
"Берем ответственность": как волонтер в Северодонецке спасает маломобильных людей
Людей с инвалидностью и одиноких пожилых людей в Северодонецке не оставляют наедине с бедой. «Восточный вариант» рассказывает историю Арифа Багирова, помогающего им в условиях войны
С начала марта Северодонецк постоянно находится под обстрелами. Российские оккупанты бьют по жилым кварталам, школам, магазинам. Люди должны почти постоянно находиться в бомбоубежищах. Многие нуждаются в пище и необходимых лекарствах.
И в этих условиях Ариф Багиров вместе с другими волонтерами взял на себя миссию помогать тем, кому сейчас тяжелее всего — маломобильным северодончанам: людям с инвалидностью и одиноким старикам, о которых некому позаботиться.
Журналистке «Восточного Варианта» удалось пообщаться с волонтером в период редкого на данный момент затишья в Северодонецке. До этого волонтер полдня просидел в подвале своего дома.
«Возле меня сидит товарищ, он держит ухо остро. Если где-нибудь будет громко, пойдем в подвал. Но очень не хочется», — жалуется Ариф.
Сначала искал людей
Имя Арифа Багирова известно в Северодонецке: до 2014 года он владел местным новостным порталом, занимался там SMM. Во время Революции Достоинства и начала российско-украинской войны выходил на местный Майдан, организовывал патриотические фестивали и выставки по всей Луганской области, делал проекты с местными музеями.
«Последним делал фестиваль, посвященный Нестору Ивановичу Махно, в Старобельске в сентябре 2021 года. Там он бывал», — рассказывает Ариф.
Война застала волонтера тоже в Старобельске: по просьбе друга он встретил и привез в город Дмитрия Щебетюка [известный украинский общественный активист-колясочник, основатель организации «Доступно.UA»]. У Щебетюка там было запланировано мероприятие на тему доступности.
«Получилось так, что Дима с моим другом прорывался из Старобельска за день до его оккупации, в первый день войны. Я вернулся в Северодонецк. Перед тем помог им объехать Харьков, где уже шли боевые действия», — делится Ариф.

Во время войны мужчина думал заниматься тем же, что и в 2014 году: информационное сопротивление, борьба с фейками. В последнее время Ариф начал активно вести Твиттер. Ему нравился формат микросообщений.
«До февраля у меня был обычный Твиттер. Я там постил фоточки из своих путешествий, рефлексировал, делился постами, цитатами из прочитаных книг. Такой себе недоблогер», — смеется Ариф.
Когда в начале марта город стали обстреливать, его личная страница превратилась в место, где он получал и публиковал запросы о помощи:
«Очень часто в Твиттере просили отвезти, узнать про кого-то. Я не знал тогда, что кто-то еще этим занимается», — объясняет волонтер.
Арифу приходили разные запросы, в том числе и по поиску людей. Одна девушка написала и попросила найти пожилого отца. В ходе совместных поисков удалось выяснить, что пенсионер возвращался из магазина и погиб, попав под обстрел. Тогда уже волонтер начал задумываться, что хочет помогать, прежде всего, малоподвижным людям.
«Обычный мирный пенсионер шел с покупками. Что он сделал, чтобы умереть на улице, что не смогли идентифицировать? Истории столь драматичны, как люди со своими проблемами, неходящие, например. Раньше кто-то за ними ухаживал, а сейчас некому. Мы на себя берем эту ответственность, зная, что это самая уязвимая часть населения», — говорит Ариф Багиров.
«Ждем чуда и контрнаступления»
Ситуация в Северодонецке остается напряженной. Не во всех районах города есть электричество. До этого 3 дня не было водоснабжения. Сейчас нет газа.
«С каждым днем все хуже и хуже, не понимаешь, чего сегодня уже не будет», — комментирует Ариф.

По словам волонтера, количество разрушений в городе постоянно увеличивается, а люди до определенного момента пренебрегали правилами безопасности. Например, спокойно ходили по улицам во время угрозы обстрелов ГРАДами. Поэтому было много жертв среди мирного населения.

