!["Чикаго" на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/1-50-1070x580.jpg)
"Чикаго" на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска
Славянск по праву называют купеческим городом. Коммерчески активным он стал с середины 19 века. Именно тогда начался период развития Славянска — с прокладкой железной дороги в 1860-х годах.
С налаживанием инфраструктуры стали появляться новые предприятия: керамические, чугунолитейные, химические. Стало возможным доставлять товар на реализацию.
Как рассказывает местный краевед, журналист Дмитрий Журавлев, то, как воспринимался тогда бурный рост Славянска, можно увидеть из объявлений в газетах начала 20-го века.
Например, в одном из объявлений о продаже участка земли, Славянск описывался как местное “Чикаго”. Население росло и стало больше появляться торговых рядов, магазинов, коммерческих заведений.
В 1850 году в Славянске насчитывалось чуть более 40 купцов. В 1903 году их количество увеличилось в несколько раз — до 138. Город начал активно застраиваться каменными или кирпичными зданиями.
Насколько изменился и “вырос” Славянск можно увидеть своими глазами. Для наглядности краевед приводит эти два фото улицы Шевченко. Разница между ними примерно 30 лет.
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image9-17-1024x768.jpg)
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image1-33-1024x655.jpg)
Справа на последнем фото Гранд отель, где сейчас находится обычная пятиэтажка с магазином тканей на первом этаже.
Дальше в глубине всем известный дом Александрова. Тогда это была гостиница с магазинами на первом этаже.
Слева на фото трактир Пампуры и за ним целый ряд магазинов и гостиница.
Вот как выглядел Гранд Отель:
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image24-3-1024x679.jpg)
Вместе с коммерцией стремительно развивалась и реклама. На 12-тысячный Славянск было 138 человек купеческого сословия. Торговлей занимались не только купцы, но и мещане и даже крестьяне. У некоторых могло быть ни по одному магазину.
По словам краеведа, славянская реклама отличалась от рекламы в больших городах, где использовались картинки с надписями. В Славянске описывались товары и их преимущества.
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image7-27-1024x699.jpg)
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image5-27-1024x1010.jpg)
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image23-3-816x1024.jpg)
Что касается рекламных вывесок, то они были выполнены из металла или дерева.
В то время количество умеющих читать росло, поэтому шрифтовые вывески стали основными.
Чаще всего это были фамилии владельцев магазинов и название товаров.
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image15-7-1024x651.jpg)
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image26-1-1024x644.jpg)
На следующем фото дом Александрова. Можно рассмотреть, что использовались шрифтовые вывески и баннеры с изображением моделей:
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image8-23-1024x683.jpg)
Как рассказывает краевед, обилие рекламы считалось признаком прогресса. При этом вывески никто не регулировал.
Не было никаких стандартов или правил, регулирующих рекламу. Вывески были на фасадах, между окнами и даже на балконах. Тем не менее витрины, как это популярно в наше время, никто не закрывал. Через них можно увидеть обстановку в магазине, товар и тем самым привлечь покупателей.
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image18-5-1024x666.jpg)
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image14-9-1024x771.jpg)
С приходом советского режима появились правила. Регламентировались шрифты и размеры вывесок. Краевед поделился интересным наблюдением о стандартах шрифтов.
На этом фото Харьков во время немецкой оккупации. Здесь четко видна надпись “Гастроном”:
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image25-2-1024x681.jpg)
А на следующем фото послевоенный Славянск:
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image3-35-1024x685.jpg)
Похожий шрифт был на вывеске кафе “Театральное”, что находилось на пересечении улиц Васильевской и Университетской.
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image12-13-1024x742.jpg)
А так выглядел ресторан “Орбита”. Сейчас в этом здании развлекательный центр “Талер”:
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image16-6-1024x669.jpg)
Покажем вам еще немного фото дома Александрова.
Он был построен в 1905-1911 гг в качестве мануфактурного магазина.
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image4-29-1024x630.jpg)
Справа на этом фото видно здание современного магазина “Нива”, можно сделать вывод о популярности торцевой рекламы (кронштейн).
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image2-36-1024x819.jpg)
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image19-5-1024x683.jpg)
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image10-16-1024x662.jpg)
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image6-32-768x1024.jpg)
Рассмотрим как выглядели вывески более современного Славянска. На этом фото гостиница “Украина”:
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image11-16-1024x515.jpg)
Книжный магазин по улице Университетской, на перекрестке с улицей Шевченко. Как раз на этом месте был трактир Пампуры, что мы рассматривали на фотографиях в начале статьи. Виднее магазин тканей напротив, на месте Гранд Отеля.
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image21-6-1024x736.jpg)
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image17-6-1024x741.jpg)
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image20-4-1024x788.jpg)
Все местные жители узнают универмаг “Юбилейный” возле центральной площади.
А вот уже 1980-е года. Универсам возле центрального рынка:
![“Чикаго” на Донетчине: история рекламных вывесок Славянска](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/image13-9-1024x684.jpg)
К сожалению, современные вывески выглядят хаотично. Реклама не должна повторять стандарты советского союза, но безусловно, должна гармонично вписываться в городскую среду.
В идеале вывески могут стать отдельным туристическим объектом. “Фишкой” улиц города. Подчеркивать его историю, традиции и культуру, а там, возможно, стать отдельным произведением искусства. И у Славянска есть для этого все шансы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.