Сегодня Стусу исполнилось бы 82 года
Сегодня, 6 января 2020 года, исполнилось бы 82 года Василию Стусу - человеку, ставшему символом Украинского Сопротивления второй половины ХХ века, ключевой фигурой духовной жизни эпохи, писателя, правозащитника, борца.
Василий Стус - украинский поэт, переводчик, прозаик, литературовед, правозащитник. Один из самых активных представителей украинского культурного движения шестидесятников. Лауреат Государственной премии им. Шевченко, Герой Украины.
При жизни, в не лучшие для себя времена, он приезжал в Северодонецк. О его пребывании осталось даже документальное свидетельство в газете "Коммунистический путь" в 1968 году.
После того, как 4 сентября 1965 В. Стус в киевском кинотеатре "Украина" поддержал акцию протеста против арестов украинской интеллигенции, он был исключен из аспирантуры, набор первого сборника стихов был "рассыпан", ему не давали возможности работать и печататься.
Но в провинциальной газете, да еще и в год 50-летия Октября, когда КГБ вел особенно тщательный контроль, напечатано стихотворение Стуса "В раскрыльи", который начинается словами "Сто років, як сконала Січ. Сибір і соловецькі келії… ", хоть и прикрыт именем Т. Шевченко, выглядел очень вызывающе.
Каким же образом стихи Стуса оказались в Северодонецкой газете?
"Связующим звеном в этой истории был Иосиф Борисович Курлат. В начале 60-х годов он жил в Донецке и работал в газете "Комсомолец Донбасса". Почти каждый день к нему в редакцию приходили молодые поэты - и русскоязычные, и украиноязычные. Как-то само собой возникло литературное объединение, которое Курлат название "Горизонт", - рассказывает Сергей Каленюк.
Весной шестьдесят пятого года Иосиф Борисович оказался в Северодонецке.
Хрущевская оттепель кончилась. В Украине начались аресты украинской интеллигенции. Василий Стус в то время учился в аспирантуре Института литературы в Киеве. 4 сентября в кинотеатре "Украина" на просмотре фильма "Тени забытых предков" Стус выступил в защиту арестованных и его исключили из аспирантуры. Был разогнан и донецкий "Горизонт", а одного из друзей Стуса - Владимира Мищенко должны были судить за тот же "национализм". Но спас его руководитель Донецкой писательской организации Павел Байдебура, однако КГБ позаботилось, чтобы работу ему в Донецке не давали.
Курлат, который к тому времени уже работал в Северодонецке, узнав об этом, договорился с редактором газеты Марией Николаевной Михайличенко и в января 1967 года пригласил Мищенко к себе, газете как раз нужен был ответственный секретарь.
Мищенко высылали из Донецка и Киева "крамольные" стихи, и кое-что, что он печатал в газете. Ничего крамольного в них не было, но авторы были "запрещенные". Такими тогда считался и Василий Стус.
Некоторые друзья приезжали в гости, конечно, "инкогнито".
В "Литературной странице" в газете от 4 июня 1967 (№ 67) было помещено два стихотворения Василия Стуса.
Теперь поэзия, которая в газете была напечатана под названием "В раскрыльи (из цикла стихов о Т. Шевченко)", стала широко известной, изучается в общеобразовательных школах на уроках украинской литературы в 11 классе. Здесь она напечатана без интервалов между четырехстрочный строфами. И кроме этого в дальнейших публикациях стихотворение потерял вторую строфу, несколько слов заменено другими, и пунктуация несколько изменилась.
В розкриллі
(з циклу віршів про Т. Шевченка)
Сто років, як сконала Січ.
Сибір і соловецькі келіі…
І глупа облягає ніч
Пекельний край і крик пекельний.
Сто років – ніби вивірянь…
Сторуко прохопились води.
Уже не ріки, вже моря
В твій берег хлюпають, народе мій.
Сто років мучених надій
І сподівань, і вір, і крові
Синів, що за любов тавровані.
Сто серць і сто палахкотінь.
