«Слушаю советы и поступаю наоборот»
«Восточный вариант» продолжает цикл публикаций «Сквозь 20 лет: Украина сегодня».
В рамках проекта будут опубликованы очерки и интервью людей разных возрастов. Главная тема – итоги «двадцатилетки» независимости государства. Состоявшиеся политики, общественники, бизнесмены расскажут о своих мечтах образца 1991-го и реалиях в 2011-м, а молодежь, «дети перестройки» – о том, какой они видят Украину сейчас и какой будут строить ее дальше.
Читайте: «Об Украине. Нашей и не нашей»,
«Украинские люди более открыты»
«У нас ментальность – каждый сам за себя»
«Созидание – вот главный атрибут героя нашего времени»
«Я из тех, кто «развалил СССР»
«С ума можно сойти: в отделении 60 человек лежит, и у каждого – рак»
«Часи тоталітаризму минули, проте уряд чеснішим не став»
В конце 50-х — начале 60-х гг. в СССР стали создаваться школы-интернаты. Особое место занимала Ивановская международная школа-интернат им. Стасовой. Она была основана по инициативе Международной организации помощи революционерам (МОПР) и проходила по ведомству ГПУ-НКВД-КГБ: там содержались дети видных деятелей международного коммунистического движения и дети соратников Сталина, подозревавшихся в уклонении от генеральной линии.
В 1954 было принято решение снять с учета органов МВД детей спецпоселенцев всех категорий, родившихся после 31 декабря 1937 года, и впредь детей на учет спецпоселения не брать. Детям старше 16 лет для поступления в учебные заведения разрешили выезд в любой пункт страны. Зачисленных в учебные заведения снимали с учета спецпоселения по заключениям МВД-УМВД.
В настоящее время к воспитательным учреждениям системы защиты детей относятся: дома ребёнка, детские дома, семейные детские дома, детские приюты, школы-интернаты, Центры временной изоляции несовершеннолетних. Возможны также такие формы как усыновление (принятие в семью ребенка на правах кровного, всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями), опека (принятие в дом ребенка на правах воспитуемого), приемная семья (форма воспитания ребенка в семье на дому у воспитателя) и патронат (форма воспитания ребенка в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником).
Даша, 19 лет, социальная сирота (мать лишена родительских прав), студентка железнодорожного колледжа, специальность – ландшафтный дизайн
- Расскажи о себе.
- Родилась в Луганске, училась в интернате, потом в Перевальске. В принципе, не жалуюсь на жизнь. Хотя, смотрю на других: нет нормальной работы, нет нормальной жизни… У меня нет своего дома, своего угла.
- Какие у тебя цели?
- Цели обычные. В жизни помогает правозащитный центр «Поступ» - бумаги оформляют, поддерживают. Государство помогает: оказывает материальную помощь на одежду, питание.
- Есть уверенность, что все будет хорошо?
- Есть надежда, что все будет хорошо. С квартирой – поставили на учет, но нужна прописка. Замкнутый круг: когда есть прописка в общежитии, не могут поставить на учет и пока не доучусь, не выпишусь и у кого-то не пропишусь… Учусь на дизайнера.
- Это творчество, ремесло?
- Я учусь только месяц. Еще не решила, нравится ли она мне… Интересна стала специальность.
- Уверена, что будешь этим заниматься?
- Нет, пока еще не решила.
- Как думаешь, нужно образование, или главное - навыки?
- Нужно. В каждом заведении чему-то новому научишься. К практике учеба имеет мало отношения. Я считаю, что нужно образование. А кто хочет идти работать - пусть идет. Еще не задумывалась, пойду ли…
Я хотела другую профессию, связанную с бухгалтерией. Здесь был запасной аэродром. В институт не могла подать документы, выбрала лучшее из худшего.
- Есть ли какое-то особое отношение к тебе?
- Среди друзей никаких особых отношений нет. Никто ничего не замечает. Денег у меня даже больше, чем других, с деньгами меньше проблем.
- Каково, когда сам себе предоставлен?
- Сама принимаю решения, слушаю советы и обычно поступаю наоборот.
- Как думаешь, в Союзе было лучше?
- Там была уверенность. Сейчас больше выбора.
- У тебя есть хобби?
- Читаю детективы в мягких обложках. В школе любила вышивать.
- Хотела бы уехать?
- Уезжать не хочу. В Австрию нас дважды возили на неделю в третьем и шестом классах. Запомнилась, там красиво, чисто на улицах, цветы в горшках, никто их никуда не тащит…
- Возможно ли такое у нас?
- Нужно в каждый подъезд по два охранника, а сами люди не будут меняться… Половина приучена гадить в подъездах.
- У нового поколения есть шанс вырасти в европейцев?
- Судя по одногруппникам – нет.