«По официальным данным зафиксировано более 200 погибших. Но на Лесной Даче, близ Монастыря, где хоронят людей, могил значительно больше, чем говорят», — говорит Ариф.

Подавляющее большинство магазинов в Северодонецке уже не работает. Продукты можно купить в основном на рынке и только за наличные деньги. Единственный супермаркет, который до сих пор держится, — это «Семья». Несмотря на отсутствующие окна и разбитый склад, он пытается еще что-нибудь продавать. Там волонтеры вместе с Арифом смогли закупить макароны для продуктовых пайков и вместо сладкого набрать цукатов. Но такими продуктами трудно накормить сидящих без газа людей.
«Я волонтерам говорю: не хочу за ваши деньги цукаты покупать. Лучше вы сами приобретите для людей что-нибудь полезное: консервы, паштеты, чтобы можно было просто открыть и есть», — объясняет волонтер свое нежелание брать денежную помощь.

По мнению Арифа, масштабы разрушений города не сравнимы с соседними Рубежным и Лисичанском. Но ситуация такова, что в доме волонтера лестничная площадка вылетела в первый же день обстрелов. Поэтому местные жители стихийно оборудовали укрытие в подвалах. Правда, в безопасности сейчас не чувствует себя никто.

«У нас каждый день драматичный. Мы не знаем, когда кончится война для нашего города, для нашего дома. Ждем чуда и контрнаступления», — говорит Ариф.
«Ангелы велосипедов»: как устроена волонтерская сеть Северодонецка
Сначала волонтерское движение в Северодонецке было несистемным. Ариф Багиров говорит, что сначала у всех еще была финансовая подушка, поэтому каждый помогал по мере собственных возможностей. Волонтер не хотел связываться с гуманитаркой, самому наколядовать ему было проще.
«Люди делились своими продуктами, вещами, когда уезжали. Говорили: «Забирайте, я все равно их никогда не продам», — рассказывает мужчина.
Сам Ариф первое время развозил нуждающимся продукты стареньким «фордом». Долгое время эта машина стояла у дедушки-хозяина и все детали износились. Некоторое время он поездил и потом сломался.
«Однажды мы были уже пустые и приехали загружаться. На стоянке он закипел, и мы поняли, что никто никуда не едет. Если бы у нас была машина, мы бы могли на себя взять всех маломобильных: дедушек, бабушек, людей с инвалидностью, то есть тех, кто в этом нуждается», — огорчается мужчина.

6 апреля стало переломным днем в деятельности Арифа как волонтера: он заявил, что строит волонтерскую сеть. День был выбран неслучайно, ведь именно 6 апреля 2014 года Ариф с другими патриотами организовали северодонецкий майдан против сепаратистских движений в области. Тогда многих участников избили, разорвали украинские флаги. Но Северодонецк удалось отстоять и каждый год участники этой акции снова и снова выходили в этот день на площадь.
«В этом году я вышел туда один, потому что открытое место и некуда спрятаться. Там все было побито ГРАДами, Это уже не титушки, с ними мы разобрались. Я все равно вышел и показал, что я здесь. Люди вдохновились, началось какое-то движение», — рассказывает он.
Среди волонтеров, которые помогали и помогают Арифу, все местные, ведь Северодонецк достаточно компактен. Как рассказывает мужчина, один из волонтеров присоединился к ним, когда отвез свою семью в бомбоубежище и начал возить продукты и им, и другим.
Своих ближайших коллег волонтер знает с детства: они росли в одном дворе.
«Лучше всего — что с ними не нужно строить отношения», — улыбается Ариф.
На сегодняшний день стабильно работают курьерами минимум 10-15 волонтеров. У каждого разная степень вовлеченности. Передвигаются волонтеры тоже разными способами: кто-то ездит на машине, кто-то — на велосипеде, потому что машина или битая, или ее нет. Но любой способ передвижения из-за обстрелов опасен.
«Буквально сегодня ребята развозили лекарства и попали под обстрел. Когда мы дома, стараемся не выходить во время таких прилетов, а когда это застает в пути, это неприятно», — делится Ариф Багиров.
«Вчера с одним знакомым разговариваю, спрашиваю: “Куда ты пропал? — Да под обстрел попал. Пол борта в КАМАЗе вырвало», — добавляет волонтер.
Потребности у местных жителей достаточно обычные: хлеб, вода, лекарства. Такие вещи легко развозить на велосипедах. На будущее волонтеры будут организовывать еженедельную грузовую доставку продовольствия и других специальных просьб. Список будут брать заранее.
Но случаются и необычные «заказы». К примеру, кошачий корм.
«Люди уехали и оставили животных. Куча котов в бомбоубежище, а их нечем кормить. Со следующей гуманитаркой буду просить пакеты с кормом», — рассказывает Ариф.


