Спасти экологию Донбасса. Почему законодательство нужно привести к европейским стандартам и при чем тут Мариуполь
Депутаты уже дважды провалили голосование за два сверхважных закона для здоровья украинского народа. Рассказываем, в чем проблема и почему это важно
15 июля депутаты Верховной Рады должны голосовать за несколько важных экологических законопроектов. Два из них напрямую касаются Мариуполя — это законопроект №4167 «О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности» и №3091 «О государственном экологическом контроле».
Они должны в корне изменить подход к измерению выбросов, сделать промышленный бизнес ответственным за нарушение нормативов и усовершенствовать процедуру проверок экологической инспекцией.
Принятие этих законопроектов невыгодно украинским олигархам, ведь тогда их бизнесу придется вложить немалые средства на экологическую модернизацию своих предприятий.
«Восточный вариант» поговорил с одной из авторов законопроекта и экспертами в области экологии о том, почему это решение так важно для Украины, как оно повлияет на евроинтеграцию и почему некоторые депутаты откровенно саботируют закон.
Текущая ситуация
На сегодняшний день экологическая инспекция практически не имеет рычагов влияния на предприятия-загрязнители. За недопуск инспектора на предприятие штраф составляет 760 гривен, а если инспектор все же попадет на предприятие и в ходе проверки обнаружит нарушение по выбросам, то собственник заплатит еще максимум 136 гривен.
Таким образом собственнику гораздо проще заплатить небольшой штраф, чем вкладывать миллионы в экомодернизацию. Экологические законы в Украине устарели, а страдают от этого украинцы.
На Всеукраинском форуме «Украина 30. Здоровая Украина» замминистра окружающей среды и природных ресурсов Руслан Стрелец заявил, что уровень заболеваемости людей, живущих на территориях, где на окружающую среду влияют крупные предприятия, выше на 20-45%.
Он также добавил, что из-за загрязнения окружающей среды экономика Украины, по мировым подсчетам, ежегодно теряет до 6% ВВП, то есть около 250 млрд грн; это фактически равно годовому бюджету Министерства здравоохранения или половине бюджета Пенсионного фонда Украины.
«Мы сегодня понимаем, как это все исправить. Мы планируем уменьшение загрязнения окружающей среды к 2030 году на 35% от уровня 1990 года при увеличении темпов производства продукции», — о таких амбициозных целях говорит Стрелец.
По данным центральной геофизической лаборатории имени Бориса Срезневского, Мариуполь возглавляет рейтинг городов с самым грязным воздухом. В топ-10 также входят еще один город Донецкой области — Краматорск, и три города Днепропетровской области — Днепр, Кривой Рог и Каменское.
Кроме того, по данным Госстата за 2019 год, именно мариупольский меткомбинат имени Ильича стал первым в рейтинге предприятий-загрязнителей.
Что изменится
Два законопроекта решают разные задачи, но разработаны для общей цели - сделать Украину экологичной.
Итак, законопроект №4167 вводит интегрированное разрешение на выбросы. Оценивается загрязнение атмосферы, воды, грунта и так далее.
Также при получении разрешения на выбросы предприятия будут обязаны провести общественные слушания.
«Раньше загрязнитель был обязан дать только уведомление в какой-нибудь локальной газете, не указывая, в какой. Если активисты и жители прочитали это, и у них появлялись к предприятию вопросы, только тогда проводились общественные слушания. А больше никаких уведомлений не было. Даже органы местного самоуправления не уведомлялись», — комментирует депутат Мариупольского городского совета Максим Бородин.
Также законопроект вводит обязательную модернизацию предприятий с использованием наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ). На это предприятиям дается 12 лет.
То есть, собственник предприятия не сможет сэкономить, модернизируя систему при помощи устаревших технологий. Он обязан использовать самое лучшее.
Еще один большой плюс законопроекта — введение круглосуточного мониторинга при помощи датчиков, установленных на трубе. Любой человек сможет отслеживать выбросы в режиме реального времени. Таким образом предприятия лишаются возможности подтасовать факты.
Не менее важен и законопроект №3091, который изменит работу экологической инспекции. Например, инспекторы обзаведутся нагрудными камерами для видеофиксации процесса проверки. Это, кстати, обезопасит и сам бизнес от превышения проверяющим инспектором его полномочий.
«Этот закон обязывает государство создать цифровизацию системы экологического инспектора. Все проверки будут вноситься в электронном виде, к этому будет нормальный доступ общественности, которого нет сегодня. Конечно, загрязнителя это не устраивает», — комментирует Бородин.
Значительно увеличатся штрафы за недопуск инспектора к проверке. Сумма штрафа будет зависеть от степени риска. 1,8 миллиона гривен для крупных загрязнителей и 600 тысяч для предприятий с незначительной степенью риска на окружающую среду.
Разрешат и проверки во внерабочее время, если предприятие-загрязнитель работает в этом время. Например, если завод «пускает дым» только по выходным или в ночное время, то проверки Госэкоинспекции с понедельника по пятницу не принесут результата.
