “умную одежду”
Предприниматели из Украинска, Краматорска и Бахмута объединились, чтобы создать уникальный для региона продукт. И уже планируют выйти на мировой уровень! “Восточный вариант” узнал, как будет покорять новые вершины “одежда с подогревом” с востока Украины.
Новый продукт на Донетчине
Виктор Ниманихин — из Украинска. Это небольшой городок в нескольких десятках километров от Донецка, который часто называют “умирающим”. Однако Виктору и его жене удалось развить там успешный бизнес — производство одежды.
Пошивом одежды семейная пара Ниманихиных занялась ещё в 90-х. Было время, когда производство чуть не закрылось, но предпринимателям удалось восстановить связи с поставщиками, найти новых покупателей и спасти дело.
Сейчас швейная компания VELNA из Украинска уже стала успешным предприятием. Но её владельцы не хотят стоять на месте. Они считают, что и в пошиве одежды нужно идти в ногу с современными технологиями.
Однажды Виктор прошёл тренинг по развитию межкластерных коопераций в рамках проекта USAID "Экономическая поддержка Восточной Украины".
Там он познакомился с руководителем Восточно украинского технокластера Павлом Зайцевым из Краматорска. Так возникла идея совместить одежду и IT-технологии.
“Идея витала давно. Мы на тренинге работали с предприятиями. Делили их по отраслям, на работающие и стартапы. Затем нам стало интересно развивать отдельное направление. И мы эту идею воплотили совместно с Восточноукраинским технологическим кластером”, — рассказывает Виктор.
От прототипа к конечному продукту
Также к проекту присоединилась Елена Сезоненко из Бахмута. Она представила общественную организацию “Агентство по устойчивому развитию и инновациям” из Бахмута, которая специализируется на внедрении инноваций.
Так появилась новая совместная разработка — “умная одежда”, а на Донетчине получила старт технология 4.0 — связь человека, одежды и телефона.
“Наша часть — это мобильное приложение, датчики, серверы, “облако”. В общем всё то, что делает одежду “умной”. Сейчас нами разработано два мобильных приложения, с которых можно управлять одеждой, на подходе еще одно”, — объясняет Павел Зайцев.
Пока функции умной одежды ограничиваются подогревом. В неё вшиты термодатчики, блок управления и кнопка для включения и выключения. С помощью мобильного приложения можно регулировать температуру.
Это только начало. Но и в данной, на первый взгляд, простой функции предприниматели видят широкое применение.
“Одежда может свободно выдерживать стирку. Заряда хватает на 6 часов непрерывной работы. Мы видим применение этой одежды в каких то крупных логистических центрах, в сельском хозяйстве, у силовиков. Там, где нужна функциональность”, — рассказывает Виктор.
Сейчас предприниматели ещё дорабатывают свой продукт, но со следующего года уже готовятся выходить на рынок.
“Стоимость рассчитана. Несмотря на то, что в стране постоянно растут цены на все (электричество, логистику, растаможку), мы всё равно можем сказать, что она очень конкурентоспособна по сравнению с прототипами китайских брендов”, — рассказывает Виктор Ниманихин.
Руководитель Восточноукраинского технокластера Павел Зайцев добавляет, что каждый продукт, прежде чем выйти на рынок, должен пройти несколько стадий разработки. Это идея, визуализация, разработка и испытания прототипа, а затем уже готовый продукт.
“Мы сейчас находимся на третьей стадии. Но к концу года планируем выйти на пятую, а в следующем — представить конечный продукт”, — резюмирует Павел.
Планов у предпринимателей масса, но пока свои секреты раскрывать не спешат, чтобы конкуренты не перехватили идею.
Первые образцы одежды разработчики уже представили на нескольких инновационных выставках в Киеве. И даже получили приглашение показать свой продукт в Объединенных Арабских Эмиратах в 2022 году.