Та виростають з личаків,
Із шаровар, з курної хати,
Раби зростають до синів
Своєї України-матері.
Ти вже не згинеш. Ти двожилава
Земля, рабована віками.
І не скарать тебе, ожилої,
Сибірами і соловками.
Ти вже виболюєшся болем,
Ти ще роздерта на шматки,
Ти вже крута і непокірна,
Ти випросталася для волі,
Ти гнівом виросла. Тепер
Не матимеш від нього спокою.
Йому ж рости й рости. Допоки
Не упадуть тюремні двері.
І радісним буремним громом
Спадають з неба блискавиці.
Тарасові провісні птиці –
Слова шугають над Дніпром.
Этот номер газеты был подписан в печать заместителем редактора Иваном Бобровским. Редактор была в отпуске. Этим и воспользовался Мищенко, сформировав "Литературную страницу". На этот раз такой трюк ему удался. Но уже с лета 1967 года, когда развернулась подготовка к празднованию 50-летия Октябрьской революции, контроль со стороны Комитета госбезопасности усилился.
Мищенко вспоминал: “Наближався новий 1968 рік. Наприкінці грудня з Донецька зателефонував Василь Стус, який на кілька днів приїхав з Києва до своїх батьків. Я запросив його до себе в гості. Він погодився, однак попередив, що за ним постійно стежать.
Зустрілися на автовокзалі. Міцно потисли один одному руки, обнялися. Потім попрямували до мене додому. Мешкав я в будинку, заселеному працівниками міськкому партії. Одну з квартир цієї гарної споруди було виділено газетярам (отут мене й поселили). Дізнавшися про це, Василь сказав, що нас можуть підслухати. Тож вирішили в квартирі “серйозних” розмов не вести. Оскільки зовсім поряд був сосновий ліс, помандрували в гущавину.
Василь розповідав про своє життя в столиці, про “шістдесятників”, яких цькує і переслідує влада. Згадав, зокрема, про епізод в кінотеатрі “Україна”, після якого його відрахували з аспірантури. У пошуках роботи обійшов усіх знайомих. Працював на будівництві метро, кочегаром, науковим співробітником державного історичного архіву, звідки незабаром теж звільнили.
Наше спілкування тривало всього кілька годин, після чого Василь повернувся до батьків".
Василий Стус с женой и сыном
6 января 1968 года Стуса исполнялось 30 лет. В этот день должен был выйти номер газеты "Коммунистический путь". Курлат готовил к выходу "Литературную страницу" № 30. Мищенко решил сделать вторую подарок и в последний момент дополнил страницу стихами В. Стуса и Н. Колесника с информацией о них.
Кончилось это тем, что у некоторых литстудийцив, приближенных к Мищенко, провели дома обыски. Искали книгу стихов Василия Симоненко "Земное притяжение", в которой Мищенко вписал от руки строки, которые были изъяты при печати:
Ради тебе перли в душу сію,
Ради тебе мислю і творю...
Хай мовчать Америки й Росії,
Коли я з тобою говорю.
После публикации в редакции состоялось общее собрание. Накануне вечером редактор газеты Мария Михайличенко позвонила Курлата, сообщила, что будут рассматривать дело Мищенко в присутствии начальника отдела КГБ. Попросила Курлата не приходить, сославшись потом, что его не предупредили, а она сочувствует Володе, с начальником КГБ у нее хорошие отношения и попытается сама вытащить Володю из беды.
Но на сборы Курлат пришел. Там стало известно о "добровольных информаторах" в редакции. Кончилось тем, что Володю просто предупредили. Но вскоре Мищенко и еще двое покинули редакцию...
Так стихи Стуса оказались в Северодонецкой газете.
За короткую жизнь поэт, член Украинской Хельсинкской Группы, Василий Стус оставил 6 томов произведений, большинство из которых переведены на английский и напечатаны на Западе.
В 1980 году был поэт повторно осужден к 10 годам заключения и 5 годам ссылки. 28 августа 1985 его отправили в карцер, где он объявил голодовку. В ночь с 3 на 4 сентября 1985 Василия Стуса не стало.