Зарплата эконинспекторов увеличится с 5,5 тысяч гривен до 13 тысяч гривен (и это лишь минимальная зарплата на этой должности).
Экологическая деолигархизация
Депутаты Верховной Рады уже дважды провалили голосование за эти законопроекты. А СМИ, принадлежащие украинским олигархам и по совместительству владельцам крупных предприятий-загрязнителей, говорят, что законопроекты убьют украинскую промышленность и крупный бизнес. Даже в СНБО поначалу критически отнеслись к законопроекту, заявив, что они угрожают экономической безопасности Украины.
Исполнительный директор международной благотворительной организации «Экология—Право—Люди» Елена Кравченко — одна из авторов этих законопроектов, считает, что они являются реальными элементами деолигархизации нашей страны.
«Мониторинг состояния атмосферного воздуха должен быть доступен всем. Этого тоже боятся. Этот закон несет прозрачность, открытость, которые ломают коррупционные схемы. И его боятся, потому что нужно внедрять наилучшие доступные технологии. Но это не означает последние научные разработки, это означает именно доступные технологии», — комментирует Кравченко.
Конечно, олигархам это не нравится и они пытаются лоббировать свои интересы через депутатов ВР.
«Экономический и аграрный комитеты — это два больших антагониста экологического комитета. Плюс в экологическом комитете [оппоненты экологических законопроектов] — это ОПЗЖ, «Батькивщина» и депутаты из разных партий, это большая лоббистская группа Ахметова, ее еще называют “группа Павловского”», — рассказывает экспертка.
Отказ от модернизации сегодня — удар по промышленности завтра
Законопроект №4167 базируется на основе Директивы 2010/75/ЕС о промышленном загрязнении. Таким образом он имплементирует директиву ЕС о промышленных выбросах в украинское правовое пространство.
Поскольку Украина выбрала путь евроинтеграции, то рано или поздно промышленности придется совершить экомодернизацию. Но даже если допустить, что законы не будет приняты, у ЕС есть и другие способы влияния на украинский бизнес.
Европейские страны планируют устанавливать ограничения на поставку товаров, которые производятся со значительным загрязнением воздуха. Производители металла, которые пренебрегают «чистой металлургией» будут вынуждены платить налог на импорт своей продукции в ЕС. В перспективе это может привести к тому, что рынок ЕС закроется для тяжелой промышленности Украины.
«Отсутствие модернизации сегодня ударит по металлургии чуть позже, но значительно сильнее. Другого пути, кроме модернизации, просто нет», — резюмирует Максим Бородин.
Равняемся на лучших
Благодаря уже упомянутой выше Директиве о промышленных выбросах 2010 года в Евросоюзе контролируют загрязнение окружающей среды.
В ЕС также используют несколько инструментов для стимуляции бизнеса, который становится более экологичным — это налоговые льготы, гранты на модернизацию и кредиты под минимальные проценты. Благодаря целому комплексу мер страны ЕС смогли снизить выбросы диоксида серы, оксида азота на 27%, а оксиды углерода — на 24%.
Если говорить о конкретных примерах, то будет уместен опыт Чехии. Острава — сердце чешской металлургии. В этом городе расположен и знакомый украинцам завод АрселорМиттал.
На заводах используют рукавные фильтры, которые улавливают почти всю мелкодисперсную пыль.
Эстония — более близкий пример для Украины, потому что после распада СССР получила в «наследство» советскую промышленность. В Эстонии развита сланцевая промышленность, которая, конечно значительно загрязняет окружающую среду. В рамках экомодернизации на промышленные объекты установили системы по десульфуризации, чтобы снизить выбросы диоксида серы.
Поступления Эстонии с экологических налогов являются одними из крупнейших в ЕС. При этом индустриальный сектор экономики государства составляет почти 15%.
Параллельно страна развивает «зеленую энергетику»: Эстония генерирует 29% энергии на основе возобновляемых источников. К концу этого десятилетия Эстония планирует достичь 50% показателя.
Несмотря на все усилия, которые прикладывает Европа для улучшения экологической ситуации на континенте, экологическая угроза все еще остается.
Согласно отчету Европейского агентства по окружающей среде (EEA) загрязнение воздуха остается главной экологической угрозой здоровью в Европе: ежегодно в странах ЕС из-за загрязнения воздуха умирает более 400 000 человек.
«Существует четкая связь между состоянием окружающей среды и здоровьем нашего населения. Каждый должен понимать, что заботясь о нашей планете, мы спасаем не только экосистемы, но и жизни», — отметил комиссар ЕС по окружающей среде Виргиниюс Синкявичюс.
Именно поэтому для Европейского Союза так важно заботиться об окружающей среде. Ее загрязнение измеряется человеческими жизнями.
Читайте также
Города-губки. Почему ливневки не помогут Донбассу пережить ливни и чему учиться у Европы?
Солнце на крыше: как мариупольская семья достигла энергетической независимости и сколько это стоило