"Будем защищать наши границы": как проходят тренировки теробороны в Мариуполе
«Восточный Вариант побывал» на учебном полигоне и узнал, как проходят тренировки территориальной обороны
Мариуполь, суббота, восемь утра. У здания бывшей школы стоят большие автобусы. Через пару минут в них зайдут две колонны людей — одни в военной форме, другие в штатском. Среди них мужчины и женщины.
Эти люди едут на полигон, где проходят учения с военнослужащими и резервистами. Эти люди — те, кто будет защищать украинскую землю в случае полномасштабного нападения Российской Федерации.
Среди них есть как профессиональные военные, так и работники мариупольских заводов, учителя, офисные сотрудники, водители и представители еще десятков гражданских профессий.
«Не столь важно, чем я занимаюсь сейчас. Важно то, кем я буду, если Россия нападет», — позднее ответит один из них на вопрос нашего журналиста о его работе.
Чему учат мариупольцев и каковы их личные мотивы вступления в терроборону, узнал «Восточный Вариант».
Неспокойное утро
В субботний день, который был выбран для учений, солнце светит так ярко, что кажется: какая там война, когда вот-вот уже будет весна. Но сегодня ночью жители микрорайона «Восточный», обстрелянного в 2015 году, впервые за многие годы испытали такой же страх, что и 7 лет назад.
С четырех часов ночи в соцсетях мариупольцы обсуждали грохот артиллерийских обстрелов, который вели незаконные военные формирования. Теперь его обсуждают военные и резервисты. Один из них говорит:
«Если они еще раз такое устроят, то в следующий раз на тренировку терробороны придет полгорода».
На полигоне дороги покрыты грязью, а кое-где встречаются лужи — все как в реальных полевых условиях. Это последствия пятничного дождя, накрапавшего весь день. Один из военных говорит, что если бы учения проводили вчера, было бы значительно хуже. В шеренге одобрительно посмеиваются.
Собравшихся разделяют на несколько групп — сегодня по плану сбор и разбор оружия, стрельба и правила минной безопасности. Группы строевым шагом расходятся по своим локациям.
Невидимые убийцы
На одной из них объясняют правила минной безопасности. Перед сапером-инструктором стоят три больших стенда с муляжами мин.
«Вот эти рассыпают прямо из машин. На минном поле таких больше 1500-2000 штук. Земля их впитывает в себя и скрывает», — рассказывает инструктор.
На стендах их десятки — разной формы, действия и радиуса поражения. Инструктор снова указывает на одну из них:
«Вот эта работает по такому принципу, что чем тяжелее у вас обувь, тем больше будет поражение. Если вы, скажем, в берцах, может оторвать пятку, а если в кроссовках может оторвать пальцы», — объясняет сапер.
Мины могут быть закованы в пластиковый корпус, что затрудняет их поиск с металлоискателем.
Завершив лекцию, инструктор предлагает заложить муляж мины в землю, чтобы впоследствии другая группа могла найти его так, чтобы он не сдетонировал.
«Нужно осесть и защищать это место»
Поблизости слышны выстрелы, но присутствующие даже не вздрагивают. А возле стрелкового полигона еще громче.
Несколько человек лежат на земле и стреляют из АК-47. Дальность мишеней — около 100 метров. Чтобы усложнить задание, один из военных подбрасывает дымовую шашку. На таком расстоянии да еще из-за густого дыма разглядеть мишень непросто.
Позади за стрельбой наблюдает женщина в фиолетовом пуховике, который подходит скорее для прогулок по городу, чем для ползания по-пластунски где-то посреди поля в грязи и траве.
Она уже отстрелялась. Говорит, что поначалу боялась:
«Я боялась и звука, и отдачи. Но не так уж страшно. И отдачи особой не почувствовала — немного толкнуло плечо, но не сильно».
Спрашиваю ее, почему она решила пойти в терроборону.
«Мы с мужем — из Донецка. После начала войны многие годы переезжали с места на место по всей Украине. А недавно купили домик в Мелекино и решили, что хватит. Надо уже где-нибудь осесть. И в случае чего — защищать это место», — рассказывает женщина.
Оказалось, что они с мужем записались в резерв территориальной обороны совсем недавно.
Мы еще увидимся позже, когда они будут собирать и разбирать автоматы Калашникова, страхуя и подсказывая друг другу последовательность деталей.
На одной из локаций добровольцы отрабатывают прицеливание из АК-47 в разных положениях.
Инструктор объясняет тонкости — пятки надо прижать к земле, чтобы противник не заметил. Среди людей, целящихся по мишеням, и мужчина с позывным Дахема. Бывший учитель физкультуры, мастер боевых искусств.
«Моя специализация — разведка. Территориальная оборона для меня — это защита нашего города, где живут гражданские люди. Поэтому мы должны защищать границы. Сам я в терробороне уже пятый год», — рассказывает мужчина.
Он добавляет, что, несмотря на свой опыт службы, такие тренировки поднимают боевой дух и не дают потерять навыки.
В терробороне уже четвёртый год служит и Вадим. Несколько лет назад он подписал первый контракт на три года, затем продлил его. В гражданской жизни мужчина работает на металлургическом предприятии города.
О своих мотивах вступления в терроборону говорит просто:
«Я считаю, что жители Украины должны ходить по украинской земле. А навыки, которые я здесь получал, уже использовал в гражданской жизни — это, в частности, тактическая медицина».
Как вступить в территориальную оборону?
С 1 января 2022 вступил в силу Закон Украины «Об основах национального сопротивления», согласно которому организовывать и выполнять задачи территориальной обороны должны специальные Силы территориальной обороны ВСУ.
«В соответствии с Законом Украины “Об основах национального сопротивления” задачи возлагаются на подразделения территориальной обороны. Это участие в мероприятиях по сдерживанию вооруженной агрессии, участие в усилении охраны государственной границы, защите населения от последствий военных действий и последствий чрезвычайных ситуаций, подготовка граждан к национальному сопротивлению, а также участие в информационных кампаниях, направленных на патриотическое воспитание и подготовку к национальному сопротивлению», — объясняет командир бригады майор Дмитрий Стеблин.
В настоящее время, несмотря на эскалацию, работа подразделений территориальной обороны выполняется в штатном режиме.
«Территориальная оборона является частью ВСУ, поэтому у нас проходят службу военнослужащие по контракту. Также есть военнослужащие в резерве. Они так же заключают контракты и живут своей повседневной жизнью. А в случае необходимости прибывают в соответствующие воинские части, с которыми у них заключены контракты, и уже исполняют обязанности в составе подразделения, с которым заключен контракт», — уточняет Дмитрий Стеблин.
Чтобы войти в состав территориальной обороны, нужно пройти собеседование с командиром воинской части, который после одобрения направит кандидата в территориальный центр комплектования и социальной поддержки (ранее военкоматы).
С собой следует иметь следующие документы:
- заявление о желании вступить в терроборону;
- заключение военно-врачебной комиссии (да, нужно пройти медкомиссию, но требования к желающим присоединиться к ТрО ниже, чем к военнослужащим);
- копии всех страниц паспорта гражданина Украины;
- копия справки о присвоении идентификационного номера;
- копии свидетельств о заключении брака и рождении детей (при наличии);
- характеристика с места работы;
- копии документов об образовании;
- цветная фотография размером 9х12.
Подробности можно узнать по номерам в этой ссылке.