Трудиться за двоих: как работают прифронтовые сельсоветы на 10-й год без выборов
В прифронтовых сёлах Луганщины последние местные выборы проводили в 2010-м году
В некоторых сельских советах осталось меньше половины от избранного депутатского корпуса.
Как это влияет на жизнь населенных пунктов, и какие пути решения видят власти и местные жители — в материале "Восточного варианта".
Многие выехали на оккупированную территорию
Член территориальной выборной комиссии Станично-Луганского района на анонимной основе рассказала о ситуации в селах. Говорит, что война на Донбассе привела к печальным последствиям для местных советов.
“Выборы, которые должны были быть в 15-м году, не состоялись из-за активных боевых действий. Тогда выборы провели только в восьми поселковых советах. В остальных — остались те же депутаты. Точнее не остались”, — говорит она.
Кто выехал за пределы области, кто — на временно оккупированную территорию, вспоминает чиновница.
"Война. Во время активных боевых действий люди уезжали, кто куда, в том числе и местные депутаты. Большинство депутатов живут в Днепре, в Беловодске, где угодно. В том числе, на территории так называемой “ЛНР”. Они сейчас в списках СБУ. Невъездные", — объяснила член ТВК.
Работая за двоих
В сельский совет Валуйского входят 4 села. До 2014-го года численность населения была больше 10-ти тысяч. Сегодня — чуть больше восьми. В основном — это пенсионеры и ветераны АТО/ООС, говорит заместитель главы поселкового совета Александр Водолага.
“У нас все депутаты, которые отсутствуют сейчас, все прошли официальную процедуру. Все по закону. Если человек уехал — есть соответствующие акты. Если сложил полномочия, то это все — официально. Некоторые ушли по болезни, из-за возраста. Один депутат, к сожалению, умер”, — рассказывает он.
Сейчас вместо 30-ти депутатов, избранных в 2010-м году, на сессии собираются 13.
“Да, работы много. Периодические обстрелы. Сейчас вот — пожары. Нужно составлять акты о разрушенном жилье, протоколы, сотрудничать с ГСЧС, полицией, эвакуация. Опять же — большинство жителей — пенсионеры. А это — субсидии, помощь на похороны и так далее. Но мы справляемся. Тяжело, конечно, но мы справляемся”, — делится заместитель главы поселкового совета.
В сельсовете все ждут очередных выборов, подытожил Александр. Но, впрочем, в той ситуации, которая сложилась сейчас, это делать небезопасно.
“А что, у нас есть депутаты?”
Село Валуйское выглядит опустевшим и заброшенным. Десятки пустующих домов, на улицах — практически никого.
Александр приехал с сыном за почтой. На вопрос “нужны ли выборы в Валуйском?” с улыбкой ответил так:
“А что у нас есть депутаты? Я их просто не вижу. Не знаю, чем они занимаются. Субсидии оформляют. А больше не знаю. С одной стороны, хочется выбрать кого-то стоящего. А с другой стороны — а измениться ли что-то? Да и не стоит их проводить тут. Не то время, и не то место, чтобы выборы устраивать. Война, все-таки”.
В ряде сел по тем же понятным причинам в разное время ввели военно-гражданские администрации. В остальных же, таких, как Валуйское, по закону это сделать невозможно.
Формально — сельская рада проводит сессии в полном составе.
Фактически же ситуация плачевна. В Верховной Раде соответствующий законопроект, регулирующий подобные ситуации, находится на рассмотрении. Принять его должны во втором чтении.