Услышать Соледар. В "Изоляции" презентовали аудиотрек со звуками города
Журналист и политический обозреватель Назарий Заноз создал уникальное для Соледара произведение — аудиотрек со звуками города.
Платформа культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ, которая после начала войны базировалась в Киеве, недавно вернулась на восток, в Соледар. Там платформа организует резиденции для художников. В течение трех месяцев, с января этого года, там реализовали и представили три проекта, среди которых была и аудиопрогулка Назария Заноза.
Во время презентации композиции люди узнавали места по звуку даже без визуального изображения.
«Восточный вариант» узнал, чем еще известен художник, и какие звуки в Соледаре он считает уникальными.
Написал книгу и имеет образование политолога
Назарий Заноз родом с западной Украины — Тернопольской области. Он — политический обозреватель, эссеист и писатель с политологическим и журналистским образованиями. Пишет статьи в частности для Радио Свобода.
Более 10 лет занимается музыкой, а именно эмуляцией. Это процесс компьютерной обработки звука, когда живой звук превращается в искусственный.
В 2018 году Назарий издал сборник короткой прозы «Книга дивностей»/Книга странностей и относительно недавно начал заниматься саундскейпом. Суть этого увлечения в том, чтобы записывать звуки окружающей среды. Сочетание повседневных звуков часто звучит как музыкальное произведение.
Подобный проект Назарий Заноз реализовал в Житомире на заводе Электроизмеритель, а также в Ивано-Франковске на «Промприборе».
«В каждой сфере есть профессиональная деформация. Человек, который пишет, реагирует на красивые слова, интересную метафорику. Так же и со звуками. Когда у человека становится натренированным ухо, он начинает классифицировать звуки, видеть в них полутона», — отметил Назарий Заноз.
Унікальні звуки Соледара
В Соледаре художник работал с диктофоном и микрофоном. Ходил в основном на окраине и записывал необычные звуки. В результате получилось три произведения. Два из них — звуковые мини экскурсии с голосовым сопровождением автора. Третье — исключительно звуки окружающей среды.
Назарий Заноз побывал на территории бывшего почти 40-километрового солепровода, который когда-то тянулся к лисичанскому содовому заводу.
«Окружающая территория покрыта шрамами от солепровода — разветвленной системы, которая тянула соки земли. А по бокам наступают поля. И даже на разоренных участках еще виднеются следы труб. Сюда нет хорошей дороги, только разбитый проселок, в котором любой момент может увязнуть машина. Поэтому лучше передвигаться пешком. Знаки, которые теперь напоминают о былых временах — в основном не заметны на первый взгляд. Несколько заброшенных зданий из белого кирпича доживают последние дни. В резервуарах царит тишина», — комментирует свою саунд-прогулку Назарий Заноз.
«Восточному варианту» он рассказал еще о нескольких уникальных звуках, которые услышал на окраинах города.
«Здесь было интересно работать, потому что это было новое для меня пространство. И было довольно чистое звучание в этом пространстве. Мне очень нравилось, как работает система кондиционирования воздуха на шахтах. Между тем, как втягивается воздух и как он выходит наружу, есть существенная разница. Она создавала интересный музыкальный эффект», — отметил Назарий.
Этот звук, по его словам, было бы трудно идентифицировать людям, которые его никогда не слышали.
«Там был гул — басовая линия, а также звук, похожий на водопад и бурление воды. Если включить какому-то человеку этот звук, он не догадается, что это звук всасывания воздуха в шахту», — уверен художник.
Кроме природных мест, Назарий побывал и в мастерских, где режут соль. Там, говорит художник, на него реагировали спокойно, поскольку работники привыкли к гостям.
Люди узнавали места по звукам
Художник Назарий Заноз попал в Соледар по программе резиденций «Заземление» от культурного фонда «Изоляция». Ранее фонд-переселенец из Донецка базировался в Киеве. А недавно вернулся на восток и продолжает воплощать художественные проекты.
Менеджер резиденций Михаил Кулишов отметил, что новый вид творчества соледарцам понравился.
«Это было интересно для местных, которые пришли на презентацию проекта. Когда они прослушали аудиопроизведение, то узнавали знакомые места. Например, бурление реки под мостом, на пути от шахт до небольшого рабочего села. Там есть промышленные и природные звуки. Автор очень интересно их объединяет. Также интересны метаприродные звуки, когда сочетается пение диких птиц и домашних», — отметил Михаил Кулишов.
То, что люди узнавали места в аудиопроизведении, Назария не удивляет.
«Когда мы ходим по городу длительное время, мы, как бы, не замечаем звуки из-за того, что они являются фоном. Мы к ним привыкли, но не проникаемся ними. С другой стороны, они уже давным-давно отложились в нашей памяти, а потому когда мы слышим их, то можем их идентифицировать», — отметил Назарий Заноз.
Он также доволен откликом местных. Художник отметил, что на новый вид творчества довольно сдержанно реагируют даже в больших городах, не говоря о маленьком городке. Однако люди в Соледаре после презентации задавали много вопросов художнику и проявляли интерес.
Представители «Изоляции» назвали аудиопрогулку Назария «коротким звуковым путешествие местами Соледарский соли».
«Это упражнение поможет почувствовать современную атмосферу локаций, причастных к соляному промыслу, а также попытается раскрыть важность несуществующего сегодня рассолопровода. Рассолопровода как единения настоящего и прошлого, регионов и мест, антропоцена и природы, которая возвращает свое. Рассолопровода как странной изюминки, необычного мифа, который должен иметь каждый порядочный город», — отметили в «Изоляции».
Представители фонда также отметили, что искусство может быть настоящим исследованием и касаться образовательных тем.
Читайте также: "Изоляция" в Донецке и Соледаре: два разных мира на Донбассе