Из-за проблем с электроснабжением распространена проблема — отсутствие связи с местными. Волонтеры и с этим пытаются помочь.
«Нам перед вами позвонили, сообщили, что у людей нет связи. Было бы хорошо им передать очень дешевые телефоны со стартовыми пакетами и павербенками. Мы планируем их им привезти, шнур воткнуть в павербенк и сказать: «Мы на него будем вам звонить», — делится Ариф Багиров.
Некоторое время у волонтеров была проблема, где брать лекарство.
«Настя, известная в области журналистка и одновременно заведующая нашими финансами, узнала, что очень много препаратов заходит в город. Часть людей сама приходит за ними днем, а мы могли бы спокойно брать лекарства для маломобильных людей и доставлять их с нашими «ангелами велосипедов», — объясняет волонтер.
«Вдруг прилетит снаряд»
В планах Арифа, кроме централизованного сбора потребностей, также сделать отдельный ресурс для благотворительной помощи на замену собственной странице в Твиттере.
«У нас все очень в моменте: вдруг прилетит снаряд и я не смогу контролировать гуманитарку», — говорит он.
Также волонтер думает о масштабировании команды, чтобы удовлетворить еще больше потребностей в разных районах. Пока Ариф с командой покрывают только свой район и те, куда добираться не дольше 10 минут. Из-за обстрелов приходится отказывать другим в помощи.
«Для нас чем меньше мы находимся на открытом пространстве, тем лучше. Из новых районов ехать в старые, из старых в новые — это долго находиться в опасности», — объясняет Ариф.

«Мы хотим в других районах найти таких же людей, которым не безразлично. Мы могли бы машиной завозить гуманитарку, а они раз — и по своему району распространили», — добавляет волонтер.
Также важной Ариф считает координацию с городскими властями, ведь потребность в волонтерах будет сохраняться еще долго. Волонтер уверен, что это удастся сделать быстро и эффективно.
«Всегда поражался удивительной украинской способности к самоорганизации. Своими глазами увидел это, организовывая анархические фестивали. Так и Майдан состоялся, и волонтерство наше стихийное», — утверждает Ариф.
По мнению волонтера, необходимость в волонтерах останется и после победы.
«Скоро мы будем делать то же самое, но без экстрима: все равно маломобильным людям потребуется уход. Но вернутся ухаживающие волонтеры», — объясняет Ариф Багиров.
На вопрос, почему, несмотря на страх за свою жизнь и сложности волонтерства, он и его команда остаются на месте, отвечает, что верят в победу и хотят до последнего быть полезны для Северодонецка и северодончан:
«Мы должны оставаться на своей земле, здесь наши старики, наша культура, часть нашей памяти. Мы же не россияне, чтобы бросать своих и не вспоминать. Может, я и уеду, но когда здесь никому нужен не буду».
Как помочь волонтерам Северодонецка
Если вы хотите поддержать волонтеров, это можно сделать финансово.
Номер карты: 5168745610511351, Руднева Анастасия Витальевна.
IBAN RU583052990000026201751521942
ANASTASIIA RUDNIEVA
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.